ОРАНЖЕВОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
Стоит отметить, что компания DAF Trucks NV — единственная, которая не раскрыла свою новинку до начала выставки. Выводить как можно раньше на рынок автомобили Euro-6 компания посчитала неактуальным для своей маркетинговой политики.
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Благодаря новой черной матовой решетке радиатора и доминирующей светлой панели с хромированным логотипом DAF, грузовик получил внушительный и в то же время элегантный внешний вид. Миндалевидные блок-фары и противотуманные фары закрыты не стеклом, а высокопрочным прозрачным материалом из поликарбонатной смолы (этот поликарбонат производится под товарной маркой LEXAN (Лексан) компанией SABIC Innovative Plastics). Фары головного света могут быть галогенные или светодиодные.
Автомобиль получил дневные ходовые огни, также светодиодные (из четырех элементов), и фонари освещения поворотов.
Создавая новый XF, специалисты компании взяли за основу хорошо зарекомендовавшую себя концепцию кабины XF105. Ширину автомобиля увеличили до 2,55 м. Кабина получила целиковые боковые окна, увеличенные боковые зеркала с расширенным углом обзора. Место расположения зеркал было тщательно подобрано. Так, зеркала со стороны пассажира сдвинуты назад. Благодаря этому получилось пространство между передней стойкой кабины и зеркалами, которое уменьшает мертвую зону. С этой же целью имеется промежуток между основным и широкоугольным зеркалом.
При разработке нового XF компания DAF уделила много внимания оптимизации воздушных потоков, снижению сопротивления воздуха, а также уменьшению загрязнения. Обтекатели кабины направляют воздушные потоки таким образом, что дверные ручки остаются чистыми.
Две из трех алюминиевых ступенек кабины защищены дверью, что также позволяет обеспечить чистоту в кабине и уменьшить сопротивление воздуха. Для удобства входа/выхода ступеньки установлены со смещением — лесенкой. Установленный на крыше кабины Space Cab спойлер кроме улучшения аэродинамических показателей снижает вес автомобиля примерно на 25 кг. В стандартной комплектации грузовик снабжается набором очистки ветрового стекла. В него входят скребок для льда, стеклоочиститель, длинная телескопическая ручка, к которой крепится салфетка.
Использование двигателя PACCAR MX 13 Euro-6 потребовало большей высоты моторного отсека. Благодаря проработанному расположению системы охлаждения, пол кабины был поднят только на три сантиметра — до высоты 147 см от уровня земли. Утверждается, что кабина XF Super Space Cab с общим объемом не менее 12,6 м3, является самой вместительной кабиной на рынке. Внутренняя высота самого высокого варианта кабины составляет 2,25 м. Общая высота кабины позволяет, не превышая предписанные нормативы по высоте, устанавливать на крыше проблесковые огни или пневматический звуковой сигнал даже при установке шин большего размера, используемых с передними осями грузоподъемностью 9 т.
В стандартной комплектации кабина подвешивается на пружинах. Пневматическая подвеска доступна как опция. В подвеску кабины включен новый стабилизатор.
ДОМАШНЯЯ ЗАГОТОВКА
При разработке внутреннего пространства кабины компания DAF остановила свой выбор на таких нейтральных цветах как серый и бежевый. Для декорирования приборной панели, обивки дверей, многофункциональной панели на задней стенке кабины используются стильные вставки с отделкой под дерево или алюминий.
В кабине грузовиков устанавливаются новые: сиденья с широким диапазоном регулировки, многофункциональное рулевое колесо, приборная панель. Система Driver Performance Assistant выводит на цветной TFT-дисплей информацию о количестве расходуемого топлива. К тому же, на информационном экране автоматически появляются сообщения, которые также помогают повысить эффективность управления автомобилем, рекомендуя водителю переключиться на более высокую передачу.
Также информационная система может положительно оценить действия водителя, если во время управления автомобилем он правильно оценил ситуацию на дороге и заблаговременно убрал ногу с педали акселератора, позволив автомобилю продолжить движение накатом, или воспользовался моторным тормозом или интардером — тем самым уменьшил износ тормозных механизмов.
