ЯПОНСКИЕ НОВИНКИ НА TOKYO MOTOR SHOW 2011
Но к радости многих в столице Японии открылся автосалон Tokyo Motor Show, который позвал автолюбителей и представителей прессы посмотреть на новые легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения, автобусы, спорткары, мотоциклы и запасные части к автотехнике. Мероприятие прошло под лозунгом: «Мобильность может изменить мир». Учитывая сохраняющиеся трудности с энергоснабжением в Японии, никого не удивило, что приводы на альтернативных видах топлива стали основным трендом выставки. Шоу также стало витриной для современных автомобильных технологий. На 42-м Токийском автосалоне приняли участие 176 фирм и компаний (что на 36% больше по сравнению с 41-м TMS-2009). Все 14 японских автопроизводителей демонстрировали свои модели, но кроме них свои стенды представили 20 зарубежных брендов.
MITSUBISHI FUSO
Дочка мирового автогиганта Daimler Group — японская компания Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC) представила прототипы экологически чистых коммерческих автомобилей — новый среднетоннажный грузовик Fuso Canter Eco Hybrid с гибридным приводом (фото 2). Хотя новинка базируется на узлах аналогичной модели, впервые представленной в 2006 году, она все же демонстрирует свежий взгляд японского автопроизводителя на гибридный автомобиль. Машина оснащается параллельной дизель-электрической гибридной трансмиссией, которая включает новейший дизельный двигатель 4Р10, электромотор-генератор, недавно разработанной первой в мире коробкой передач с двойным сцеплением Duonic и блоком литий-ионных батарей последнего поколения. Гибридный грузовик Fuso Canter Eco Hybrid появится на японском рынке в середине этого года. Во время торможения трансмиссия автомобиля переключается в режим генератора и превращает энергию торможения в электрическую, которую затем накапливает в АКБ для последующего использования (фото 3). Общепризнано, что такая гибридная технология хорошо работает в легких и среднетоннажных грузовиках, занятых на развозке грузов в условиях, где им приходится часто разгоняться и тормозить. Но большинство специалистов ставят под сомнение «экономические» способности подобных гибридных приводов в применении к тяжелым дальнобойным автомобилям.
Тем не менее, Fuso полагает, что они обнаружили значительный потенциал для экономии топлива в магистральных грузовиках. Глава глобального гибридного центра MFTBC Геничиро Ишии недавно заявил: «Мы считаем, что параллельная дизель-электрическая технология может быть неплохо адаптирована для многотонных транспортных средств, и она будет успешно реализована на грузовиках Daimler Trucks». Именно поэтому на стенде компании находился первый японский тяжеловоз Fuso Super Great Eco Hybrid, предназначенный для междугородних перевозок (фото 4). Автомобиль оборудован параллельным дизель-электрическим гибридным приводом, в состав которого входит фирменный дизельный двигатель модели 6R10, агрегатированный с электромотором-генератором и 12-ступенчатой механической коробкой передач Inomat-II. В данный момент грузовик находится в стадии разработки, но первые тесты уже показали, что Супер-Великий Гибрид от Fuso может экономить примерно до 10% топлива в сравнении с традиционными аналогами. Конечно, 10% — это неплохо для начала, но сможет ли гибридный магистральник добиться 30%-ной экономии, которую уже давно получили от развозного Canter Eco Hybrid. На этот вполне резонный вопрос господин Ишии сказал: «Это наша цель, и мы уже близки к этому. В данный момент мы активно работаем над увеличением топливной эффективности тяжелого гибрида и планируем достичь 30%-ной экономии в течение ближайших трех лет».
Следующей новинкой MFTBC стал опытный образец легкого грузовика Fuso Canter E-Cell с полным электроприводом (фото 5). 3,5-тонное транспортное средство оборудовано электродвигателем мощностью 70 кВт с максимальным крутящим моментом 300 Нм. Для питания электротрансмиссии машина комплектуется блоком литий-ионных аккумуляторных батарей общей емкостью 40 кВт/час. Предельная дальность пробега одной полной подзарядки составляет 120 км. Зарядить аккумуляторы можно за шесть часов.
HINO
Крупнейший изготовитель коммерческих автомобилей, компания Hino Motors, представила на Токийском автосалоне гибридный грузовик Hino Dutro и концептуальный фургон с электроприводом eZ-Cargo.
