ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ У IVECO новый флагман — Stralis Hi-Way
ОБЪЯТИЯ КРИЗИСА
Ситуация на автомобильном рынке Европы далека от радужных представлений о выходе из кризиса. Несмотря на звучавшие в одно время заверения политиков о стабилизации экономики, дела у большинства производителей коммерческого транспорта идут неважно.
По итогам первого полугодия положительная динамика отмечается только в островной Великобритании. Что же касается материковых стран, то здесь — сплошной минус. В трудном положении Франция, Испания, Италия. Падение потребительского спроса отмечается не только в сегменте грузовиков полной массой свыше 16 тонн, но и по среднетоннажникам, а это особая тема для транспортников Евросоюза. У самой IVECO рыночная доля в Западной Европе упала до 7,4% вместо прежних 8,3%. А ведь компания не скрывает своих амбиций — выйти на уровень некоторых конкурентов и добиться доли в 10% общего пирога в ближайшие годы, а в обозримой перспективе — и 15%.
Если говорить о глобальном характере финансового кризиса, то его дыхание прослеживается буквально повсюду. Аналитики транспортной отрасли отмечают очень трудное положение в последние 5 месяцев в Латинской Америке, где рынок просел на 15%. В Китае сегмент тяжелых грузовиков упал более чем на 25% и в ближайшее время падение достигнет величины 30%. Впрочем, какое дело нам до таких удаленных рынков, когда под боком проблем — хоть отбавляй.
О чем можно говорить, если до конца текущего года IVECO закроет 5 заводов в трех странах — Германии, Австрии, Франции. И это после того, как в 2011-м были закрыты два завода в самой Италии и Испании. На презентации нового флагмана руководство компании во всеуслышание заявило о том, что намерено уволить 1072 сотрудника в четырех странах. Правда, боссы тут же оговорились: дескать, в ближайшие 4 года они намерены создать 1200 новых рабочих мест, в том числе 500 — до конца нынешнего года. Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом…
О продолжении кризиса говорит тот факт, что IVECO отказалась от намерения приобрести американскую фирму Navistar, объяснив это разностью подходов к выпуску и продвижению продукта. Кроме того, было сказано о предстоящем повышении отпускных цен на грузовики, начиная с осени 2012 года. Цены на автомобили уровня Euro-5 вырастут на 5%, а увеличение стоимости IVECO EcoStralis, в зависимости от рынка, составит в среднем 7-9%.
ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Для мирового дебюта нового флагмана компания выбрала ярко-оранжевый «апельсиновый» цвет. По каталогу он носит код 52469 и называется feelgood orange. Похоже, что оранжевая тема в этом сезоне в моде. В апреле месяце мерседесовцы показали журналистам «каблук» Citan в матовом оранжевом колере, теперь итальянцы выкрасили демо-машины в цвет апельсина. Выбор такого колера стал символичным: самые вкусные апельсины выращивают в Испании, а именно там, в Мадриде и собирают нового «итальянца». Кроме того, в Евросоюзе очень популярны красные сицилийские апельсины. В общем, как ни крути, апельсиновая тема присутствует.
На новый проект итальянцы истратили €300 млн, включая €200 млн на исследования. При этом более половины расходов — около €180 млн — составили инвестиции в Euro-6 и €120 млн — в новый продукт. Еще €70 млн компания намерена вложить в совершенствование производства в Мадриде, где новый Stralis будут собирать наряду с моделями Trakker и Daily.
Флагман последнего поколения готовили к серийному производству несколько сезонов и только за последние шесть лет с помощью клиентов накрутили на опытных образцах более 11 млн км, в том числе 5 млн км — на усталость конструкции. С 2012 года 90% сотрудников компании (как уверяли на презентации) представили свои предложения в области улучшения продукта. В результате количество неполадок и отказов было снижено на 60%. На заводе в Мадриде была проведена акция по экономии сырья и материалов, устранению отходов и потерь, а уровень контроля качества вырос на 40%. Словом, работа проделана титаническая. И направлена она на то, чтобы завоевать клиентов, которые раньше не приобретали грузовики IVECO.
