НОВЫЕ АРМЕЙСКИЕ ГРУЗОВИКИ НА ВЫСТАВКЕ EUROSATORY-2012
Эта выставка является крупнейшим мировым форумом, посвященным безопасности и передовым оборонительным технологиям. В ней приняли участие более 1400 компаний из 54 стран мира, а посмотреть на армейское снаряжение и технику пришло в общей сложности 55 тыс. посетителей из 135 стран. Военная выставка проводится с 1967 года каждые два года под патронажем Министерства обороны Франции. В этом году экспозиции Eurosatory были разделены на следующие разделы: «Оружие и боеприпасы», «Боевые машины» и «Системы управления боем и информационного обеспечения». Свою продукцию — порядка 200 образцов — представили 14 предприятий российского военно-промышленного комплекса. Ну а поскольку журнал «Автотрак» «заточен» в основном на грузовиках, то уделим пристальное внимание новым армейским тяжелым автомобилям.
RENAULT
Компания Renault Trucks Défense, занимающаяся разработкой грузовиков военного назначения, на своей домашней выставке демонстрировала армейский грузовик Sherpa Medium MRAP, созданный на базе полноприводного автомобиля Renault Sherpa medium 6x6. Машина, относящаяся к категории вспомогательных транспортных средств, предназначена для перевозки грузов или двенадцати вооруженных солдат. MRAP на базе Sherpa Medium сочетает в себе отличную внедорожную проходимость с высоким уровнем защиты, который обеспечивается специально разработанным V-образным бронированным корпусом.
Грузовик оснащен двигателем Renault DXi 7 мощностью 340 л.с. и 9-ступенчатой механической коробкой передач ZF 9S1310. Надо сказать, что этот автомобиль уже не является новинкой военных форумов, но в этом году был показан грузовик с улучшенной противоминной и противопульной баллистической бронезащитой (уровень IEQ) кабины и кузова. А для более уверенных ощущений на крыше кабины установлена турель для размещения пулемета калибра 12,7 мм с дистанционным управлением. Снаряженная масса автомобиля составляет 20000 кг, а грузоподъемность не превышает 4000 кг. Максимальная скорость движения грузовика по шоссе — 90 км/ч.
Следующую новинку показала французская компания Deschamps Company, специализирующаяся на разработке решений для обеспечения тактической мобильности войск. Новая облегченная интегрированная инженерная система LIBRIS (Light Integrated BRIdging System), смонтирована на шасси грузовика Renault KERAX (8х8) с бронированной кабиной «Centigon» от французской фирмы Carat Duchatelet Company.
Система мостонаведения LIBRIS представляет собой «мост в коробке». Она полностью соответствует требованиям инженерных войск с точки зрения оперативного развертывания при необходимости форсировать естественные преграды. При раскладывании моста его длина достигает 12 м, что позволяет использовать его при преодолении рва шириной 10 м или водного препятствия. Максимальная нагрузка, допускаемая на установленный мост, не должна превышать 40 тонн.
Для удобства транспортировки и развертывания системы LIBRIS на местности ее конструкцию сделали складной, помещаемой в стандартный 20-футовый контейнер. Эксплуатационная масса моста LIBRIS составляет 15,4 тонны. Он может перевозиться на любом тяжелом грузовике 8х8 или 6х6, который оснащен манипуляторной системой MultiLift.
CNIM
Французская компания CNIM показала опытный образец инновационного мобильного быстроразвертываемого моста SPRAT PTA MLC 80, аналогов которому нет в мире. Аббревиатура SPRAT возникла от французского названия Système de Pose RApide de Travures, что можно перевести как «быстроустанавливаемые мостовые элементы». Идея SPRAT базируется на модульном принципе, а установка может быть смонтирована на тяжелом пятиосном автомобильном шасси 10х10. Время развертывания короткого моста не превышает 8 минут. Экипаж — три человека. Длина одной секции составляет 14,3 м. Длина моста из двух секций может достигать 26 м, а ширина — 4 м. Масса одной секции не превышает 7400 кг. Полноприводное шасси оборудовано 760-сильным двигателем, автоматической трансмиссией, независимой подвеской и баллистической защитой кабины. Полная масса транспортного средства достигает 59 тонн. Ширина шасси — 4 м, длина — 17,3 м.