Новый среднетоннажный автомобиль Dutro (или Hino 300 Series — название за пределами Японии) является гибридным транспортным средством следующего поколения (фото 6). Если раньше автомобили с комбинированным приводом подзаряжали свои усиленные АКБ за счет рекуперации энергии торможения, то модель Dutro оборудована устройством внешней подзарядки Plug-in Hybrid от обычной розетки. То есть эта новинка от Hino является симбиозом гибрида предыдущего поколения и полного электромобиля. Способность зарядить свои увеличенные по емкости батареи от внешнего источника позволяют Hino Dutro Plug-In расширить радиус действия автомобиля в режиме электромобиля. А это, как оказалось, очень хорошо сказывается на эффективности расхода топлива. В результате этот легкий грузовик в состоянии расходовать на половину меньше топлива, чем сопоставимый с ним дизельный аналог (фото 7).
Серия коммерческих автомобилей Hino Dutro Plug-In будет выпускаться в вариантах полной массы 5,5; 6,5; 7,5 и 8,5 тонн. Они будут оснащаться дизельными двигателями мощностью 105 и 130 л.с., шестиступенчатой автоматической коробкой передач, параллельной дизель-электрической гибридной трансмиссией, блоком литий-ионных аккумуляторных батарей увеличенной (по сравнению с предшественниками) емкости и зарядным устройством Plug-In, позаимствованным у электротранспортников. Электромотор-генератор обладает функцией рекуперативного использования энергии торможения.
Следующей новинкой компании стал концепт легкого развозного фургона Hino eZ-Cargo, оснащенный полным электроприводом (фото 8). Малогабаритный коммерческий электромобиль характеризуют весьма компактные размеры; незначительная эксплуатационная масса из-за применения в конструкции легких композитных материалов и просторный грузовой отсек. Внутри фургона полностью ровный пол с небольшой погрузочной высотой, он наверняка облегчит погрузку и выгрузку перевозимых вещей. Исходя из этих особенностей, можно сделать вывод, что машина предназначена для доставки небольших грузов в пределах больших городов, именно там очень ценят небольшие габаритные размеры транспортного средства и экологическую чистоту. Внешность концепта выполнена в футуристическом стиле. Его кузов с большой площадью остекления окрашен в белый «невинный» цвет с зелеными «экологическими» вставками. Интересным видится решение с комбинированными боковыми прозрачными панелями, за которыми виднеется жесткая конструкция.
Электротрансмиссия машины, включающая маломощный электродвигатель и небольшой блок литий-ионных аккумуляторных батарей, расположена в передней части кузова. Привод машины осуществляется через передние колеса, благодаря этому японским конструкторам удалось опустить пол грузового отсека на минимально возможную высоту. Hino eZ-Cargo может преодолевать расстояние до 50 км с одной зарядки. Время ожидания полной зарядки АКБ не превышает 6 часов. Максимальная скорость электромобиля составляет 70 км/ч. Как сообщил представитель компании Hino, полномасштабные испытания концептуальной машины должны пройти в этом году, после чего будет принято решение о запуске Hino eZ-Cargo в серийное производство (фото 9).
Последней новинкой токийского автосалона от компании Hino стал туристический автобус Selega Hybrid Premium, оборудованный гибридным приводом. Пассажирская машина такого размера стала премьерой для всей японской автомобильной промышленности. Думаю, роскошный салон автобуса произведет незабываемое впечатление на пассажиров своим комфортом и удобством. Ну и, конечно, отметим высокотехнологичное — настоящее японское оснащение туристического лайнера: аудио-визуальные системы, светодиодное освещение, мини-бар, холодильник, туалет и кондиционер воздуха (фото 10).
DAIHATSU
Компания Daihatsu показала на мотор-шоу оригинальный концепт под названием FC Sho Case, выдержанный в духе минимализма. Форма машины напоминает киношное транспортное средство с голливудскими представлениями об автомобилях будущего. Электромобиль оснащен компактными водородными топливными элементами нового поколения. Пассажирские сиденья (как задние, так и передние) в сложенном положении образуют ровную поверхность. Габаритные размеры Daihatsu FC Sho Case: длина — 3395 мм, ширина — 1475 мм, высота — 1900 мм, колесная база — 2450 мм (фото 12, 13).