Кроме того, центральный информационный дисплей выдает подсказки водителю в отношении экономии топлива и снижения эксплуатационных расходов за счет: выключения системы кондиционирования воздуха, когда она не требуется (экономия топлива до 2%); сокращения времени работы двигателя на холостом ходу (экономия топлива до 1,5 л в час); а также за счет регулировки спойлеров по высоте и своевременной проверки давления в шинах. Центральный дисплей выдает водителю информацию о давлении в шинах и положении спойлера на крыше. Дисплей размером пять дюймов может предоставлять информацию на 32 языках.
Новые, легко заметные переключатели сгруппированы в соответствии с их функциями. В центральной консоли появились два держателя стаканов, а рядом с водителем — мусорная корзина. Изменилось расположение педалей. Педаль управления тормозной системой стала подвесной.
Новые сиденья оснащены регулировкой по высоте на 220 и 145 мм. Нововведением для XF является разделенная на уровне плеча спинка сиденья и регулировка встроенных ремней безопасности по высоте. В стандартном исполнении сиденья обиты тканью серого оттенка. Сиденья с обивкой из кожи доступны как опция, как и двухступенчатая система вентиляции и обогрева. Также сиденье водителя может быть оснащено разъемом для подключения пневматического оборудования, в частности — пневмопистолета для уборки кабины.
Изменилось не только рулевое колесо, но и механизм регулировки его положения. Рулевое колесо теперь может быть плавно наклонено с 30о до 45о и настроено по высоте с диапазоном регулировки 80 мм.
При разработке интерьера кабины разработчики уделили особое внимание системе микроклимата с целью создания равномерного температурного поля по всей кабине. Система вентиляции и отопления кабины имеет дополнительные диффузоры под кроватью, за счет чего достигается равномерное распределение температуры в задней и передней зонах кабины. Для улучшения защиты боковых стекол от запотевания и обмерзания были переконструированы вентиляционные отверстия в дверных панелях. В новой кабине улучшено управление системой обогрева и вентиляции с точки зрения удобства и эффективности.
В кабине Super Space Cab люк в крыше оснащен электроприводом. Люк имеет встроенную сетку для защиты от насекомых и шторку от солнца. Рулонные шторки, установленные на ветровом стекле и окнах дверей, также защищают водителя от ослепления солнечными лучами. Компания DAF разработала для новой кабины шторку между передней стойкой и солнцезащитным козырьком, которая защищает водителя от яркого света.
Разработчики интерьера тщательно проработали внутреннее пространство кабины. В новой кабине XF Super Space Cab предусмотрен объем для хранения багажа вместимостью 1000 л. В кабине над ветровым стеклом располагается три больших отделения, в том числе предусмотрено место для микроволновой печи. Место под кроватью имеет объем 675 л. Здесь можно установить выдвижной ящик объемом 65 л и даже холодильник объемом 42 л.
В кабине нового DAF установили кровати еще больших размеров. Длина матраса нижней кровати составляет 220 мм, толщина — 16 см, ширина — 70 см за сиденьями и 80 см в средней части. У матраса есть две зоны комфорта (средняя — более твердая секция), что гарантирует удобство при использовании кровати как для сна, так и для сидения.
Матрас Lastilux из холоднопрессованного пеноматериала входит в стандартную комплектацию кабины XF Space Cab, в то время как модель Super Space Cab оснащена пружинным матрасом. Матрас состоит из почти 900 оцинкованных пружин и обеспечивает исключительный комфорт.
В кабине Space Cab на выбор поставляются два варианта верхнего спального места: первый вариант представляет собой обычную кровать с удобной лестницей и стандартным матрасом (205x10x60 см). В качестве альтернативного варианта доступна кровать с матрасом, одна сторона которого покрыта пластмассовым материалом, устойчивым к появлению царапин, что идеально подходит для использования верхнего спального места в качестве места для багажа. При выборе этой опции в стандартную комплектацию входит багажная сетка, растягиваемая по всей ширине кабины.
Верхнее спальное место в любой комплектации может быть сложено и разложено с минимальными усилиями благодаря продуманной подъемной системе. Рукоятка подъема разработана таким образом, что может быть использована в качестве вешалки для полотенца. В качестве опции верхнее спальное место кабины Super Space Cab также оснащается багажной сеткой, растягиваемой по всей ширине кабины.
