FOTON И DAIMLER TRUCKS ПОКАЗАЛИ... В этом мире возможно все... все сделано в Китае!
— Через 15 минут!
Пятнадцать минут переросли в 180, пока не прилетела делегация из ЮАР. Только после этого мы тронулись в путь. Запомнились не три часа ожидания, а невозмутимая улыбчивая физиономия китайца, продолжающего каждый раз утверждать, что тронемся мы не более чем через 15 минут. Так я впервые столкнулся с восточным менталитетом.
И если в первый день это раздражало, то уже на второй воспринималось как должное. Отставание от графика мероприятий, причем на любом уровне, на час-два, — нормальное явление. И постоянные ожидания в последующие дни лично мной воспринимались с абсолютным спокойствием и философской сдержанностью. То ли это атмосфера так действует, то ли китайская кухня, о которой чуть ниже.
ПАРОВАЯ ТЕЛЕГА НА ПОЛЕ ЧУДЕС
А точнее — «Счастливый автомобиль» — так переводится с китайского название Foton. Сколько нас ни поили китайские друзья, я так и не понял, как дословное «паровая телега на поле чудес» можно интерпретировать в «счастливый автомобиль» — пришлось и это списать на восточный менталитет.
Компания с таким заковыристым названием и устроила повод, чтобы собраться в Пекине. Основание — подписание с немцами из Daimler соглашения о производстве и продвижении совершенно нового китайского грузовика Auman GTL.
Китайцы очень умно пользуются потенциалом своей страны и своего внутреннего рынка. Развивающаяся стремительными темпами экономика и громадное внутреннее потребление страны являются лакомыми кусочками для многих иностранных компаний, ищущих новые рынки сбыта. И если почти все мировые бренды легковых автомобилей уже имеют в Китае свои сборочные заводы, то с грузовым подразделением не все так оптимистично. Производители двигателей и компонентов имеют в Поднебесной совместные предприятия, и только несколько лет назад одна «грузовая» европейская компания объявила о создании совместного предприятия.
Специфика китайской экономики в том, что иностранцы не могут иметь предприятия со 100%-ым капиталом. Максимум на что они могут рассчитывать — 49% в совместном предприятии. Но идут на это, стремясь застолбить место в самой динамично развивающейся экономике мира. Идут на условиях Китая, который, понимая привлекательность своей экономики, практически не торгуется, а диктует условия.
Немцы из Daimler, хоть и осторожно, но пошли на создание полноценного совместного предприятия Beijing Foton Daimler Automotive Co. по выпуску средних и тяжелых грузовиков. Смысл объединения коротко в том, что Foton сохраняет владение и право пользования собственными технологиями, патентами и брендом Auman для грузовиков на зарубежных рынках; Daimler обеспечивает техническую и экспертную поддержку совместному предприятию для улучшения качества продукции и участвует в разработке новых продуктов, нацеленных на китайский рынок. Немцы представили свои технологии и лицензию на производство «больших» двигателей, а также инвестиции в строительство завода по выпуску нового грузовика Auman GTL.
Компания Foton была основана в 1996 г. Всего за 15 лет фирма достигла объемов годового выпуска автомобилей около 800 тыс. штук. Результаты впечатляют. И это притом, что Foton не самая большая по китайским меркам компания. Но, тем не менее, 15 собственных и совместных заводов выпускают: легковые автомобили и пикапы, легкие и тяжелые грузовики, автобусы разного класса и спецтехнику, двигатели. Моторы этой компании, выпускающиеся по лицензии американской фирмы Cummins, объемами 2.8 и 3.8 литра, ставятся и на отечественные машины Газель, Валдай и «маленький» КАМАЗ. Выпускается в Китае и 11-литровый Cummins, который устанавливается на «большой» КАМАЗ, но производит его уже другая китайская фирма.
Так вот, ребятам из Foton уже мало национального рынка и местных масштабов. И решили наши китайские товарищи попытать счастья на мировом рынке. Напомним, что китайский автопром, а особенно — грузовой, на мировых рынках практически не присутствует. И это притом, что товарами из Поднебесной завалены все страны. Но высокотехнологичный китайский автопром пока совсем не соответствует мировым стандартам. Те несколько тысяч грузовиков и легковых автомобилей, продающихся в России и странах СНГ, погоды производителям не делают. Поэтому до последнего момента официальных представительств производителей китайских грузовиков в России не было.