ISUZU
Компания Isuzu показала дизайн-проект футуристического магистрального тягача «T-Next», представителя высокоскоростной логистики будущего. Как уверяли немногословные японцы (все азиатские автопроизводители в принципе очень смутно представляют себе, как должна работать профессиональная пресс-служба), что мы наблюдаем сверхэффективное транспортное средство, в котором выражается философия бренда Isuzu: «Простота», «Прочность» и «Эмоциональность» (фото 14).
Аэродинамичный внешний вид «T-Next» запоминается, прежде всего, светодиодными фарами и оригинальным остеклением окон, в котором визуально кажется, что ветровое стекло объединено с боковыми в единое целое. Наклон лобового стекла, «заточенные» плавные формы всего тягача, боковые отражающие панели, покатая крыша без люков, а также минимально выпирающие камеры заднего вида вместо боковых зеркал — все это очень эффективно направляет поток воздуха и наверняка снижает динамическое сопротивление всего транспортного средства. Правда, не ясно на сколько!
Место водителя расположено посередине кабины, что увеличивает свободное пространство для него, а во время стоянок рулевая колонка опускается в панель приборов, что дополнительно увеличивает полезную площадь кабины (фото 15).
Интерьер полностью разглядеть не удалось, но как уверял коротенький пресс-релиз компании (видимо написанный каким-то школьником), внутри шофера ждут высокотехнологичные системы. Судя по фото в кабине, кресло водителя расположено по центру, а рулевая колонка может «топиться» в панель приборов, напоминающую большой цифровой ЖК-дисплей.
Очень странное впечатление осталось от концепта T-Next. Японцы вместо объемного рассказа о своем грузовике будущего предоставили нам возможность подумать самим о том, что они натворили. И все, что мы увидели, может быть описано так: аэродинамическая эффективность транспортного средства. А про трансмиссию, комфорт водителя, безопасность и другие новейшие технологии они специально умолчали, так как, скорее всего, креативщики Isuzu просто ничего свежего еще не придумали.
Модель Giga была недавно модернизирована японскими конструкторами Isuzu. Во внешности можно заметить расширенные открытые области передней решетки. Это позволило значительно увеличить поток воздуха к радиатору двигателя, вследствие чего резко выросла эффективность его охлаждения и улучшилась топливная экономичность грузового автомобиля. Этому так же способствовали измененные формы кабины Giga — они немного снизили динамическое сопротивление воздуха у всего транспортного средства (фото 18).
Тяжелый грузовик Giga будет оснащаться на выбор одним из трех дизельных двигателей Isuzu серии 6UZ1 (мощностью 330, 380 и 400 л.с), которые представляют собой следующее поколение высокоэффективных японских силовых агрегатов с топливной технологией D-Core. В итоге новый автомобиль будет полностью соответствовать национальному стандарту топливной эффективности для тяжелых транспортных средств Хэй-сэй 27, который вступит в законную силу только с 2015 года. Мотор агрегатируется с 12-ступенчатой автоматической коробкой передач с новой функцией эко-круизконтроль. Эта трансмиссия идеально подходит для грузоперевозок, так как максимизирует эффективность использования топлива для двигателя с турбонаддувом.
Внутри кабины также произошли корректировки: появились светодиодные индикаторы на приборной панели, а в список стандартного оснащения попала пневмоподвеска кресла водителя с механизмом автоматической регулировки под вес шофера и автоматический климат-контроль.
Кроме этого компания Isuzu представила новую модель городского автобуса Isuzu Erga Hybrid с параллельным гибридным приводом HybriDrive. 9-метровая пассажирская машина была создана в сотрудничестве с компаниями Itochu Corp. (Япония) и BAE Systems (США) (фото 19). Автобус комплектуется экологически чистым дизельным двигателем Isuzu, который арегатирован с электротрансмиссией и автоматической коробкой передач. Во время торможения электропривод переходит в режим генератора. Выработанная таким образом электроэнергия накапливается в литий-ионных аккумуляторных батареях высокой емкости. Стоит также отметить, что Isuzu Erga Hybrid оборудован системой кругового обзора Full Periphery Monitoring System. Видеокамеры, расположенные в кормовой части, а также с левого и правого бортов, фиксируют все, что происходит вокруг автобуса, и передают увиденное на мониторы в кабине водителя (фото 20, 21).