На задней панели кабины расположена многофункциональная панель с местом для багажа и освещением. Панель включает место для хранения журналов, ночной столик, два подстаканника и электрический разъем 12 В. С этой панели можно управлять люком крыши и освещением кабины, а также обогревом кабины (включая таймер). Также в стандартную комплектацию входит лампа для чтения на гибкой опоре.
В центральную консоль вмонтирован многофункциональный выдвижной столик-полка. К нововведениям относятся три удобных держателя карт (оплаты дорожных пошлин или водительских прав), а также два дополнительных выдвижных подстаканника, в которые помещаются кружки, чашки и банки с напитками.
Рядом расположены четыре разъема DIN. Новым дополнительным оборудованием является: DIN-радио Truck Navigation Radio (TNR) с радиоприемником/CD-проигрывателем, система навигации грузового автомобиля, связь Bluetooth для телефона. Прочее дополнительное оборудование включает камеру/монитор и оборудование для телефона с возможностью подзарядки двух мобильных телефонов, которыми можно управлять с рулевого колеса по Bluetooth, что сопровождается отображением соответствующей информации на приборной панели. Также доступна система DAF Truckphone — телефон, полностью интегрированный в автомобиль. Система не требует отдельного телефонного оборудования.
ПОДНИМАЕМ ДАВЛЕНИЕ
При создании нового двигателя PACCAR MX 13, отвечающего экологическим требованиям Euro-6, использовался популярный дизель PACCAR MX 12,9. Конструкция блока цилиндров, как и головка цилиндров, с целью повышения жесткости изготавливается из высокопрочного чугуна. Трубопроводы отлиты в блоке цилиндров и его головке, два насосных агрегата, которые создают давление в топливной рампе, также интегрированы в блок и могут приводиться во вращение от распределительного вала, который управляет и работой клапанов.
Топливо подается с помощью интеллектуальных систем дозирования, что обеспечивает оптимальную эффективность за счет сжатия до высокого давления только необходимого его количества для приготовления топливной смеси. Это сводит гидравлические потери к минимуму.
Двигатель оснастили системой Common Rail с давлением впрыска до 2500 бар, турбокомпрессором с изменяемой геометрией (VTG), системой рециркуляции отработавших газов. Система дополнительной очистки отработавших газов включает каталитический нейтрализатор DeNOx и активный сажевый фильтр DPF. Оптимизация рабочего процесса позволяет использовать чаще пассивную регенерацию. С этой целью были изолированы выпускной коллектор и наиболее важные части системы выпуска ОГ.
Если температура отработавших газов все же окажется слишком низкой в какой-либо ситуации, то при заполнении сажевого фильтра двигатель переключится на активную регенерацию. Для этого в двигателе между турбокомпрессором и сажевым фильтром была установлена седьмая форсунка. Она производит впрыск топлива в окислительный каталитический нейтрализатор, который расположен в системе выпуска ОГ перед фильтром, для создания необходимой температуры. Каталитический нейтрализатор SCR служит также для поддержания оптимальных температур. Благодаря особому покрытию он обеспечивает максимальную эффективность в широком диапазоне температур. Это означает, что двигатель может работать с наибольшей эффективностью. За счет этого максимальная доля отработавших газов поступает в каталитический нейтрализатор SCR при правильной температуре.
Использование улучшенного турбокомпрессора также положительно сказалось на работе MX Engine Brake. Моторный тормоз позволяет теперь использовать более 75% полной мощности (360 кВт) на низких оборотах (до 1500 об/мин) для максимально эффективного торможения.
Новый двигатель PACCAR MX 13 Euro-6 разработан в нескольких вариантах, отличающихся мощностью: 300 кВт (410 л.с.), 340 кВт (460 л.с.) и 375 кВт (510 л.с.). Дизели имеют крутящий момент от 2000 до 2500 Нм, который достигается в диапазоне оборотов двигателя от 1000 до 1425 об/мин.
Система охлаждения двигателя оптимизирована с целью уменьшения времени работы вентилятора, что снижает расход топлива. Для экономии топлива применен круиз-контроль, плавно увеличивающий скорость до заданного уровня.
Вспомогательные агрегаты приводятся одним поликлиновидным ремнем. Охладитель масла, объединенный с масляным фильтром, теперь изготавливается из нержавеющей стали для еще большей долговечности. Топливный фильтр и водоотделитель объединены в один блок, установленный непосредственно на двигатель для максимального упрощения обслуживания. Жгуты проводов заключены в оболочку из пеноматериала для обеспечения максимальной надежности. Эти решения унаследованы от существующих двигателей Euro-5.
