УНИВЕРСАЛЬНЫЙ MERCEDES
История полноприводных автомобилей Daimler насчитывает больше 100 лет. Самыми известными из них является марка Unimog. Тяжелые грузовики Zetros только начинают свою историю. В Крылатском выставлялись: — Unimog U400 — «Локомобиль» с комбинированным ходом для перемещения вагонов c тормозной системой до 1000 т и с крано-манипуляторной установкой для ремонтных работ; — Unimog U1450 — «ветераны» коммунальных служб, работающие в Москве и Санкт-Петербурге; — Unimog U400 Euro-5 с комплектным навесным оборудованием для коммунальных работ; — Unimog U4000 с двойной кабиной «вахтовый автобус»; — Unimog U5000 с жилым кузовом для охоты в труднопроходимой местности; — Unimog U4000 вахтовый; — шасси Zetros 2733.
Разработка универсального моторного механизма (нем. Universalmotorgerät) официально началась 1 января 1946 г. Работу по моторному механизму для сельского хозяйства вели в соответствии с планом Моргентау, предусматривающим превращение Германии в аграрную страну. 9 октября 1946 г. был готов первый прототип. На нем установили бензиновый двигатель Daimler-Benz M 136, так как подходящего дизеля не было, а ОМ 636 еще не был готов. Мотор M 136, рабочим объемом 1,7 л., устанавливался на легковых автомобилях Mercedes-Benz 170 V.
Сельхозник Universalmotorgerät получил колеса одинакового размера, кронштейн для крепления сельскохозяйственного оборудования спереди, прицепное устройство сзади и транспортную площадку и приводной шкив посередине. Такое оснащение позволяло фермерам использовать машину для работы в поле и для перевозок. Проектированием универсального транспортного средства руководил бывший начальник разработок авиационных двигателей Daimler-Benz Альберт Фридрих. Он еще осенью 1945 г. собрал команду конструкторов. Практические советы Альберт Фридрих получал от бывшего коллеги Генриха Ресслера, который после окончания войны пошел работать батраком. Он стал техническим руководителем проекта.
Вместе с Альбертом Фридрихом он заложил в свое новое детище характерные черты, которые являются особенностью унимогов и в наши дни: полный привод с блокировкой дифференциала, портальные мосты, пружинная подвеска, валы отбора мощности спереди и сзади. Правда, боковой шкив для привода сельскохозяйственных орудий, предусмотренный на первых Unimog, до наших дней не дожил. Не используется сегодня он и на тракторах, хотя в те времена это был их популярный «атрибут». Производить Unimog должна была компания Erhard und Söhne. Компания Boehringer поставляла шестерни и валы, компания Renk — мосты.
Новая сельскохозяйственная машина заметно отличалась от тракторов того времени. Ее скорость доходила до 50 км/ч. Содействовала этому пружинная подвеска с амортизаторами, а также тормоза на всех колесах. Для транспортировки груза массой до тонны предназначалась платформа площадью 1,5 кв. м. Это не был сельскохозяйственный трактор в классическом понимании. Машина также не являлась грузовиком. Инженер Хансом Цабель придумал для него вместо скучного названия Universalmotorgerät новое сокращенное и удобное — Unimog. За что был премирован бутылкой вина — редкое удовольствие в те дни.
В конце 1947 г. началось производство Unimog с дизелем ОМ 636 мощностью 25 л.с. (19 кВт). Высокооборотный дизель на основе двигателя Daimler-Benz M 136 спроектировал инженер Юлиус Витцкий, известный разработкой лодочных моторов. Первые дизели поступили на сборочный завод для испытаний 22 марта 1947 г.
На машины первоначально устанавливались четырехступенчатые коробки передач ZF, но это было временным решением. Шестиступенчатая коробка передач Rössler была более подходящим агрегатом. 21 ноября 1948 г. был получен патент на многоосное моторное транспортное средство сельскохозяйственного назначения. Патент на конструкцию шасси был получен только 26 февраля 1950 г.
На сельскохозяйственной выставке DLG (Deutsche Landwirtschafts-Gesellschaft — Немецкое сельскохозяйственное общество) во Франкфурте-на-Майне в августе 1948 г. были показаны два Unimog. Они получили хороший прием и заказы на 150 машин, даже несмотря на то, что их капоты были опечатаны, так как патенты на дизель ОМ 636 еще не были получены.
Первые 600 единиц Unimog серии «70 200» были изготовлены в Boehringer, так как Erhard und Söhne не могла их изготовить. На это ушло два года. С ростом популярности Unimog ни Boehringer ни Erhard und Söhne не могли обеспечить должный объем производства и сделать продукт массовым, т.е. относительно недорогим. Поэтому начались переговоры с Daimler-Benz. 5 сентября 1950 г. они успешно закончились. Завод Daimler-Benz в городе Gaggenau начал производство Unimog в 1951 г. (Unimog 2010). Фактически завод мог выпускать 300 машин в месяц. Первый Unimog был доставлен заказчику 3 июня 1951 г. Производство в Gaggenau продолжалось до 2002 г.
С 1953 г. Unimog стал полноправным мерседесом — получил трехлучевую звезду на капот. До этого использовалась стилизованная эмблема быка и буквы U. Вместе со звездой Unimog получил индекс 401. В этом же году появилась модификация с закрытой кабиной, и модель 402 с увеличенной с 1720 мм до 2120 мм базой.