JEEP
Британская фирма Jankel Armouring, занимающая продажами вездеходов Jeep J8 по всему миру, на выставке демонстрировала новую армейскую версию Jeep J8 Pegasus Special Operations Vehicle (SOV). Новинка основана на тяжелой модификации известного многим любителям бездорожья автомобиля — Jeep Wrangler. Как заявил представитель Jankel Armouring, Pegasus вобрал в себя самую передовую технологию от корпорации Chrysler. Именно благодаря ей, гражданскую машину смогли оснастить оружием и защитой, сохраняя при этом высокую мобильность транспортного средства и его грузоподъемность. Jeep J8 оборудован 2,8-литровым турбодизелем, 6-ступенчатой автоматической коробкой передач и пневматической подвеской всех колес. Полная масса армейского автомобиля составляет 4500 кг, а его грузоподъемность не превышает 1,5 тонны. Клиренс полноприводной машины — 274 мм. Приведение огневых систем из транспортного положения в боевое составляет 60 секунд. Армейский автомобиль комплектуется защитой уровня STANAG 4569 Level 1 по классификации НАТО. По мнению военных специалистов, Jeep J8 Pegasus SOV вполне сможет позиционироваться как конкурент известным машинам — Land Rover Defender и Mercedes G-Wagon.
THALES
Австралийская компания Thales Australia продемонстрировала в Париже следующий прототип бронированного легкого транспортного средства под названием Hawkei (ядовитая змея Acanthophis hawkei). Проект Hawkei разрабатывается при участии фирм Boeing Defence Australia, PAC Group и Plasan. Министерство обороны Австралии уже выделило более $38 миллионов для разработки и испытаний нового поколения бронированных автомобилей Hawkei. В 2013 году планируется провести четвертый этап испытаний шести прототипов Hawkei. Они, в основном, будут касаться проверки технических возможностей и надежности машин. Разработчики автомобильной «Змеи» очень хотят получить заказ от австралийской армии, которая планирует замену устаревших джипов Land Rover.
Hawkei является мобильным, 7-тонным бронированным внедорожником, обеспечивающим высокий уровень защиты экипажа от стрелкового оружия, мин и самодельных взрывных устройств. Армейская машина с V-образным корпусом оборудована 220-сильным двигателем Steyr и автоматической трансмиссией Allison. Грузоподъемность грузовика составляет 3,1 тонны. Автомобиль в состоянии транспортировать команду из шести солдат. Мощная электронная архитектура машины позволяет разместить на броне и дистанционно управлять пулеметом калибра 7,62 мм и 40 мм автоматическим гранатометом. Стоит также отметить отличную проходимость Hawkei, его авиатранспортабельность, возможность установки дополнительной бронезащиты.
TATRA
Чешская компания TATRA, a. s., начиная с этого года, стала осуществлять сборку тяжелых грузовиков TATRA PHOENIX в армейском исполнении. На выставочном стенде можно было обнаружить автомобиль в цвете хаки с обозначением Т 158-8P5R33 391 (6x6.2), предназначенный для транспортировки различных грузов в сложных дорожных условиях.
Военное семейство внедорожных машин TATRA PHOENIX оснащается кабиной DAF CF 85 (короткой или со спальным отсеком), шестицилиндровым двигателем PACCAR MX мощностью 360-510 л.с., механической коробкой передач ZF Ecosplit или автоматизированной трансмиссией ZF AS-Tronic и пневматической подвеской шасси. Думается, не зря автомобиль TATRA PHOENIX получил титул «Грузовик года 2012» в категории полноприводных грузовиков.
Вторым заметным экспонатом стенда стал тактический автомобиль TATRA 815 8х8 «7-ой серии». Он был представлен в виде специального армейского эвакуатора «Mammoth», созданного на шасси TATRA T 815 — 7Z0R9T 44 440 8x8.1R совместно с польским предприятием Pojazdy Specjalistyczne Zbigniew Szczesniak Sp. z o.o.