Для двигателя PACCAR MX 13 в качестве опции можно установить генератор мощностью до 24 кВт с приводом от механизма отбора мощности. Его энергия может использоваться, к примеру, для работы охладительной установки. Вместо генератора можно установить гидравлический насос (20 или 50 кВт).
DAF Trucks NV обещает ресурс двигателя до 1,6 млн км пробега. Межсервисный интервал для Западной Европы составит 150 тыс. км. С этой целью была увеличена вместимость поддона картера. Для снижения веса и уровня шума он изготовлен из пластика. Расход топлива нового XF остается таким же низким, что и у моделей XF105 с технологией Euro-5 ATe.
ТРАНСМИССИЯ В НОВОМ СВЕТЕ
Двигатель PACCAR MX 13 Euro-6 агрегатируется с модифицированными для группы PACCAR роботизированными и механическими 12- и 16-ступенчатыми коробками передач производства ZF. Последние разработаны для тяжелых условий эксплуатации. Механические коробки передач комплектуются системой переключения передач Servoshift, повышающей удобство работы благодаря снижению усилия и короткому ходу переключения. Чтобы снизить эксплуатационные расходы, используются «углеродные» кольца синхронизаторов с увеличенным сроком службы. Ход педали сцепления уменьшен с 154 до 135 мм.
Роботизированные коробки передач AS Tronic оснащены функциями EcoRoll и Fast Shift, предназначенными для снижения расхода топлива. Новое программное обеспечение и новые датчики гарантируют мягкую и плавную работу сцепления, обеспечивая повышенную эффективность при трогании с места и маневрировании.
Система EcoRoll устанавливается в стандартной комплектации. Она включает нейтральное положение в коробке передач при движении под уклон, позволяя экономить топливо за счет движения накатом. Это помогает снизить расход топлива и выбросы CO2 на 0,5-1,0% в зависимости от маршрута. Функция Fast Shift осуществляет переключение между 11-й и 12-й передачами без выключения сцепления и разрыва потока мощности. Это позволяет снизить расход топлива.
Максимальная мощность Intarder 3, встроенного в механическую коробку передач PACCAR Ecosplit и роботизированную PACCAR AS Tronic, составляет 500 кВт. Интардер обеспечивает дополнительную мощность на низких оборотах двигателя, улучшенное распределение тормозных усилий, повышение комфорта и, в частности, повышение эффективности торможения в течение более длительного времени (в том числе за счет повышения эффективности охлаждения двигателя). Вариант Eco отличается еще более низкими потерями на пробуксовку, за счет чего снижается и расход топлива.
Новые грузовики DAF XF комплектуются ведущими мостами SR1344 с уменьшенными передаточными отношениями главных пар. Такие редукторы обеспечивают работу двигателя на пониженных оборотах. Мост SR1344 рассчитан на нагрузку 13 т. Он устанавливается на тягачи с двигателями с максимальным крутящим моментом до 2300 Нм, работающие в составе автопоездов полной массой до 44 т. Доступны передаточные отношения главной передачи, начиная с 2,38:1. В конструкции моста SR1344 используется новые ведущая коническая и ведомая шестерни, что позволило уменьшить массу на 50 кг. Мосты подвешиваются на подвеске типа Stabilink, оборудованной стабилизатором поперечной устойчивости. Ее масса снижена на 60 кг. Отличительной чертой новых мостов является низкий уровень шума, более низкий объем масла (10 л вместо 15 л).
На автопоездах массой более 44 тонн и на автомобилях с двигателем мощностью 375 кВт/510 л.с. устанавливается обновленный мост SR1347, который использует меньше масла.
ПРЕДЕЛЬНО ЖЕСТКО
Отличительной особенностью в передней части рамы нового DAF XF является ее Y-образная форма. Она обеспечивает дополнительное пространство для установки радиатора увеличенного размера (площадь радиатора была увеличена на 30%, что позволило снизить работу вентиляторов охлаждения на 50%). На концах Y-образной рамы предусмотрен поперечный элемент нового типа, дающий дополнительную прочность и жесткость. То же можно сказать о дополнительной поперечной балке, установленной под блоком охлаждения, и новой передней противоподкатной защите, соответствующей самым последним европейским требованиям безопасности (R29).