Желая угодить перевозчикам, компания улучшила обработку металла с помощью катафореза: толщина покрытия была увеличена на 30%. Усовершенствованы и методы антикоррозийной обработки поверхностей: теперь они защищены с помощью материала Tectyl. По стойкости к ржавчине он практически не уступает корабельному сурику, а ввели его по просьбам трудящихся (клиентов).
СУПЕРКАБИНА
Самое заметное новшество в экстерьере Stralis 2012 года — кабина Hi-Way, которая пришла на смену ActiveSpace. Над ней работали 250 инженеров под руководством Норберта Хольцера. Они учитывали мнения дилеров, оценки экспертов и высказывания перевозчиков. И многие изменения, не считая дизайна, внесены благодаря им.
Первое, что бросается в глаза в экстерьере нового флагмана — черная матовая решетка радиатора. При желании перевозчик может самостоятельно окрасить ее в другой цвет или заказать окраску в цвет кабины. В стартовом варианте производитель предлагает 9 фирменных цветов кабины: оранжевый (feelgood orange), бежевый (carrara ivory), синий (istanbul blue), желтый (prague yellow), серый (mineral grey), морская волна (lion blue), белый (alpine white), красный (maranello red), зеленый (alsace green).
Изменились и угловые дефлекторы кабины. Их внутренняя часть также является черной, но красить их в другой цвет никто не собирается. Черными остались обтекали наружных зеркал заднего вида, и окраска в цвет кабины, похоже, не предусмотрена. В принципе, так практичнее. Более того, черный цвет этих чашек хорошо сочетается с черными «щечками» снизу и позади боковых окон, а это уже фирменный стиль IVECO Stralis.
Абсолютно новым стал солнцезащитный козырек. Он тоже черный, с расположенными по углам габаритными огнями белого цвета. Черную вставку в виде поджатой тонкой губы имеет расположенный снизу спойлер бампера. Свежее решение для итальянского флагмана — светодиодные ходовые огни, растянувшиеся лентами в ксеноновых фарах головного света. В совокупности эти мелкие детали и придают машине более динамичный облик.
Автономный кондиционер на крыше кабины несколько портит аэродинамику, но позволяет в течение 8 часов отдыхать в прохладе, не запуская двигатель. Впрочем, хлопать в ладоши пока рано: неизвестно, будет ли он поставляться в Россию. Комплектации и цены для нашей страны еще не разработаны и не утверждены, так что придется запастись терпением и подождать.
Внутри изменений тоже достаточно. Взять хотя бы кресло Hi-Comfort с системой вентиляции. Кресло настолько удобное, что с первого раза садишься в него с ощущением «по тебе сшито». Руль приятного охвата, и его сердцевина даже при повороте на большой угол не перекрывает приборную доску. Комбинация приборов чисто «ивековская», и что удивляет — такая же пестрая, как на прежней версии, а-ля новогодняя елка. Информационный дисплей компактный, но он явно перегружен огромным количеством разноцветных контрольных лампочек. Такое впечатление, что создавалась эта пестрота не ради удобства, а ради красоты.
В топовой кабине Hi-Way стало больше отсеков — теперь их 32, а суммарный объем образуемого ими полезного пространства увеличился на 30 литров. В кабине предусмотрен контейнер с холодильником на 35 литров.
Кровать габаритами 800х2000 мм сделана на каркасе с деревянными планками. Это придает конструкции необходимую степень жесткости, позволяющей разгрузить позвоночник во время ночного отдыха. Верхняя полка поднимается к потолку как в железнодорожном вагоне и фиксируется ремнями.
Кроме самой комфортабельной кабины Hi-Way для дальнемагистральных перевозок клиентам доступны две другие версии: Hi-Road для межрегиональной доставки грузов и Hi-Street для грузоперевозок в городе и ближнем пригороде. Для знакомства с ними компания выложила видеоролики на Youtube на пяти самых распространенных языках. Этот шаг предпринят для того, чтобы сформировать интерес к новинке и побудить отдельных людей и фирмы к покупке нового технологичного продукта.
