«УТИЛИЗАТОРЫ» НА МАРШЕ
ДО 15 И СТАРШЕ
Не успела просохнуть типографская краска на прошлом номере нашего журнала с рассказом о ставшей обязательной установке тахографов на автомобили, участвующие в коммерческих перевозках, как правительство одарило нас новой инициативой. Устав бороться с владельцами таких неэкологичных, неэкономичных, ненанотехнологичных, зато простых, дешевых и ремонтопригодных советских грузовиков и иномарок, выпущенных в конце 80-х начале 90-х, оно решило просто… запретить их эксплуатацию. Стоило заместителю главы МВД на одном из совещаний по развитию отечественного автопрома высказать такое предложение, как «процесс пошел». Спустя непродолжительное время Минпромторг разработал соответствующие поправки. Да и как ему было не поддержать такую инициативу, когда она была поддержана сами знаете кем. Вот цитата с официальной страницы Партии «Единая Россия»:
Глава правительства проводит совещание по развитию автомобильной отрасли в условиях вступления России в ВТО
Российский премьер (ныне президент России — прим. редакции) Владимир Путин считает возможным ограничить срок эксплуатации в России грузовых автомобилей и автобусов 15 годами. «Я тоже не против. Минпромторг с заинтересованными ведомствами пусть проработает и внесет предложения в правительство», — сказал Путин на совещании по развитию автомобильной отрасли в среду, 4 апреля, в Тольятти в ответ на предложения замглавы МВД Виктора Кирьянова об ограничении срока эксплуатации 15 годами.
«МВД тоже поддерживает ограничение сроков эксплуатации грузовиков и автобусов. Транспортные средства, которые находились в эксплуатации длительные сроки, создают дополнительную угрозу безопасности дорожного движения», — сказал Кирьянов. Он отметил, что содержание старых автомобилей оказывает негативное экологическое влияние, а с точки зрения экономики содержание таких машин невыгодно, передает «Интерфакс».
Все желающие могут ознакомиться с оригинальным источником, пройдя по адресу: http://er.ru/news/2012/4/4/putin-predlozhil-ogranichit-srok-ekspluatacii-gruzovikov-i-avtobusov-15-godami/
Не совсем понятно, что же такое «экологическое влияние». Очевидно, это — воздействие вредных выбросов старых автомобилей на окружающую среду. В таком случае надо провести исследования, посмотреть, сколько километров в год проходят старые автомобили, сколько вредных веществ они выбрасывают в атмосферу, сравнить полученные цифры с негативным влиянием на окружающую среду парка более новых машин, а также промышленных предприятий, назначить плату за нанесенный ущерб. А дальше пусть владелец сам решает. Что же касается экономической стороны дела, то это проблемы владельца, и более никого. Но, скорее всего, власть обойдется без лишних формальностей. Представим себе, как это будет выглядеть на практике. Единственным способом обеспечения запрета эксплуатации автомобиля, применяемым в настоящее время, является снятие номерных знаков. Возможно, работникам МРЭО вменят в обязанность контролировать возраст автомобиля и снимать их с учета по достижении 15-летнего возраста. Правда, такие действия должны производиться только по заявлениям граждан, но будем надеяться, что граждане, не желая вредить другим гражданам и репутации своей страны фактом эксплуатации морально устаревшей техники, сами проявят гражданскую сознательность и добровольно утилизируют свой автохлам. Именно в этом, очевидно, и проявляется ответственность личности перед обществом. Для несознательных же есть суд.
Какая красота настанет! Выезжает утром владелец «Лады Калины» в магазин за хлебом, а дороги свободны до самого горизонта. Нет больше «этих чадящих и тихоходных монстров», ничто не мешает движению. Приезжает он в один магазин, в другой, в третий, а хлеба-то нигде и нет. Не на чем привезти ни зерно с поля, ни батоны в магазин — все машины утилизированы, а владельцы тех, что остались, повысили расценки на перевозки в три раза — ведь теперь придется каждые 15 лет приобретать новые, значительно подорожавшие из-за увеличения спроса автомобили.
«Так дело не пойдет!» — решили в Минпромторге, и подняли планку до 25-летнего возраста, заодно добавив обязательный запрет на эксплуатацию и легковушек, наверное чтобы престарелым грузовикам и автобусам было с кем поболтать в очереди перед воротами утилизационной конторы. Но после последовавшего вала возмущенных писем владельцев «копеек», «Москвичей» и «Побед», поклявшихся отомстить за своих невинно убиенных любимцев, стало ясно, что, по сути, отнимать имущество у граждан ради развития отечественного, а точнее, принадлежащего некоторым частным лицам автопрома, несколько небезопасно. В данный момент речь идет о «запрете на коммерческую эксплуатацию». Этот совсем другой коленкор. Во-первых, пока что нигде нет понятия, что такое «коммерческая перевозка», так что запрещать пока нечего. Во-вторых, есть множество сфер использования грузовых автомобилей, не связанных непосредственно с перевозками грузов за плату. Собственно говоря, именно в качестве автолавок, автовышек, мастерских, лабораторий, машин технической помощи, в коммунальном и сельском хозяйстве в большинстве своем и работают «ветераны». Ресурс же машин, использующихся на междугородных перевозках «выбивается» в разы быстрее, и барьер в 25 лет для них неактуален.