Новое шасси тягачей 4x2 изготовлено из высокопрочной стали KF600. Шасси отличается центральной K-образной балкой, используемой в качестве поперечного соединения и обеспечивающей повышенную жесткость на скручивание и изгиб. Стандартная толщина лонжеронов составляет 6 мм, а для специальных областей применения доступна толщина 7 мм.
Для снижения массы шасси применено новое седельно-сцепное устройство. Рулевой механизм заключен в многофункциональный литой корпус. Эти и множество других технических решений привели к тому, что масса автомобиля XF 4x2 Euro-6 всего на 90 кг больше массы его аналога — XF105 Euro-5, несмотря на значительный вес системы дополнительной очистки отработавших газов (обычно — около 200 кг).
Бак для жидкости AdBlue объемом 90 л (бак объемом 140 л устанавливается как опция) расположен под кабиной. Отсек аккумуляторных батарей может быть установлен в задней части шасси. Компактное размещение системы DeNOx и сажевого фильтра в едином блоке позволяет установить топливный бак объемом до 1500 л на колесной базе 3,80 м. Доступны топливные баки трех различных размеров с разной высотой (700 мм, 620 мм и 560 мм для областей применения, где требуется максимальный дорожный просвет). На баках большего размера предусмотрены ступеньки для доступа к пространству между прицепом и кабиной.
Шасси получило новый бампер из оцинкованной стали, модернизированную поперечину транца, а также новые задние брызговики оригинального дизайна.
Новые грузовики DAF XF получили новую подвеску передних колес. Длина рессор составляет 1,75 м. Их ширина увеличена с 80 до 90 мм. В стандартной передней оси грузоподъемностью 8 т используется двухлистовая рессора, трехлистовая устанавливается при 9-тонной оси, однолистовая — при 7,5 т. Также возможна установка пневматической подвески.
Пневматическая подвеска ECAS с электронным управлением от компании DAF входит в стандартную комплектацию для заднего моста тягачей 4x2. Эта подвеска с четырьмя пневмобаллонами отличается увеличенной до 13 т грузоподъемностью.
Новый DAF XF оснащен тормозной системой с рабочим давлением 12 бар. Давление создается двухцилиндровым компрессором с жидкостным охлаждением. Компрессор работает только тогда, когда это нужно.
КУДА БЕЗ БЕЗОПАСНОСТИ
Автомобиль получил систему курсовой устойчивости VSC (Vehicle Stability Control), предотвращающую «складывание» и опрокидывание в стандартной комплектации. На новом DAF XF будет установлена усовершенствованная система аварийного торможения (AEBS). Она способна полностью остановить автомобиль без вмешательства водителя, если это будет необходимо для предотвращения аварийной ситуации. Система адаптивного круиз-контроля (ACC), система предупреждения о покидании полосы движения (LDWS) и предупреждения о лобовом столкновении (FCW) поставляются в качестве дополнительного оборудования.
Приборная панель имеет энергопоглощающие зоны, предотвращающие травмы коленей в случае столкновения. С целью безопасности в случае лобового столкновения была усилена конструкция кабины, рассчитаны передняя и задняя зоны деформации. Подвеска кабины спроектирована таким образом, что в случае лобового столкновения она остается закрепленной на шасси, но сдвигается назад, тем самым уменьшая энергию удара. В качестве дополнительного оборудования доступна подушка безопасности в сочетании с пиротехническим преднатяжителем встроенного в сиденье ремня безопасности.
Компания DAF оснастила новый XF дополнительной опцией — уникальной системой DAF Night Lock. Система проста и эффективна для защиты от взломов и краж и доступна в комплекте с газовым детектором.
DAF XF оборудован замками последнего поколения. Специально разработанный ключ со встроенным дистанционным управлением для блокировки и разблокировки дверей представляет собой совершенно новую систему. Новый ключ позволяет водителю одновременно закрывать все стекла и управлять освещением автомобиля, что гарантирует высочайший уровень безопасности и максимальное удобство. Это еще одно доказательство того, что при разработке нового XF компания DAF ставила заботу о водителе на первое место.
Новый DAF XF начнет сходить с конвейера весной 2013 года. Только с двигателем Euro-6. Поэтому в России машины появятся не скоро...