С другой стороны, на национальных рынках развивающихся стран, грузовой выглядит так: есть национальные производители техники, продукция которых сильно не дотягивает до уровня ведущих производителей грузовиков; есть качественная, но дорогая, относительно местного производства, техника законодателей грузовой моды. Возможен и третий вариант, когда в «каркас» грузовика (рама, кабина, основные элементы шасси) устанавливаются современные и качественные агрегаты и компоненты. По этому пути пошли многие национальные производители грузовиков, включая и отечественные КАМАЗ и МАЗ. Дело в том, что эта техника, как правило, используется на внутреннем рынке и если экспортируется, то в незначительных масштабах. Немцы с китайцами решили в этот промежуточный вариант таких машин вдохнуть экспортный потенциал и начать продавать грузовики практически на всех континентах. А за флагманскую модель для завоевания международных рынков взяли новый тяжелый грузовик Auman GTL.
ЕВРОПЕЕЦ ВО СНЕ И НАЯВУ
Одному известному русскому транспортному журналисту еще в Москве «приснилось», что кабина Auman GTL — копия немецкого Actros. He видя кабины живьем, он в первый же вечер пристал к главе российского представительства Foton с нравоучениями, что воровать — нехорошо. Дин Лэй, хорошо знающий нашу страну и специфику автопрома, делал круглыми свои китайские глаза и убеждал нас, что кабина грузовика — чисто домашняя разработка. Но журналист не унимался и Дину Лэю, в конце концов, пришлось просто смолчать на очередную попытку поговорить о китайском Актросе. Только на следующий день, увидев Auman GTL вживую, всем стало ясно, почему глава представительства совершенно не понимал этих провокационных вопросов — на Actros кабина грузовика не похожа никак и ни под каким углом!
Что касается дизайна кабины, то мне она понравилась очень, особенно если сравнивать с камазовской «а-ля солярис», сделанной в Корее. И пусть зазоры подогнаны не так тщательно, и точечная сварка отчетливо видна на некоторых панелях, но смотрится эффектно. Внутри — тоже не КАМАЗ: объема больше, чем достаточно; эргономика продумана и интерьер почти европейский. Материал и качество, конечно, не европейское, но и не камазовское. Почему сравниваю все время с КАМАЗом? Если эта машина будет продаваться в России, а в планах такое есть, то конкурировать она будет в первую очередь с камским грузовиком. И сравнение явно не в пользу последнего. Кстати, тесты на безопасность и кабины, и грузовика в целом проходили на мерседесовском полигоне в Германии, и машина была удостоена европейского сертификата безопасности. В аэродинамической трубе она тоже продувалась и по заверениям производителя аэродинамика этой кабины позволяет экономить 3-5% топлива в сравнении с грузовиком предыдущего поколения — Auman ETX.
Auman с китайского — европеец. Название во многом соответствует действительности. На грузовике, выставленном на обозрение публики у проходной завода, вполне современная трансмиссия: задний мост Meritor, КПП — роботизированный Eaton, двигатель Cummins ISM мощностью 390 л.с. По желанию можно установить лицензионные КПП и мост от ZF, а двигатель — Mercedes. Задняя подвеска на пневмобаллонах, кабина, кстати, тоже на четырех пневмоточках. Рулевое управление — ZF. На раме висел бак для мочевины, что означает, что в данной комплектации машина соответствует экологическому стандарту Евро-4.
К чему я все это? В такой комплектации грузовик планируют поставлять на экспорт в страны БРИКС, Корею, Индонезию и ряд других. Китайцы говорят и о некоторых странах Европы, но это навряд ли: там привыкли к другому качеству и сервису, хотя Mercedes Trucks и заявляет о сервисной поддержке продукции Foton на своих станциях.
На новом и современном заводе, сверкающем чистотой, с современным оборудованием и просторными цехами, с конвейера пока сходят грузовики предыдущего поколения с рессорной подвеской, низкими кабинами и китайскими двигателями. Но представители завода уверяют, что в зависимости от спроса поменять модельную линейку не составит никакого труда, а производственная мощность предприятия: рассчитана на годовой выпуск 100 тыс. автомобилей.