Также началась разработка модели Unimog S. Он должен был стать военным грузовиком с бензиновым двигателем. Прототип Unimog S получил колею 1400 мм вместо 1284 мм, а также увеличенную до 2120 мм колесную базу. Однако и это увеличение было признано недостаточным. В результате остановились на ширине колеи 1600 мм, и длине колесной базы 2670 мм. На автомобиле установили бензиновый двигатель рабочим объемом 2,2 л. от легкового автомобиля Mercedes-Benz 220.
Прототип Unimog S был показан европейской военной комиссии летом 1953 г. Командование французских оккупационных сил сразу попросило его и заказало еще два прототипа для испытаний. Они были поставлены в июне 1954 г. За этим последовал заказ на 1100 автомобилей Unimog S. Они стали поступать заказчику с мая 1955 г. С тех пор модель Unimog S (404) пользовалась популярностью у военных. В 1956 г. Unimog S стал поступать на вооружение Бундесвера. Unimog S производился до 1980 г. Это был уже полноценный грузовой автомобиль с платформой длиной 2700 мм и шириной 2000 мм. Длина колесной базы составляла 2670 мм, а с 1956 г. ее увеличили до 2900 мм. Предкамерный дизель OM 636 был заменен шестицилиндровым бензиновым мотором M 180 II мощностью 82 л.с. Это позволило ему двигаться со скоростью 95 км/ч. На автомобиле применялись гидравлические тормоза с усилителем. Грузоподъемность увеличили до 1,5 т. В армии Unimog S использовался для самых различных целей. Его применяли в качестве бронетранспортера, тягача, мобильных метеостанций, мастерских, санитарных и штабных автомобилей и др.
Рынок коммерческих транспортных средств также проявлял интерес к Unimog S, особенно с дизелем мощностью 82 л.с. Такой автомобиль мог буксировать прицеп полной массой до 4,4 т. Однако Unimog S чаще использовался как шасси для спецавтомобилей, пожарной и другой техники.
В 1956 г. мощность двигателя первого Unimog серий 401/402 была увеличена до 30 л.с. Модернизированная машина получила обозначение 411. Но к началу 60-х годов прошлого века эти модели стали сдавать позиции.
В 1963 г. было освоено производство большего Unimog серий 406/416. Эти автомобили оснащались четырехцилиндровыми дизелями OM 312 мощностью 65 л.с. (48 кВт). Модели 416 отличались удлиненной до 2900 мм базой (Unimog 406 имел базу 2380 мм). Кроме этого выпускались модели серий 421/403. Они имели различные двигатели и величину колесной базы.
В 1975 г. на платформе Mercedes Benz Unimog S 404 разработали обновленную серию 435. Автомобили этой серии имели колесную базу от 3250 мм до 3850 мм. В следующем году, в соответствии с эстетическими предпочтениями тех лет, появились «угловатые» унимоги средней серии 424. С новыми очертаниями кабин эти автомобили получили новое обозначение: U 1000, U 1300/L, U 1500/L и U 1700/L с двигателем мощностью 168 л.с. В дальнейшем четырехзначное обозначение будет присваиваться всем моделям средней серии.
Начиная с 1985 г. Daimler-Benz поэтапно заменил весь модельный ряд унимогов. В 1992 г. появились новые легкие модели 408 (U 90) и 418 (U 110-U 140). Они предназначались в основном для выполнения муниципальных работ. В 1993 г. был представлен особо крупный трехосный Unimog U 2450 L 6×6. Трехоска оснащалась двигателем мощностью 177 кВт (240 л.с.). В 1996 г. появился компактный UX 100. Однако несмотря на такое техническое усовершенствование, как перемещаемое рулевое колесо, этот автомобиль так и не нашел свою рыночную нишу. Права на UX 100 были проданы группе Hako, занимающейся производством коммунально-уборочной техники, и уже получившую бывший восточногерманский бренд Multicar.
В 2002 г. были поставлены на производство автомобили тяжелой серии Hochgeländegängig (UHN, серия 437). Она включает модели U 4000 и U 5000. Эти унимоги в первую очередь предназначались для пожарных (особенно для борьбы с лесными пожарами) для оказания помощи при стихийных бедствиях и в качестве базового шасси для средств экспедиции. Автомобили Unimog тяжелой серии оснащали дизелями OM 924 LA рабочим объемом 4,8 л. мощностью до 218 л.с. Их полная масса достигала 11800 кг.
Модели серии UHN идеально дополняют автомобили серии U 300, U 400 и U 500, представленные весной 2000 г. Они были разработаны в качестве носителей оборудования, в первую очередь для предприятий общественного обслуживания, муниципальных служб, строителей, энергетиков.
Автомобили этих серий, полной массой от 7,5 до 15,5 т, оснащаются двигателями мощностью от 150. до 280 л.с, полностью синхронизированной восьмискоростной коробкой передач с электропневматической управлением (Telligent) с тремя режимами движения: ползучим, рабочим и базовым. Модели «сотых» серий относятся к семейству Geräteträger (UGN, серия 405).
В 2008 г. появилась легкая модель U 20. Она сконструирована на укороченной базе U 300. Для нее используется кабина от бразильского легкого грузовика Accelo (Caminhões Leves), установленная над двигателем. Автомобили полной массой 7,5/9,3 т оснащаются коммуникационным протоколом ISOBUS в соответствии с требованиями ISO 11783. Протокол был разработан для передачи данных в лесном и сельском хозяйстве.