РИСКОВАННАЯ РАБОТА АФГАНСКИХ ВОДИЛ
Недавнее решение президента Обамы увеличить численность войск в Афганистане серьезно усложняет одну из самых больших проблем американских военных: доставку авиационного и дизельного топлива воздушным и наземным войскам США, находящимся там. Для этого необходимо осуществить до тысячи дополнительных поставок топлива бензовозами в месяц и построить новые хранилища.
«Вхождение в Афганистан, которое мы должны были провести очень быстро, по сути, стало очень трудной задачей, потому что эта страна по развитию своей инфраструктуры весьма похожа на Антарктиду. Афганистан с точки зрения тыловой службы представляет собой, вероятно, самое неудобное место на Земле для проведения военных действий, — заявил заместитель министра обороны по вопросам закупок, технологии и тылового снабжения генерал Аштон Картер, — Он не имеет выхода к морю, сеть дорог намного более разреженная, чем в Ираке и трудна для преодоления. Там очень мало аэродромов и различный географический ландшафт».
В то же время потребности военных в топливе колоссальны. Судя по докладу Главного контрольно-финансового управления (ГКФУ), каждый день в Афганистан поставляется около 1 350 000 литров реактивного топлива, а ведь для наземного транспорта необходим дизель, бензин и моторные масла. В докладе ГКФУ говорилось, что лишь за июнь 2008 года в ходе воздушных и наземных операций было израсходовано 28 миллионов литров топлива.
Таким образом, военные США весьма ощутимо зависят от поставок, проходящих через протяженные и опасные дороги из Пакистана в Афганистан. Однако американцы предпочитают не рисковать жизнями своих парней и нанимают местных водил для доставки всех невоенных грузов на базы.
АФГАНСКИЕ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ
Узнать некоторые подробности о работе афганских дальнобойщиков попробуем с помощью журналиста Associated Press Ани Нидрингаус, которая рискнула сесть в кабину обычного бензовоза и проехать по небезопасному маршруту из Пакистана в Афганистан.
На нелегких горных маршрутах, на старых и древних грузовиках зарабатывают себе на хлеб афганские и пакистанские водители.
Типичным представителем этой транспортной отрасли можно считать 30-летнего пакистанского шофера Новшера Авана. Этот с виду скромный человек, обутый в потрепанные пластиковые сандалии китайского производства, совсем не похож на молодого мужчину. В течение почти всего года ему приходится совершать 700-километровые рейсы на автопоезде с 20 000 литрами топлива.
Аван нанялся на работу в логистическую компанию за сравнительно небольшую зарплату — $112 в месяц, и теперь ему приходится много и тяжело работать при постоянной угрозе быть раненым или убитым. За эти скромные по нашим меркам деньги ему удается содержать жену и пятерых детей, которые проживают в далекой деревне в северо-западном районе Пакистана. Два раза в год он навещает свою семью и видится с родственниками, а остальное время проводит в разъездах.
Он рассказывает, что его рейс из Карачи до нефтехранилища в Кандагаре может занимать от недели до 15 дней. Это зависит от активности боевиков Талибана, задержек пакистанскими военными или армейскими патрулями НАТО, ожидания очереди на контрольно-пропускных пунктах, а также попадания в транспортные заторы и сложности погодных условий.
Маршрут бензовоза начинается с широкого и удобного шоссе на выезде с морского порта Карачи, где емкости автопоезда заполнены под завязку.