Более того, для коммерческого продвижения Stralis-3 в 2013 году в ряде стран, представляющих ключевые рынки, пройдет Road Show. В этом списке есть и Россия, так что до очного знакомства широким массам транспортников придется немного подождать. Впрочем, в сентябре 2012 года возможность «пощупать» новинку представится тем, кто приедет в Ганновер на крупнейшую выставку коммерческого автотранспорта IAA. Там же, кстати, покажут и новый IVECO Trakker.
СИЛОВАЯ ЛИНИЯ
Новый Stralis комплектуют 6-цилиндровыми рядными двигателями производства Cursor FPT Industrial. При соответствии нормам Euro-5/EEV они имеют три варианта рабочего объема (8, 10 и 13 литров), восемь разновидностей дизельных версий (мощностью от 310 до 560 л.с.) и три варианта моторов, работающих на природном газе (мощностью от 270 до 330 л.с.).
Количество разновидностей силовых установок уровня Euro-6 такое же, но разница по мощности и крутящему моменту есть (см. табл.). С новыми моторами конструкция автомобиля позволяет устанавливать топливные баки объемом 1400 литров. Все варианты двигателей работают совместно с моторным тормозом IVECO Turbo Brake и встроенным интардером. Заказы на автомобили с моторами Euro-5 уже принимаются. Начиная с июля текущего года, оформляются заявки на Euro-6 для клиентов из Германии, Австрии и стран Бенилюкса. Для других рынков поставки начнутся с 2013 года.
Разработчики отмечают, что двигатели нового флагмана обладают хорошими рабочими характеристиками и отличаются топливной экономичностью. Например, двигатель Cursor 13 обладает неплохими тяговыми свойствами уже при 1000 об/мин. В то же время, нужно учитывать, что мотор Euro-6 сделал машину увесистее на 170 кг: на 50 кг стал тяжелее сам двигатель и еще на 120 кг — выхлопная система.
У двигателей Cursor теперь нет насос-форсунок: на головке расположена система централизованного впрыска Common Rail. Кроме того, встроен моторный тормоз Super Engine Brake с увеличенной на 30% мощностью торможения. На новом флагмане применяется система выборочной очистки выхлопных газов Hi-eSCR, а это главная изюминка нового Стралиса.
Напомню, что для достижения экологических норм Euro-4, -5, -6 моторостроители применяют две системы или по отдельности, или вместе в зависимости от экологического стандарта — EGR (рециркуляция выхлопных газов) и SCR (каталитическая реакция с мочевиной). Уровня Euro-6 все производители грузовиков добились, только применив обе эти системы вместе. Все, кроме IVECO и DAF.
Смысл рециркуляции в том, что часть выхлопных газов возвращается обратно в цилиндры, где и происходит «дожигание», а выражаясь химическим языком, окисление химически активных окислов азота NOх до инертного N2O3. Проблема в том, что эта реакция не терпит высоких температур — чем она выше, тем ниже выход инертного оксида. Выхлопной газ, который мы возвращаем в цилиндры, уже нагрет до приличной температуры, поэтому его необходимо охладить в теплообменнике.
Моторы с EGR получились более теплонагруженными, поэтому они предъявляют повышенные требования к системе охлаждения. Особенно велико тепловое воздействие при больших нагрузках, так как при разных режимах работы автомобиля в цилиндры возвращается и разное количество выхлопных газов: на холостом ходу — 5%, на средних оборотах при движении по магистрали — 15%, а при штурме горы или в тяжелых дорожных условиях — до 30%. И это при экологическом стандарте Euro-5, для Euro-6 эти показатели еще больше.
