VITO E-CELL — БЛИЖЕ К ПОТРЕБИТЕЛЯМ
Для этого от города Ойтин на севере до Мюнхена на юге, Дуйсбурга на западе и Дрездена на востоке создана дилерская сеть из 33 сервисных и торговых партнеров Daimler AG, осуществляющая продажи и сервисную поддержку Mercedes-Benz Vito E-CELL. Сеть обеспечивает доступность технического обслуживания по всей Германии первого фургона с электроприводом серийного производства.
Vito E-CELL, точно так же как и любой другой Vito, поддерживается диагностической системой Mercedes-Benz Star Diagnosis. С ее помощью любая мастерская может обслуживать и ремонтировать электромобиль Vito E-CELL. Поскольку только специалисты допускаются к работе с транспортными средствами, оснащенными системами высокого напряжения, то Daimler, прежде всего, организует всестороннее обучение персонала. Процесс подготовки включает достижение различных уровней, вплоть до самого высокого — специалист по работе с системами высокого напряжения транспортных средств. Как и на любой автомобиль марки Mercedes-Benz, для Vito E-CELL имеются запасные части на центральной базе компании (Central Supply Depot) в Гермерсхайме. Электрический фургон не требователен к техническому обслуживанию, и плановые операции проводятся только раз в год или каждые 20 000 км. В дополнение к стандартному перечню работ по проверке на правильное функционирование и возможные утечки, сертифицированные механики исследуют все компоненты высокого напряжения и кабели. Стоимость технического обслуживания невысока, так как нет необходимости менять масло и фильтры на электромобиле.
В 2011 г. Mercedes-Benz изготовил приблизительно 400 фургонов Vito E-CELL. Они изготавливаются на заводе в Витории в баскском регионе в Испании, выпускающем автомобили Vito. Всего производственные подразделения Mercedes-Benz Vans выпустили в прошлом году 2 000 автомобилей E-CELL.
Mercedes-Benz Vito E-CELL изготавливается на базе обычного фургона со средней базой. Автомобиль имеет грузоподъемность 900 кг. Грузовое отделение электрического фургона соответствует аналогичному автомобилю с двигателем внутреннего сгорания. Все электрооборудование: аккумуляторная батарея, электродвигатель, силовая электроника, конвектор и зарядное устройство, размещаются под полом фургона.
Электродвигатель развивает мощность 60 кВт и пиковый крутящий момент 280 Нм. Ведущие колеса — передние. Двигатель работает от литий-ионной (Li-ion) аккумуляторной батареи номинальным напряжением 360 В емкостью 36 кВт/ч. Аккумулятор заряжается от сети напряжением 380/400 вольт. Процесс зарядки занимает до шести часов. Позже будет доступна зарядка от сети напряжением 230 В. Кроме того, батарея подзаряжается при торможении за счет рекуперации энергии.
Максимальная скорость электрического фургона ограничена электроникой до 89 км/ч. Максимальный пробег по NEDC (New European Driving Cycle — новый европейский ездовой цикл) — около 130 км. Фургон разгоняется до скорости 50 км/ч за 6,5 секунды, а до 80 км/ч — за 11. Это позволяет автомобилю уверенно двигаться в городском потоке и не сдерживать движение грузовиков при выезде на магистрали.
50 автомобилей Mercedes-Benz Vito E-CELL появились в столице Германии осенью 2010 г. В Штутгарт 50 электромобилей поставили в начале 2011 г. Автомобили были предоставлены партнерам автопроизводителя для проведения эксплуатационных испытаний. Область применения фургонов самая разнообразная: курьерские службы, почтовая и экспресс доставка (так называемая КЕР, на немецком языке — Kurier-, Express — и Paketdienstleister), внутризаводская транспортировка на больших предприятиях, работа в качестве «технички», обслуживание клиентов.
За прошедший год, в обоих городах водители дали положительную оценку Vito E-CELL. Они отмечали устойчивое ускорение, движение, не требующее переключения передач, непрерывное торможение. Водители констатировали низкий уровень шума. Электромобили настолько бесшумны, что другие участники движения не всегда слышат приближение фургона. Это, по мнению водителей, требует особого внимания при управлении Vito E-CELL
По результатам эксплуатации автомобилей в Берлине, только 30% фургонов развивают максимальную скорость ежедневно. Исследования показывают — в большинстве случаев скорость автомобилей не превышает 55 км/ч в обоих городах, а чаще находится в диапазоне 15-30 км/ч. В условиях реальной эксплуатации пробег фургонов на одном заряде батареи составлял, по крайней мере, 80 км, в том числе зимой. Такого пробега в большинстве случаев достаточно. В опросе, проводимом во время тестирования автомобилей в Штутгарте, водители оценили такой пробег как хороший или удовлетворительный. Испытания показали, что топографические особенности не оказывают существенного влияния на эксплуатационные качества Vito E-CELL.
Уровень заряда батарей — ключевой показатель электромобиля при эксплуатации. У фургонов, эксплуатирующихся в Берлине, этот показатель, как правило, колебался между 95% и 25% доступной емкости. Это указывает, что максимальный пробег Vito E-CELL используется редко. Соответственно, в обоих регионах сравнительно короткие временные промежутки заряда батареи (от 1 до 3 ч) являются нормой.
Для заряда электромобилей Mercedes-Benz объединила усилия с поставщиками электроэнергии Vattenfall (Берлин) и EnBW (Штутгарт). Энергетические компании оборудовали зарядные станции непосредственно на стоянках операторов. Зарядка батарей происходит в нерабочее время. Для заряда батарей разработана интеллектуальная технология, основанная на зарядном блоке Smart Charge Communication Unit (SCCU), установленном в Vito E-CELL. Блок может быть запрограммирован с тем, чтобы зарядка происходила в часы, когда действуют пониженные ночные тарифы. При наличии у оператора нескольких электрических фургонов, процедура заряда может быть поэтапной благодаря процессу локального управления зарядкой (LLM — Lokales Lastmanagement). Это позволяет не перегружать электросети.
В настоящее время продолжаются длительные эксплуатационные испытания Vito E-CELL в Берлине и Штутгарте. Автомобили в течение четырех лет должны пройти по 80 тыс. км. Проект служит для демонстрации возможностей автомобильной промышленности совместно с коммерческими предприятиями, поставщиками электроэнергии и производителями для обеспечения решающего стимула продвижения электрической мобильности в Германии. Федеральное министерство Германии природопользования и защиты окружающей среды оказывает поддержку проекту Mercedes-Benz в Берлине. В Штутгарте проект финансируется Федеральным министерством транспорта, строительства и городского развития. В общей сложности, 230 электрических фургонов уже прошли вместе 650 тыс. км.