Далее караваны с военными грузами и топливом следуют через южную пакистанскую провинцию Белуджистан. Этот район запоминается узкими и переполненными дорогами. Чтобы не попасть под чужие разборки непрекращающейся клановой вражды, лучше объехать проблемные районы по объездным путям, говорит Аван. Впереди начинается горный перевал Койхэк — очень опасная дорога с множеством страшных и жуткого вида обрывов. Преодолев его, вы попадаете в Афганистан — страну, где царствуют талибы и местами правительственные силы вместе с воисками НАТО. Это место навевает неприятные воспоминания водителю Шурабу Гюлю. В один из рейсов, спускаясь по перевалу, его грузовик двигался очень медленно, что позволило одному боевику выскочить из засады и закрепить мину на цистерне с бензином. Произошел взрыв, но он успел выскочить и отбежать от горящей машины. «Я заплакал, когда увидел мой взорванный грузовик. Я думал о своей семье — что они будут делать, если что-нибудь случилось со мной», — вспоминает он. А ведь у него жена, пять сыновей и дочь.
Да, здесь взрывают, расстреливают или просто отбирают грузовики. Бывает, гибнут водители. Хотя пресс-секретарь военного альянса, лейтенант Бэшон Манн уверяет, что по статистике менее одного процента тяжеловозов, доставляющих топливо и другие грузы в Афганистан, подвергаются нападению со стороны моджахедов. Но для Авана и других пакистанских водителей, рискующих всем ради низкой зарплаты, эти цифры спокойствия не добавляют. Страх попасть в засаду боевиков или подорваться на придорожном фугасе, очень велик.
В 2010 году боевики ворвались на терминал Кветта (Пакистан) и гранатометами уничтожили 14 бензовозов. В 2009 году был инцидент недалеко от федеральной столицы Исламабад — десятки боевиков совершили нападение на топливный конвой, остановившийся на ночлег. Погибли шесть человек. Большинство атак талибов происходит в ночное время. Водители постоянно работают в атмосфере подозрений. Они не доверяют ни охране из частных фирм, ни военнослужащим сил НАТО, ни боевикам движения «Талибан». К слову стоит добавить, что американские и пакистанские военные также испытывают недоверие друг к другу.
Аван говорит, что ему приходилось получать флайеры от талибов, где они настойчиво требовали от водителей прекратить работу на иностранных захватчиков. Да, страх очень велик, но за этот риск ему платят неплохие по местным меркам деньги, поэтому деваться некуда — надо крутить баранку на «янки». Аван не один в этой топливной колоне, здесь 14 автобензовозов. Среди этих водителей есть и младший брат Авана, который всегда движется в колонне за ним. Во время движения он часто бросает взгляд в зеркала заднего вида, чтобы увидеть машину брата, иногда они переговариваются по мобильному телефону. «Я всегда наблюдаю за моим младшим братом», — поясняет он.
Бог миловал Авана, его еще ни разу не атаковали. Сколько это будет продолжаться, знает один Аллах. Рискующий здоровьем и жизнью Аван получает всего $112 в месяц. Но если смотреть со стороны шофера, то это достойная заработная плата по сравнению с тем, что обычно могут заработать пакистанские бедняки. Он говорит, что она даже позволяет ему отдать своих детей в школу. Аван мечтает, чтобы его старшая дочь стала врачом. «Это очень опасная работа, — сказал как-то он, — Я думаю, что в один прекрасный день талибы убьют меня».
Первый город на афганской стороне — Спинболдак. Тут колонну встречают трафик и пробки. Размалеванные грузовики разного назначения, снующие между ними велосипеды, а также такси-рикши, перевозящие пассажиров и их багаж. Рейс заканчивается на хорошо охраняемом и недавно отстроенном при помощи американцев и других сил НАТО нефтяном терминале в городе Кандагар.
КОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНА
На 10-м году войны военные НАТО потребляют примерно 1,5 млн галлонов топлива в день. Топливо и другие грузы поступают на базы в Афганистане по четырем маршрутам: два из Пакистана и два через Центральную Азию. За эти годы талибы повредили или уничтожили 194 грузовых автомобиля. Хотя по данным Пентагона только в июне 2008 года из-за нападений талибов и другого рода происшествий были потеряны 44 бензовоза и уничтожено 220 000 галлонов топлива.