Грузовик оборудован 16-литровым двигателем DEUTZ TCD 2015 V08 мощностью 440 кВт (585 л.с.), автоматической коробкой передач Allison 4500 SP, уникальным «трубчатым» шасси TATRA с пневматической подвеской, внедорожными колесами 16.00 R20 и четырехместной низкой кабиной TATRA с бронезащитой 2-го уровня STANAG 4569. Полная масса специального транспортного средства составляет 44 тонны.
Для проведения разных эвакуационных работ машина оснащена телескопической краново-манипуляторной установкой Hiab 477 EP-2 Hi Pro с предельной грузоподъемностью 5200 кг и вылетом стрелы 8,5 м. Кроме этого в оснащение эвакуатора входят две лебедки с гидроприводом: основная — SEPSON H350PX с усилием 28 тонн и дополнительная модели SEPSON H60PEX с усилием в 2 тонны.
MAN
Армии, проводящей миссию по принуждению к миру, необходимо довольно интенсивное снабжение войск. Для решения этой логистической задачи необходим автомобильный транспорт желательно с высокой грузоподъемностью, мощным полным приводом и, конечно, серьезной защитой узлов машины и экипажа.
Немецкая компания Rheinmetall нашла решение данной задачи. На выставке ею впервые была представлена комплексная система защиты военных грузовиков под названием HX2 (Extreme Mobility Truck System). HX2 является более совершенной версией предыдущего защитного комплекса для грузовиков HX. Она включает бронированную кабину и систему активной защиты (ADS). Как уверяет разработчик, НХ2 обеспечивает превосходную защиту машины от широкого спектра поражающих факторов, включая выстрелы из РПГ.
На стенде Rheinmetall был показан трехосный армейский грузовик MAN HX2 6x6 Cargo, созданный совместным предприятием Rheinmetall MAN Military Vehicles (RMMV). Он оборудован двигателем MAN мощностью 440 л.с., 16-ступенчатой коробкой передач ZF и специальными шинами размерностью 16R20, которые обеспечивают отличную проходимость на всех типах ландшафта.
Кроме этого, мюнхенские конструкторы спроектировали для этого грузовика усиленное шасси и новый передний мост с нагрузочной способностью 11 тонн. А Rheinmetall со своей стороны разработала и испытала новую кабину с более высоким уровнем защиты водителя и экипажа, оснастив ее «Активной Системой Обороны» ADS. Суть этой защитной системы заключена в специальных датчиках, которые обнаруживают подлетающие ракеты и кумулятивные снаряды. В течение нескольких долей секунды система активизирует свои оборонительные устройства и нейтрализует подлетающие объекты с помощью направленной энергии взрыва. Таким образом, ADS является уникальной высокоэффективной системой активной защиты армейского грузовика.
SCANIA
Компания Scania показала новейший четырехосный седельный тягач Scania R730CB 8x8 EHZ, предназначенный для транспортировки тяжелой гусеничной техники в составе автопоезда полной массой до 120 тонн.
Тяжеловоз оснащен 16,4-литровым двигателем Scania V8 (Euro-5) мощностью 730 л.с., выдающим крутящий момент 3500 Нм. Мотор агрегатируется с 12-ступенчатой автоматической коробкой передач Scania Opticruise и вспомогательным тормозом Scania Retarder. Все четыре оси оснащены колесными редукторами.
Необычность армейского тягача заключается в том, что шведы первыми в Европе установили полный привод на шасси с двигателем Scania V8. Ведь в данный момент лишь некоторые автопроизводители из Евросоюза соединяют двигатель мощностью 480 л.с. со всеми ведущими колесами. Кроме всего, специально для этого военного грузовика была изготовлена кабина увеличенного объема — Scania CrewCab, в которой хватит места для двух водителей и 6 человек. Максимальная скорость автопоезда с предельной нагрузкой составляет 80 км/ч.
OSHKOSH
Известный американский производитель армейских грузовиков — компания Oshkosh Defense — представляла новый санитарный вариант тактического автомобиля M-ATV. Американский военный контингент в Афганистане с 2009 года активно использует мощные, мобильные и хорошо защищенные машины M-ATV. За это время Oshkosh поставил в войска 8700 единиц этих транспортных средств.