Японский автопроизводитель также показал на своем стенде новейший гибридный среднетоннажный автомобиль Isuzu Elf, оснащенный технологией подзарядки литий-ионных батарей Plug-in hybrid. Благодаря этой системе инновационная машина сможет значительно расширить свой диапазон работы в режиме электромобиля до 40 км. Транспортное средство оборудовано дизельным мотором, электродвигателем мощностью 110 кВт и мощным блоком АКБ (фото 22).
UD
Корпорация UD Trucks Corporation (бывшее название Nissan Diesel Motor Co., Ltd.), принадлежащая сейчас шведской группе Volvo Trucks, на выставке показала обновленный диапазон среднетоннажных грузовиков Condor MK/LK. Модельный ряд будет формироваться из 4-тонных машин Condor MK и 5-6-тонных модификаций Condor LK. Семейство характеризует кабина нового дизайна с продвинутой аэродинамикой, повышающей эффективность расхода топлива. Внутреннее пространство кабины стало заметно больше за счет увеличения ширины кабины на 114 мм в сравнении с предыдущей моделью (фото 24).
Грузовые автомобили Condor MK/ LK будут оснащаться фирменными и очень экономичными двигателями GH5 и GH7, которые были недавно запущены в серийное производство: 4-цилиндровый, 5-литровый двигатель GH5 развивает максимальную мощность 215 л.с, а 6-цилиндровый, 7-литровый GH7 выдает все 245 лошадиных сил.
Эти моторы, разработанные конструкторами UD Trucks, выполняют требования японского экологического стандарта JP09 (вступившего в силу в октябре 2010 года) при помощи собственной технологии SCR, именуемой Final Low Emission New Diesel System (FLENDS). А также соответствуют будущему (с 2015 г.) национальному нормативу, определяющему предельный расход топлива на один км пробега для большегрузных автотранспортных средств (фото 25).
Модернизированный флагманский магистральный грузовой автомобиль Quon (Крыло), предназначенный для внутреннего рынка, также был представлен на выставке в Токио. Он оснащается 11-литровым 380-сильным двигателем GH11 или 13-литровым мотором GH13 мощностью 410 л.с. В конструкции новых японских силовых агрегатов применены разработки компании Volvo Group. Там, в частности, был использован турбонагнетатель VGT с переменной геометрией, который обеспечивает высокую мощность и крутящий момент при низких оборотах. А также недавно разработанный инжекторный узел, который подает топливо в цилиндры с очень большим давлением, что в итоге улучшает эффективность процесса горения (фото 26, фото 27).
Двигатели, выполняющие существующие японские экологические стандарты при помощи мочевинной технологии SCR «FLENDS», агрегатируются с автоматической компьютеризированной трансмиссией Escot-V или 14-ступенчатой механической коробкой передач V0514B. В коробку передач интегрирована функция «Economy ED», позволяющая уменьшать при необходимости крутящий момент, и тем самым сокращать расход топлива.
Для удобства водителей японцы разработали разные конфигурации удобных, комфортабельных и безопасных кабин (фото 28).
HYUNDAI
Южнокорейская компания Hyundai Motor Company не видит особых перспектив для своих коммерческих и грузовых автомобилей на японском рынке, поэтому на выставке демонстрировала всего лишь новую модель своего туристического 43-местного автобуса Universe Noble 2012.
Роскошная, комфортабельная, функциональная, высококачественная пассажирская машина Hyundai Universe обладает безупречным внешним видом. Она комплектуется шестицилиндровым двигателем Hyundai Powertec D6CB 12300 мощностью 380 л.с, отвечающим строгим японским экологическим стандартам. Наличие несущего кузова позволило увеличить жесткость конструкции автобуса и сократить вибрации всего транспортного средства. Более обтекаемые формы кузова привели к уменьшению динамического сопротивления, что позволило эффективнее расходовать топливо. А измененный дизайн блок-фар и увеличенное по площади лобовое стекло придает лайнеру очень привлекательный современный вид. Внутренний комфорт автобуса повысился за счет увеличения ширины и высоты салона машины. Для хорошего переднего обзора пассажиров водительское кресло было установлено ниже на 65 мм. Корректировке подверглось внутреннее освещение, боковые окна стали большего размера, а продуманная цветовая гамма внутренней обивки создает приятную обстановку внутри салона.