А если необходимо продлить жизнь старой машине, активно используемой для перевозок и прошедшей капремонт, всегда есть возможность использовать ее шасси для установки какой-либо надстройки, или постройки фургона. И все, проблема решена. Был у вас автомобиль Volvo 1985 года выпуска, стал автомобиль-фургон постройки 2012.
Вопрос решен, можно перекреститься? Как бы не так! Подобные высказывания рождаются не на пустом месте. Познакомившись с документами Минпромторга, можно заметить, что подобные идеи витают в мыслях чиновников уже несколько лет. Вот, например, тезисы из выступления заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.В. Дементьева на «Правительственном часе» в Государственной думе год назад:
… —«Рынок грузовых автомобилей по итогам 2010 года вырос на 83,6% (92,9 тыс. штук). Рост в первую очередь опирался на программу госзакупок. В результате отечественные производители удержали доминирующее положение.
По автобусам рост рынка в 2010 году составил 32,6% (13,9 тыс. штук). Значительную роль в росте продаж сыграла программа обновления регионального парка транспортных средств.
В этих сегментах должны появиться новые программы стимулирования спроса и обновления парка. Над этим мы также работаем совместно с коллегами из других ведомств»…
С оригиналом можно ознакомиться на сайте Минпромторга по адресу: http://www.minpromtorg.gov.ru/special/gov/21/
Так что «утилизаторы» от нас не отстанут. Заставят покупать новые машины не мытьем, так катанием. В общем, никто и не против обновления парка, вопрос только в том, что все эти методы должны быть не запретительными, а экономическими, а применять нужно не только кнут, но и пряник. Не годится резко менять «правила игры». Люди работали, вкладывали средства в технику, покупали «убитые» машины, брали кредиты на ремонт и что дальше? Дальше надо отстаивать свои интересы. Не обязательно для этого выходить на площади и скверы, назначать там «стрелки» полицейским и устраивать с ними гладиаторские бои. Надо чтобы представители водителей, автовладельцев работали в соответствующих комитетах Госдумы, вносили свои предложения и корректировали законопроекты, составленные людьми, не вполне знакомыми с практической стороной жизни автотранспортников. Если только с «той стороны» сидят не кошмарные монстры, а вполне вменяемые люди, восприимчивые в своем большинстве к аргументированным доводам. Даже не обязательно эти аргументы должны быть финансовыми. Но мы не будем вступать в профсоюзы и создавать объединения владельцев, нам жалко заплатить даже 50 рублей в месяц для того, чтобы люди, защищающие наши интересы, имели возможность работать. И поэтому крики о том, что «вот, все решения принимаются с учетом интересов банков и крупных автопроизводителей» — бессмысленны. Они высказали свою позицию по этому вопросу, мы — нет. Поэтому остается только ждать новых сюрпризов от законодателей. Достаточно вспомнить прошлогоднее высказывание главы Росавтодора…
… «Глава Росавтодора Анатолий Чабунин предложил на законодательном уровне запретить грузовым автомобилям ездить в зимнее время на летней резине. «Нарушителей надо штрафовать или запрещать им движение до замены шин», — заявил он. Анатолий Чабунин призвал внести изменения в нормативно-правовую базу и запретить грузовикам ездить зимой на летних шинах»… О чем это он — профессиональным транспортникам не вполне понятно. Но для остальных такое предложение звучит вполне злободневно и вызывает только положительные эмоции. «Подумать только — эти грузовики мало того, что старые, так они еще ездят зимой на летних шинах! Запретить!» Вообще, конечно, фраза типа: «шины 260*508 летние» — звучит вполне достойно российских чиновников. Предложение имеет все шансы быть принятым, ведь подсказать представителям народа, что к чему, некому.
