ЭКОНОМИЧНЫЙ ТРЕЙЛЕР ОТ STAS
Ответом на этот вопрос стал самосвальный полуприцеп с подвижным полом «MF Streamline», разработанный недавно бельгийской компанией STAS Trailers. Главной идеей этого проекта являются длинные юбки-отражатели SideWing, спроектированные специалистами по аэродинамике из голландской фирмы Ephicas. Изготовитель новинки уверяет, что его трейлер Streamline способен сэкономить до 15% топлива по сравнению с обычным.
Исследователь из технологического университета Delft Гандерт Ван Раемдонк говорит, что 30% эксплуатационных расходов автотранспортной компании составляет оплата счетов за топливо. При этом 40% горючего грузовой автомобиль вынужден сжигать для преодоления аэродинамического сопротивления воздуха. Следовательно, снижение потерь при аэродинамическом сопротивлении транспортного средства даст заметный экономический эффект и повышение рентабельности транспортного бизнеса. Среди мер, которые способны оказать положительное воздействие на экономию он назвал: различные аэродинамические устройства, новейшие шины с низким коэффициентом сопротивления качению, обучение водителей и использование в грузовиках менее прожорливых двигателей.
Акцентируя внимание на боковых юбках-отражателях, которые использовала фирма STAS, Ван Раемдонк отметил, что в его университете проводили полномасштабные тесты трейлеров с юбками SideWings. В результате их установки полуприцепы MF Streamline показали на испытаниях 5%-экономию топлива, что соответствует снижению расхода горючего примерно в 1,5 литра на 100 км пути. Дополнительная установка хвостовика демонстрировала уменьшение расхода топлива на 6%. Если использовать комбинацию из боковых юбок SideWings и хвостовика, то выигрыш может достигать 2 литра солярки на 100 км пути. Хотя и звучит это многообещающе, но решение вопроса остается за политиками, которым необходимо внести коррективы в стандарт длины транспортного средства.
Британский автомобильный журнал силами своих сотрудников также протестировал бельгийский трейлер MF Streamline в составе автопоезда.
Сравнительные испытания между двумя полуприцепами (один с юбками, другой — без) проводились на полигоне с одинаковыми седельными тягачами MAN TGX, оснащенными 440-сильными 12,4-литровыми двигателями MAN (Euro-5). Трейлеры STAS длиной 13,5 м, шириной 2,5 м и высотой 4,1 м имели полезный объем 92 м3, в котором находился груз массой 10 тонн. Полуприцепы были оснащены осями Mercedes с дисковыми тормозами, тормозной системой Wabco EBS-E+2S/2M, алюминиевыми дисками Alcoa и шинами Michelin XTA2+energy 385/65 R22,5. Также надо добавить, что трейлер MF Streamline имел на 200 кг большую массу по сравнению с обычным аналогом (снаряженная масса 7,2 тонны) за счет установленных боковых юбок SideWings.
Испытания провели на дистанции 22,5 км (15 кругов). Как и ожидалось, автопоезд с полуприцепом MF Streamline показал заметную экономию топлива. На средней скорости 64 км/ч она составила 2,9%. На скорости 80 км/ч параметры экономии выросли до 5,8%, а при 89 км/ч уменьшение расхода солярки достигло 8,1%.
Таким образом, можно сделать вывод, что максимальный эффект от дополнительных аэродинамических устройств достигается только на достаточно высоких скоростях движения транспортного средства.
Что же касается заявленной фирмой STAS 15%-ной экономии, то ее данные пока не подтвердились независимыми испытаниями. Вполне вероятно, что это были предварительные расчеты, сделанные на компьютере.