Эвакуатор для раненых комплектуется 6,4-литровым двигателем Cummins мощностью 370 л.с., автоматической коробкой передач Allison 3500 SP series, центральной системой накачки шин, 16-дюймовыми внедорожными колесами и системой независимой подвески Oshkosh TAK-4® всех колес. Последняя, кстати, позволяет транспортному средству без труда преодолевать скалистый ландшафт Афганистана или перемещаться по плохим дорогам и полному бездорожью. Машина рассчитана для транспортировки трех членов экипажа и четырех раненых бойцов. Снаряженная масса Oshkosh M-ATV составляет 11250 кг, а его грузоподъемность не превышает 1800 кг.
PANHARD
Компания Panhard General Defense, являющаяся лидером во Франции по производству легкой бронированной техники массой до 15 тонн, демонстрировала на выставке новую боевую машину поддержки CRAB (4x4). CRAB (Combat Reconnaissance Armoured Buggy) или военно-разведывательная бронированная багги — русский аналог БРДМ — создавался по программе развития бронированных машин сопровождения и поддержки Scorpion VBAE.
Он представляет собой четырехколесный бронеавтомобиль с габаритной длиной 5 м, шириной 2,5 м и с высотой корпуса (без башни) 1,8 м. Эксплуатационная масса машины в зависимости от конфигурации варьируется от 8 до 10 тонн. CRAB оборудован двигателем Renault мощностью 330 л.с. и автоматической коробкой передач, а мощная длинноходная подвеска и внедорожные колеса с высоким профилем обеспечат отличную мобильность машины на бездорожье. Максимальная скорость такого бронеавтомобиля составляет 110 км/ч.
В новом армейском автомобиле нашли применение несколько новых технологий: бронированный кокон для экипажа и дистанционно-управляемая система вооружений в башне HORNET. Ходовая часть спроектирована так, чтобы машина могла развивать высокую скорость и маневренность. «Танчик» на колесах с экипажем три человека оснащается 30-мм автоматической пушкой, спаренной с ней 7,62-мм пулеметом и пусковыми установками дымовых гранат.
Глядя на французскую новинку, сразу появляются ассоциации, что перед вами минитанк на колесах. По сути, он таковым и является, только стоимость броневика и его последующего содержания, приблизительно в десять раз меньше, чем у танка Leclerc — основного во французских бронетанковых войсках. Представитель компании Panhard именно так сформулировал концепцию машины CRAB: «Вооруженные силы сталкиваются с сокращением бюджета на закупки новой техники наряду с необходимостью увеличивать расходы на эксплуатацию военного высокотехнологичного оборудования. Поэтому для французской армии и был разработан CRAB — нетребовательная машина, позволяющая выполнять большое количество задач при небольших затратах в сравнении с основными боевыми средствами — танком Leclerc, колесной бронированной машиной AMXRC, а также разведывательными машинами ERBC».
BAE SYSTEMS
Премьеру своего бронеавтомобиля RG35 провела на Eurosatory-2012 фирма BAE Systems. На презентации Крис Чемберс, вице-президент компании, сказал, что новый автомобиль RG35 стал прямым ответом на уроки, извлеченные из операций в Ираке и Афганистане. «Солдаты должны иметь эффективный уровень защиты, который не наносил бы ущерба мобильности и огневой мощи. Мы откликнулись на потребности военнослужащих и внесли необходимые коррективы», — добавил он.
Броневик RG35, выпускаемый в конфигурациях 4х4 и 6х6, оборудован мощным приводом, включающим двигатель Cummins и автоматическую трансмиссию Allison, имеет противоминную и баллистическую защиту и представляет собой многоцелевое транспортное средство, которое может быть использовано для перевозки армейских грузов или в качестве наблюдательного пункта, или проведения патрулирования. Для «убедительности» армейская машина может быть оснащена разным легким вооружением, а ее электронная архитектура позволяет наводчику (находясь вне БТР) управлять боевым комплексом дистанционно.
MERCEDES-BENZ
Мировой автогигант Daimler на выставке показал новый армейский грузовик Mercedes-Benz Zetros 1833A GLF 4x4 с бронированной кабиной.