Еще одна особенность двигателей с EGR заключается в повышенном расходе топлива. Разбавленный продуктами сгорания воздух, поступающий в цилиндры, вызывает приступ кислородного голодания у двигателя и «аритмию» процесса сгорания топлива. Поэтому приходится колдовать, чтобы подготовить горючую смесь и реанимировать нормальную работу цилиндров. Один из методов — более поздний впрыск топлива в цилиндры, что приводит к его дополнительному расходу, хоть и незначительному (на 3%).
А как дополнение к физике процесса сгорания следует отметить и антагонизм оксидов азота и сажи. Чтобы уменьшить количество последней, надо повысить температуру сгорания и увеличить давление впрыска, а чем больше температура, тем больше и оксидов — уменьшение одного вызывает увеличение другого и наоборот.
Что же такое SCR? На раму машины вешается дополнительный бак, чаще пластиковый, в зависимости от класса автомобиля объемом от 40 до 150 л, устанавливают насос, подающий раствор, а в глушитель вставляют катализатор. Раствор мочевины подается в глушитель, где он смешивается с выхлопом, а дальше водно-воздушная смесь поступает на катализатор, где оксид азота восстанавливается до просто азота, а на выходе кроме него получаем воду, немножко CO, сажи, часть которой не уловил сажевый фильтр, и понемногу остальную таблицу Менделеева: 6NO2+8NH3=7N2+12H2O.
IVECO пошла своим путем. Итальянцы вообще отказались применять EGR, сделав ставку только на SCR. Изменили головку блока двигателя, картер, систему охлаждения, подняли давления впрыска топлива до 2200 бар — это в какой-то мере компенсировало отсутствие системы рециркуляции газов, позволив уменьшить количество окислов азота в выхлопных газах. Остальную работу по доведению их (газов) до уровня Euro-6 взял на себя блок фильтров. К стандартным для машин, где используется совместно EGR и SCR, сажевому фильтру и катализатору, на котором активный азот окисляется до инертного с участием мочевины, итальянцы добавили еще один катализатор. Находится он первым по ходу выхлопных газов и в его задачу входит окисление угарного газа до нейтрального СО2, разложение углеводородных фракций и частичная нейтрализация окислов азота. После чего газы проходят фильтр твердых частиц, и уже очищенный от них в смеси с мочевиной попадает на катализатор, где и доводится до норм Euro-6. Именно эту, без EGR, систему итальянцы и считают главной изюминкой новой машины.
К слову, выбранное техническое решение себя вполне оправдывает: компания реализовала 240 тыс. двигателей SCR, т.е. использующих в катализаторах мочевину.
Для своего хита итальянцы приготовили три варианта коробок передач: 9- и 16-ступенчатую механическую, 12-ступенчатую автоматизированную ZF Eurotronic и полный 6-ступенчатый «автомат» фирмы Allison, особенно выгодный при использовании автомобиля в режиме «stop & go».
В зависимости от назначения грузовика и его колесной базы, толщина рамы может составлять 6,7 или 7,7 мм. Подвеска может быть полностью рессорной, целиком пневматической или смешанной, когда спереди используют рессоры, а сзади — пневмобаллоны. Пневматика управляется системой ECAS. Передняя подвеска рассчитана на нагрузку до 9 тонн, задняя — до 13 тонн. Передаточные числа ведущего моста — от 2.64 до 5.29. Словом, технический арсенал нового «итальянца» вполне достойный.
БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ
Долгое время IVECO не предлагал перевозчикам многих систем безопасности, которые уже находились в ассортименте дополнительного оборудования конкурентов. Причина крылась в том, что спрос на такие устройства был относительно невысок, чего не скажешь о размере инвестиций в их разработку и розничной стоимости. IVECO сознательно занимала выжидательную позицию и вот теперь решила активно наверстать упущенное.
В дополнение к обычным электронным системам вроде программы электронной стабилизации, или, по-народному, противозаносной ESP теперь предлагаются и новые разработки. Скажем, антиблокировочная система тормозов ABS поставляется с ассистентом торможения BAS (Brake Assistant System). Доступна противооткатная система помощи при трогании на подъеме — Hill Holder. Есть поддерживающий заданные скорость и дистанцию до впередиидущего транспортного средства адаптивный круиз-контроль АСС (Adaptive Cruise Control). Доступна система покидания полосы следования LDWS (Lane Departure Warning System) и система контроля усталости водителя DAS (Driver Attention Support). Кроме того, на версии Stralis с двигателем Euro-6 предусмотрена система предупреждения об аварийном торможении AEBS — Advanced Emergency Braking System.