СТРАСТИ ПО «80-МУ»
Так что там с принудительной утилизацией? Нападение отбито? Как бы не так! Наступление на автовладельцев идет со всех сторон. «Голубая мечта» утилизаторов — ликвидировать хотя бы советские бензиновые автомобили. Конечно, все эти машинки крайне не практичны в эксплуатации, жрут бензин тоннами и не дают скучать своему владельцу, зато стоят они — копейки, запчасти на них — тоже, и к тому же я не могу вспомнить ни одного случая, когда заглохший «ЗиЛ» нельзя было заставить ехать, используя подручные средства. Все, кто хотел избавиться от них, давно это сделали, те же, кто не имеет средств не то, чтобы на замену парка, но и на зарплату рабочим, или просто не имеет желания «подсаживаться» на иглу фирменных сервисов, держится за технику «Made in USSR» всеми конечностями.
Против них и направлено очередное антирыночное поползновение — запрещение производства бензина с октановым числом 80. У водителей из столицы и крупных городов этот вопрос может вызвать усмешку и непонимание — дескать, в чем вопрос? Бензиновых «Зилов» и «Газонов», «Газелей» и «Волг» с дефорсированными «402»-ми двигателями почти не осталось. Так же думали и в правительстве, когда утверждали техрегламент к выпускаемому топливу. Результатом стал бензиновый кризис весны 2011 года, когда на заправках во многих регионах исчез бензин АИ-80. Исчез без всяких объявлений и предупреждений. Был, и не стало его. Неэкологичен! Больше не нужен нам такой. Европейскими нормами не положено.
Не нужен и не нужен. Через два дня с заправок исчез «92». Армады «Зилов» и «Газонов» (а в каждом субъекте Федерации, их, оказывается, набралось под сотню тысяч штук) в разгар сельхозработ, оставшиеся без привычной «пищи», стали использовать его. Наиболее предусмотрительные владельцы отшлифовали ГБЦ и поменяли толкатели, остальные — просто повернули трамблеры на более раннее зажигание. Сильно много здоровья мотору второй способ не прибавляет, однако, если следить за температурным режимом (повышенная температура говорит о том, что сгорание происходит в выпускном коллекторе и клапанам скоро хана) и не педалировать чересчур активно, работать так можно достаточно продолжительное время. Встал, разумеется, транспорт частных владельцев (классические «Жигули»). Точнее, не встал, а перешел на «95», оставив без топлива владельцев иномарок.
Вот так, стараясь угодить Европейской бюрократии, наши начальники чуть не оставили страну без еды и транспорта. А почему мы должны им угождать? Наши машины, соответствующие их требованиям, что, пускают в Европу без проблем? В Европу и без машины так просто не въедешь. Справку о зарплате покажи, справку, что у тебя отпуск покажи, обратный билет покажи, деньги в кармане покажи… Какие уж тут свободные грузоперевозки? Спросите в АСМАП. Вам расскажут, что к чему. Так зачем нам нужны на территории России европейские нормы? Нет, нормы Euro-2, регламентирующие содержание вредных веществ в непрогретом двигателе были вполне актуальны. Сизого дыма зимой над стоянками сейчас не то, чтобы не наблюдается, но, вспоминая года так 80, я могу сказать, что его практически нет. Но все остальные, вплоть до Euro-6 — зачем? Зачем нам за ними гнаться? Страна у нас огромная, машин мало, атмосфера имеет свойство самоочищаться. Пусть для использования в крупных городах продаются машины Euro-3. Остальные требования — маразм, направленный на то, чтобы заставить европейских владельцев как можно чаще менять транспортные средства. Мы решили пойти тем же путем. Только вместо экономических рычагов — «запретить». Вот тебе и рыночная экономика! Самое интересное, что «отравлять атмосферу» запретят не всем.
Вот, комментарий пресс-службы «Лукойла», опубликованный осенью прошлого года:
В соответствии с Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» с 01.01.2011 запрещено производство бензина с октановым числом 80 2-го класса. До сентября 2011 разрешено производство 80-го бензина по 3-му классу. После этой даты такой бензин не будет поступать в открытую продажу, а будет поставляться только по госзаказу в основном силовым структурам.
С уважением, пресс-служба ОАО «ЛУКОЙЛ».
Такая вот экология не для всех.
Но, похоже, опять пронесло. «80» бензин был на заправках всю зиму, ненадолго и не везде исчез в апреле и снова появился. «Жизнь» ему продлили. Надолго ли? До тех пор, пока власть не решит, что у нас есть уже достаточно денег на новые автомобили. И тогда вместо того, чтобы отстаивать свои права на использование принадлежащей нам собственности, мы будем изворачиваться, переводить машины на газ, устанавливать дизели, чтобы решить проблему с топливом, или «переигрывать» год выпуска, чтобы не попасть под запрет на эксплуатацию. Не проще ли сказать: «Нельзя работать на этих машинах — не будем. Давайте бесплатно те, на которых можно!» Почему бесплатно? Потому что за отставленные от работы машины, которые либо слишком неинновационные либо недостаточно экологичные, мы не получим никакой компенсации. Вот это было бы справедливо.