Его подготовили в рамках тендера на поставку 110 грузовиков для немецких вооруженных сил. Опыт Афганистана убедил генералов Бундесвера заказать новые транспортные средства с серьезной защитой кабины водителя. 5-тонный Zetros оборудован рядным 6-цилиндровым двигателем OM 926 LA (Euro-3) мощностью 240 кВт при максимальном крутящем моменте 1300 Нм. Мотор агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison 3000 SP.
IVECO
Iveco Defence Vehicles показала бронированные грузовые автомобили, которые компания поставила для французских вооруженных сил. Контракт был выполнен совместно с французской фирмой Soframe — «дочкой» промышленной группы Alsatian Lohr Group. Первая часть договора — 200 автомобилей на общую сумму около €160 млн уже выполнена, остальные 2000 машин будут отгружены позже.
Основной моделью французского контракта стал грузовик марки Astra колесной формулы 8х8. Фирма Astra, являясь дочерней компанией Iveco, сегодня выпускает специальный военный диапазон High Mobility тяжелых армейских грузовиков 4x4, 6x6 и 8x8 на узлах и деталях материнской компании. Автомобили комплектуются легкобронированной кабиной водителя, двигателями Cursor, механическими коробками передач ZF или автоматическими трансмиссиями Allison. Кузова для военных шасси будут производиться во Франции компанией Soframe.
УРАЛ
Уральский автозавод представил на выставке макетный образец перспективного бронированного автомобиля Урал-ZA (6х6). Новая разработка подобна иностранным аналогам MRAP (Mine Resistant Ambush Protected — защищенное транспортное средство от подрыва фугасов и атак из засады). Уже несколько лет в США, Германии, ЮАР, Италии, Франции и Израиле создаются и активно используются подобные бронемашины и российская оборонка с опозданием, но решила показать, что она еще что-то может.
Бронеавтомобиль нового поколения создан на базе грузовика Урал-63095 по программе «Тайфун». Он обладает мощным 450-сильным двигателем ЯМЗ-Э5367, 6-ступенчатой автоматической коробкой передач и внедорожными шинами Michelin размерностью 16.00R20 с противоосколочными накладками Hutchinson VFI. В конструкции также применена гидропневматическая подвеска независимого типа, благодаря чему шасси может менять наклон корпуса в зависимости от рельефа местности.
Машина с полной массой 24 тонны рассчитана на перевозку 12 человек или 5 тонн груза, а также предназначена для буксировки прицепов по любым ландшафтам. Для защиты экипажа и пассажиров Урал-ZА оборудован бронированной трехместной кабиной и кузовом. Также конструкторы позаботились об усиленной защите (от пуль и осколков мин) основных узлов и агрегатов автомобиля. Как сообщил представитель УралАЗ: «Новая броня, установленная на «Тайфуне», сможет защитить перевозимых людей и различный груз от действия стрелкового оружия и взрывных устройств, вплоть до противотанковых мин. И даже может выдержать подрыв придорожного фугаса с 8-ю килограммами тротила». Невыясненным, правда, остался вопрос относительно защиты топливных баков — ведь это достаточно уязвимое место любой армейской машины. На Урал можно установить различное вооружение, например пулемет (на крыше кабины), который будет управляться дистанционно из бронемодуля.
Уральский «Тайфун» имеет неплохие характеристики по проходимости. Так, в частности, грузовик может двигаться по пересеченной местности со скоростью 50 км/ч даже с пробитыми шинами. Предельная скорость машины на хорошей дороге составляет 105 км/ч. Кроме этого, Урал может преодолевать 60-градусный подъем, 1,9-метровый брод и 60-сантиметровое вертикальное препятствие. Автомобиль оснащен электронной системой управления, которая выводит на экран водителя информацию о состоянии агрегатов и может автоматически подключиться к внешним системам управления.
Сложно пока говорить про цену вопроса, но, как уверяют российские автопроизводители, по критерию стоимость-эффективность, особенно по критерию проходимости, Урал-ZА «Тайфун» — лучшая бронемашина в мире.