Арсенал приличный, но не всеобъемлющий. В сравнении с теми же шведами не хватает системы контроля мертвой зоны при повороте направо, системы поддержки при смене полосы движения, датчика дождя и алкозамка, но это не устройства первой необходимости. По статистике, одними из наиболее востребованных электронных помощников водителю являются адаптивный круиз-контроль, поворотные фонари в нижней секции передних фар, система слежения за разметкой. Самые массовые продажи подобных систем осуществляются в Германии, Франции и Италии. А тот же Alcolock от Volvo Trucks больше всего востребован в самой Швеции. Другое дело — поворачивающиеся вместе с рулевым колесом фонари подсветки поворотов: спрос на них высок в Германии и Нидерландах, а также в Скандинавии, и, прежде всего, в Швеции и Норвегии.
Третий Stralis может быть оснащен системой контроля парка IVECONNECT. Это аналог мерседесовской Fleet Board и шведской Dynafleet. Она сочетает в себе бортовой навигатор с функцией маршрутоуказателя и обладает двумя видами обратной связи: дает оценку эффективности стиля вождения и подсказывает оптимальную передачу для конкретных условий движения. Система разделена на IVECONNECT Drive и IVECONNECT Fleet и позволяет улучшить эксплуатационные показатели. Впрочем, специалисты утверждают, что добиться экономии расходов на топливо можно и за счет обучения водительского состава. При этом эффективность достаточно высокая — после курсов экотренинга расход уменьшается на 5-12%, а такого результата не даст ни одна «умная» система.
Производитель уверяет, что с помощью нового аэродинамического пакета (верхнего и бокового спойлера кабины, обтекателей шасси) обтекаемость автопоезда можно улучшить на 3%.
ПРОВЕРКА НА ДОРОГЕ
Большинство характеристик и возможностей нового флагмана итальянцы подают с приставкой «хай»: Hi-Design, Hi-Comfort, Hi-Safety, Hi-Services и т.п. Но все рекламные обещания производителей забываешь, как только садишься за руль IVECO Stralis Hi-Way. Тут больше доверяешь ощущениям, а не «бла-бла-бла».
В отношении комфорта к новинке не придерешься: эргономика достойная, все на своих местах. Пожалуй, только с обилием контрольных ламп, как уже отмечалось, маленько переусердствовали, но главное — в остальном не перемудрили. Обзор по зеркалам хороший, и хвост полуприцепа легко контролировать даже при крутом повороте. Полочки, подстаканники, кармашки в дверях — все упрощает быт сидящего за рулем и не раздражает своим бестолковым расположением или неудобством.
Производительность кондиционера хорошая, причем работает он достаточно тихо. А вот уровень шума, по субъективным ощущениям, великоват. Хотя производитель и заявляет о снижении порога шумности на 2 децибела, ощутить разницу неспециалисту сложно. Но заочное сравнение с немецкими и шведскими конкурентами «итальянец» явно проигрывает — его мотор «голосистее». И, скорее, даже не мотор, а шумоизоляция кабины. Впрочем, это понятно: борьба за снижение веса и экономия на каждом килограмме не могут сбалансировать все как хочется — задачи-то прямо противоположные.
С «механикой» ZF и фирменной роботизированной коробкой Eurotronic я водил Stralis не раз, а вот опробовать IVECO с 6-ступенчатым «автоматом» Allison довелось впервые. Всего три кнопочки на приборной панели — вот и вся система управления и переключения: верхняя кнопка D (Drive) соответствует режиму «движение», средняя N (Neutral) — нейтралка и нижняя R (Rear) — задний ход.