Да, работа рискованная, но для подрядчиков НАТО доставка различных грузов в Афганистан — сродни золотому прииску. Один бензовоз с одной поездки по маршруту Карачи—Кандагар приносит своему владельцу около $5 000 дохода, говорит Асгар Хан, руководитель координационного центра автоперевозок по направлению Кветта—Кандагар.
Для того чтобы разнообразить источники снабжения, Министерство обороны США просит, чтобы поставщики перевозили больше объемов топлива северными маршрутами. Хотя эти маршруты и являются более безопасными, но в то же время они более протяженные и стоят дороже. Как правило, автоперевозчики транспортируют нефтепродукты из России и Центральной Азии по трубопроводам, а затем переливают их на бензовозы. Таким образом, транзит «натовских» грузов проходит через территорию Узбекистана или Туркменистана.
В то же время воровство в этом транспортном бизнесе стало общепринятым делом. Чтобы обеспечить «спокойный» проезд, повстанцам платят наличными специальные посредники. Не брезгуют брать дань за безопасность и лидеры даже лояльных Карзаю племен. Это стало нормой, — говорит Томми Хакими, исполнительный директор транспортной компании Mondo International, которая обеспечивает поставки топлива от 300 до 500 рейсов в месяц, — У талибов нет резона убивать водителя. И вместо уничтожения транспортного средства они их просто отбирают. После этого экспроприированные активы попадают на черный рынок и продаются новым владельцам».
Вплоть до последнего времени охраной топливных конвоев и складов занимались частные охранные предприятия, нанятые Пентагоном. Конечно, топливные конвои являются одной из излюбленных мишеней талибских боевиков и без охраны взрывоопасный груз никто возить не станет. Хотя фирмы из США, занимающиеся безопасностью, предпочитают в основном «договориться по-хорошему» и заплатить за проезд наличными. После чего «они вносят в стоимость своих услуг эти взятки или дань, можете называть, как хотите», — говорит Брайен Ньюнфелдт из компании Atlas Freight Systems, стремящейся получить подряд Пентагона на повышение безопасности перевозок топлива.
Но недавно президент Афганистана принял решение, что обеспечение безопасности на территории его страны является внутренним делом, которым должны заниматься исключительно афганские организации. Так что задачи по охране конвоев теперь будут возложены на афганскую национальную полицию. «Это просто невероятно. Афганская полиция просто не в состоянии выполнять эту задачу. Честно говоря, это даже смешно. Все, кто перевозят что-нибудь по территории Афганистана, превратятся в движущиеся мишени», — сказал сайту EurasiaNet.org один американский перевозчик, занимающийся транспортировкой грузов по территории северного Афганистана. Нельзя сказать, чтобы Афганская национальная полиция славилась своим профессионализмом. По имеющимся сообщениям до 80% полицейских — неграмотны, а их зарплата составляет в среднем 240 долларов в месяц, что лишь на чуть-чуть превышает сумму, которую обычно платит своим боевикам «Талибан».
|
Подвижной состав афганских дальнобойщиков очень разношерстный. До сих пор на дорогах Пакистана и Афганистана можно встретить старенькие английские грузовики Bedford грузоподъемностью до пяти тонн. Много немецких тяжеловозов Mercedes-Benz LP/LPS 1632, оборудованных V-образными десятицилиндровыми двигателями OM 403 мощностью 320 л.с. Эти тягачи, выпускавшиеся в 70-х годах прошлого века, способны работать в составе автопоезда полной массой 38 тонн. Также попадается немало Мерседесов серии «NG», оснащенных двигателями мощностью 192 л.с., 256 л.с. и 320 л.с., которые агрегатируются с шестью- , восемью- и двенадцатьюступенчатыми механическими коробками передач. Кроме Мерсов, на горных перевалах попадаются старые немецкие автомобили MAN. Бывает, встречаются грузовики японского производства. Особенно популярна марка Hino. Но и старые советские МАЗ-500 и ЗИЛ-130 все еще можно повстречать.