Спросите любого российского: перевозчика или продавца китайских грузовиков о запасных частях к ним. Головная боль — это мягко сказано. Часто одни и те же детали с одинаковых машин вообще не взаимозаменяемы. Сервисмены рассказывали мне, что заказав детали по каталожным номерам в Китае, получали запчасти под заказанными номерами, но которые совершенно не подходили к автомобилям.
Понятно, что без решения сервисного обслуживания и поддержки любые грандиозные планы по продвижению бренда на национальных рынках обречены на провал. До последнего времени все китайские грузовики завозились в страну независимыми продавцами и часто по серым схемам, а сервисная поддержка совершенно не соответствовала запросам перевозчиков.
Foton решил исправить эту ситуацию и первым из китайских производителей коммерческого транспорта решил зайти на рынок России основательно и правильно. Было создано представительство с профессиональной командой. Наряду с широкой гаммой грузовиков пока малого и среднего класса в стране создали склад запасных частей, ассортимент которого постоянно увеличивается.
Похоже, что Foton и Daimler Trucks настроены очень серьезно и планов — громадье! В страны Европы планируется поставлять не только грузовики, но и автобусы; в США — пикапы, а в Корею и Японию — развозные грузовики. К 2020 году в России, Индии, Мексике, Бразилии и Индонезии планируют построить заводы по выпуску автомобилей. В России в планах завод в Новгородской области мощностью 100 тыс. машин. Задумки большие, но как говорят в России — «поживем — увидим».
|
За эту поездку я узнал, что оказывается:
— Китайцы не пользуются учением Фэн-шуй. Говорят, что на этом можно хорошо подзаработать, если знать, где еще остались на Земле люди, которым это можно навязать.
— Ни свиного, ни птичьего, ни какого другого особенного гриппа не существует. Все это просто вирус гриппа. Он лечится обычными медикаментами и никакой особой вакцины для этого не нужно.
— В зависимости от степени заварки один и тот же китайский чай может быть как тонизирующим, так и успокаивающим.
|
Я остался в восторге от китайской кухни. Нет ярко выраженной экзальтированности, географически близкой Индии, когда вездесущая специя карри забивает вкус основного блюда, нет снобизма современной европейской кухни. С большим удовольствием я поедал все, что предлагали. Иногда интересовался происхождением блюда, но и вяленые медузы, и древесные грибы только стимулировали аппетит. Правда надо отдать должное — тараканов и скорпионов нам не предлагали. Но на улицах Пекина жареные насекомые на лотках быстрого питания присутствовали. Подозреваю, что это рассчитано больше на иностранную публику, потому что ни одного китайца, поглощающего шашлык из скорпионов, я так и не увидел. А вершиной китайской гастрономии для меня стала Пекинская утка, которой нас потчевали в последний вечер нашего пребывания в Китае. Вообще, должен сказать, что китайская кухня очень здорова и вкусна и, выражаясь «великим и могучим», — «вставляет» капитально. Причем так, что, как только наш самолет коснулся полосы аэропорта Шереметьево, я стал лихорадочно набирать телефон своей подруги…
|
Пекинская утка или утка по-пекински — одно из самых известных блюд китайской кухни. Рецепт пекинской утки стал широко известен со времен правления династии Юань, когда в 1330 году медик и диетолог, отвечавший за питание императора, Ху Сыхуэй, опубликовал его в своем фундаментальном труде «Важнейшие принципы питания». Считается, что этот рецепт происходит из провинции Шаньдун. Оно пользовалось популярностью при юаньском дворе в Пекине, почему и распространилось повсеместно под нынешним названием. Представляет собой натертую медом утку, запеченную в специальной печи. При подаче на стол ее мясо нарезают тонкими ломтиками. Мясо, а также шкурка утки, которая должна быть хрустящей, тонкой и нежирной, подаются с мандариновыми лепешками, молодым луком и соусами: сладким соусом из лопуха или соусом «Хойсин». Дополнительно могут быть включены прочие отдельные компоненты, например огурцы, порезанные соломкой.