Корейские конструкторы уделили внимание усовершенствованию спинок пассажирских сидений. Объем грузового отсека вырос на 10% и достиг 6,5 м³. Интересно, что новый Universe оборудован трехзонным климат-контролем, который позволяет устанавливать различную температуру для передней, средней и тыловой секции автобуса.
Трудно сказать, то ли созвучие помогло, то ли старание и упорство корейских автопроизводителей и их дилеров, но несколько сотен туристических автобусов Hyundai Universe уже заказаны для перевозки студентов-спортсменов на всемирной Универсиаде в 2013 году, которая, как известно, пройдет в Казани (фото 30).
NISSAN
На Токийском автосалоне компания Nissan Motor Co., Ltd. представляла легкий коммерческий фургон нового поколения NV350. Его характеризует современные округлые формы передней части кузова, улучшающие аэродинамику транспортного средства, функциональный, просторный и стильный салон. Выросшая вместительность и объем багажного отсека (может достигать 3 метров) были достигнуты за счет увеличения колесной базы автомобиля. Компания пока не афиширует, какие именно силовые агрегаты (это будет зависеть от рынка сбыта) будут устанавливать в новый бус Caravan, но уверяет, что все они, включая дизель, продемонстрируют новый уровень эффективного расхода топлива.
К моторам японский автопроизводитель собирается предложить полностью автоматическую трансмиссию. Также впервые на коммерческих автомобилях применена кнопка запуска двигателя Nissan Intelligent Key, установленная на передней панели. А для активации стояночного тормоза пользователю нового Каравана придется поискать педаль привода. Вмонтированные в стенки кузова крепежные петли помогут оптимально зафиксировать перевозимые грузы. Продажи нового фургона планируется начать в Японии в этом году (фото 31).
На стенде компании также располагались несколько модификаций легкого грузовика Nissan F24 Atlas. Первый — это концепт электромобиля e-NT400 Atlas Concept с грузоподъемностью в две тонны. Прототип создан на базе серийного коммерческого автомобиля Atlas F24 с использованием узлов от очень популярной легковушки с электроприводом Nissan LEAF. Он оборудован электромотором мощностью 80 кВт, стандартной трансмиссией, зафиксированной на третьей ступени, и сдвоенным блоком (от Leaf) литий-ионных аккумуляторных батарей суммарной емкостью 48 кВт/час.
Интересно, что для переключения на задний ход контроллер автомобиля должен переключить полярность клемм электродвигателя. Расстояние, которое e-NT400 Atlas Concept может покрыть с одной зарядки АКБ составляет примерно 100 км. Полная масса электротранспортного средства достигает 4915 кг. Максимальная скорость машины не превышает 90 км/ч.
Развивая столь популярную электрическую тему, Nissan изучает и демонстрирует нам возможности применения новомодных технологий в сегменте коммерческих автомобилей. Подтверждением этих слов стали еще два автомобиля: грузовик Atlas F24 Refrigerator и Atlas F24 Power Supply Truck (фото 33).
Первый представляет из себя стандартный дизельный грузовик с изотермическим кузовом и холодильной установкой, которая питается исключительно от литий-ионной АКБ. Подобное решение, пожалуй, является пионерским в своем роде, ранее нигде не использовавшееся в мире. Система питания холодильного компрессора была разработана специалистами энергетической корпорации 4R Energy Corporation.
Второй — это электрогрузовик для электрического снабжения. Машина не предназначена для перевозки грузов, зато она может транспортировать очень большую литий-ионную батарею емкостью 72 кВт/час (в три раза больше чем у легкового автомобиля Leaf). Это позволяет «мобильной электростанции», смонтированной на машине Atlas F24 Power Supply Truck, обеспечивать электроэнергией все потребности 20-ти человек, работающих в офисном помещении (площадью 250 м²) в течение четырех часов. Зарядка АКБ будет производиться в ночное время, то есть в период, когда падает спрос на электроэнергию, а использование аккумуляторов вполне возможно в период пиковой нагрузки в дневное время. С таким автомобилем вполне можно рассуждать о полной электрической независимости малого бизнеса от ненасытных энергетических гигантов.