За время поездки по 36-километровому кругу, сочетающему городской цикл с трассовым режимом, бортовой компьютер показал средний расход топлива на уровне 35,6 л/100 км. Это совсем неплохо, особенно с учетом того, что ехать довелось не на результат, а для проверки ездовых качеств, уровня комфорта и динамических возможностей.
На спидометре 90 км/ч, хотя реальная скорость — не более 85 км/ч, искусственно ограниченных электроникой. Серьезных нареканий к подвеске, эргономике, обзору и другим составным частям работы и комфорта водителя нет. Но первое неприятное ощущение уже есть: руль пустой, неинформативный, и для сохранения заданного направления движения приходится постоянно подруливать. Это неприятно еще и оттого, что полосы движения зауженные, обочины нет, и в нескольких сантиметрах от края проезжей части — металлический отбойник. Влево тоже не примешь: там то и дело проносятся легковушки, а при малейшем наезде колес на пунктирную разметку раздается противный предупреждающий звуковой сигнал системы LDWS. После третьего срабатывания я ее отключаю. Как позже выяснилось, так сделало большинство моих европейских коллег, принимавших участие в тест-драйве. Вот и спрашивается: для чего оснащать автомобиль устройством в 3,5-4 тыс. евро, если водитель его все равно «обесточит».
Аэродинамических шумов от завихрений воздуха от наружных зеркал и дефлекторов я не уловил. Претензий к управляемости нет — радиус поворота небольшой, и машина прописывает траекторию предсказуемо. И в целом машина понравилась. Ей, конечно, тяжело конкурировать на равных с признанными флагманами, но свое место под солнцем она точно займет. Другое дело, что борьбу за титул «International Truck of the Year 2013» она, скорее всего, проиграет новому Volvo FH, который тоже дебютирует в Ганновере. Впрочем, поживем — увидим!
ЧЕГО ЖДАТЬ ПЕРЕВОЗЧИКУ?
Во время презентации своего свежеиспеченного флагмана итальянцы с гордостью говорили о том, что на 5% уменьшили стоимость оригинальных запасных частей. За счет использования «зеленых» фильтров на 7% снижена стоимость планового ТО. Клиентам предлагается дополнительный год фирменной заводской гарантии. По сравнению с предшественником в сопоставимой комплектации почти на 2% уменьшилось потребление топлива. По расчетам экспертов, при годовом пробеге в 130 тыс. км уменьшение эксплуатационных затрат может составить до 4%. С учетом использования автомобиля в период лизинга продолжительностью три-четыре года экономия окажется более ощутимой.
В то же время, производитель не скрывает, что рыночная стоимость нового Stralis Hi-Way вырастет на 8%, а остаточная при продаже на вторичном рынке — примерно на 4%. Выходит, цена владения все-таки повысится. И это — несмотря на прямую ориентацию продукта на ключевую позицию IVECO: любым способом уменьшать совокупную стоимость владения. По словам инженеров компании, она снизится на 4%. Для перевозчиков ЕС даже произвели расчет на 5 лет с конкретными примерами.
В качестве аргумента в пользу нового Stralis боссы IVECO приводят пример эффективной технической поддержки. Ответ на звонок в техцентр поступает менее чем за 18 секунд. Проходит не более 70 минут, прежде чем к запросившему помощь клиенту приезжает мобильная техничка. До 80% случаев неполадок удается устранить на месте, без эвакуации транспортного средства на СТО. В системе заняты 5 тыс. человек, а к услугам дилеров — дополнительные курсы подготовки специалистов по продукту.
Новый Stralis пока выпускают только в Мадриде, но с конца года намерены организовать сборку и в Бразилии. Впрочем, на уменьшение стоимости это никак не повлияет. Спецификация для РФ еще не готова, и появится она, скорее всего, к концу года. Что же до объемов производства, то в 2012 году итальянцы намерены изготовить около 18 тыс. флагманов третьего поколения. О количестве тиражирования в следующем году пока ничего не сообщается — так далеко в период кризиса не заглядывают.