СБЫТ ГРУЗОВИКОВ: НУ, ПОСЧИТАЛИ...
РОССИЯ, ВПЕРЕД!
Один из традиционных и самых авторитетных источников — ОАО «АСМ-холдинг» подготовил большой обзор рынка коммерческой техники за период с 2008-го по 2011-й год включительно. И сделал это не только на сведениях участников рынка, но также на основе данных АСЕА, СААМ, SIAM, JAMA, КАМА.
Согласно этим источникам, по объему продаж коммерческой техники среди европейских стран в 2011 г. Россия занимает второе место после Франции. А на глобальном рынке РФ на пятой строчке вслед за Китаем, Индией, Японией и Францией. В минувшем году наша страна обогнала Германию и Великобританию. Вслед за названными странами в десятке крупнейших продавцов коммерческих автомобилей (за исключением США и Бразилии) находятся Южная Корея, Италия и Испания.
Динамика продаж у России самая внушительная: увеличение продаж наполовину (+51,3%) по отношению к 2010 г. Для сравнения: вторую строчку по приросту продаж коммерческих автомобилей занимает Германия с результатом 18,7%, далее Индия (+17,8%) и Великобритания (+17,6%). В плюсе также Южная Корея и Франция, правда, с довольно скромными результатами: +6,4 и +5,6% соответственно. У других представителей первой десятки динамика продаж отрицательная: от -3,4% в Италии до -7% в Китае. Впрочем, КНР и так впереди планеты всей — в год здесь продают свыше 4 млн. единиц коммерческого транспорта, а это в 11 раз больше, чем в России.
В то же время, для большинства европейских производителей Россия становится действительно не только стратегическим, но и приоритетным рынком. Например, по марке MAN наша страна стала вторым рынком по количеству продаж новых грузовиков, а по сбыту Mercedes-Benz впервые за все время продаж вошла в топ-10. Больших успехов добились Scania и Volvo, укрепляют свое присутствие другие бренды.
СОВОКУПНЫЕ ПРОДАЖИ
Как и прочили эксперты, реализация грузовых автомобилей в России за минувший год существенно выросла: совокупные продажи составили 331,9 тыс. штук против 209,2 тыс. штук в 2010-м. Рост составил 58,7%, и это при том, что само производство выросло только на 33,2%. Данный факт говорит об усилении влияния импорта.
Рост продаж зафиксирован практически во всех сегментах, а в тяжелом классе, по выражению председателя Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ Андрея Чурсина, он превзошел самые смелые ожидания. Подъем рынка для многих оказался большим сюрпризом. Например, генеральный директор ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» Борис Биллих признается, что их компания смогла отреагировать на увеличение спроса только во втором полугодии прошлого года. И случись это раньше, рекордные показатели продаж были бы еще выше.
Примечательно, что в посткризисный период участники рынка сравнивают свои годовые показатели не только с предыдущими 12 месяцами работы, но и с 2008 г., когда был достигнут пик продаж. Так вот, для сравнения: продажи грузовиков в России в 2009 г. достигли отметки 117,1 тыс. экз., а в 2008-м — 430,3 тыс. экз. Таким образом, к 2012 г. российский рынок продаж не восстановился в полной мере. Для достижения докризисных объемов в текущем году по отношению к предыдущему отчетному периоду он должен вырасти на треть.
Специалисты считают это возможным, однако отмечают: насыщение рынка будет происходить уже не с доминантой российских грузовиков, а примерно на паритетных началах с импортируемыми иномарками и машинами зарубежных брендов, собранными в России.
Положение на российском рынке коммерческого транспорта очень точно характеризуют процентные доли участников. Лидером с 37% по-прежнему остается КамАЗ. С большим отрывом от него отстает МАЗ с 10%, а на третьем месте по количеству продаж — УралАЗ с 9%. Следует отметить, что по мере натиска иномарок рыночные доли отечественных производителей медленно, но неуклонно тают.
Среди иномарок главенствует MAN — 8%, в затылок которому с долями по 7% дышат Volvo и Scania. У Mercedes-Benz и DAF по 4%, далее следует Shaanxi с 3%, Renault Tracks и IVECO по 2%. По одному проценту рынка новой техники занимают IVECO-УралАЗ, Howo, FAW и другие китайские производители. У остальных участников рынка рыночная доля менее одного процента.
СДЕЛАНО И ВВЕЗЕНО В РФ
Объективные данные ОАО «АСМ-холдинг» свидетельствуют: продажи отечественных грузовиков в РФ в 2011 г. вышли на уровень 165,3 тыс. единиц, в то время как годом ранее они составляли 121,2 тыс. единиц. Эквивалент роста — 44,1 тыс. ед. или 36,4%. Для сравнения: в 2009-м показатель выпуска готовой продукции был равен 75,8 тыс. ед., а в 2008-м — 203,7 тыс. ед. Таким образом, производство отечественных грузовиков на докризисные рубежи пока не вышло.
Куда более существенный рост отмечен в категории грузовиков иностранных марок, включая собранные в России. Продажи такой техники в прошлом году составили 150,54 тыс. ед. против 76,25 тыс. ед. в 2010-м. Годовой рост почти удвоился и достиг значения 97,4%.
Особенно убедительно эти цифры выглядят на фоне провальных результатов 2009 г., когда объем реализации новой грузовой автотехники составил 27,68 тыс. ед. До показателей «сытого» и безмятежного 2008 г. (163,65 тыс. ед.) буквально рукой подать. И если не случится никаких потрясений, то на финише 2012 г. мы можем увидеть рекордные показатели продаж новых иномарок.
Примечательно, что сбыт новых иностранных грузовиков российской сборки в 2011 — м году вырос более чем наполовину (+56,45%) и зафиксирован на уровне 21,34 тыс. штук, тогда как в 2010-м реализация составила всего 13,64 тыс. штук. Такая бурная динамика показывает, насколько стремительно меняется структура российского рынка коммерческого автотранспорта.
По оценкам экспертов, недалек тот день, когда продажи иномарок будут доминировать над продажами отечественных машин, и статистика прошедших пяти лет — наглядное тому подтверждение. Не будем забывать и о том, что Россия вступила в ВТО, а это также чревато последствиями для нашего автопрома. Натиск грузовиков из-за границы усилится, а количественное присутствие иномарок с клеймом «Сделано в России» существенно увеличится.
В целом ситуация на рынке коммерческих автомобилей отчетливо видна при рассмотрении результатов продаж новой техники по классам. И в этом смысле очень показательна статистика КПКТ АЕБ.
LCV: ОТ 2,8 ДО 6 ТОНН
В минувшем году продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) компаний-членов АЕБ по сравнению с 2010 г. выросли более чем на четверть (+28%). За 12 месяцев 2011 г. заказчикам поставлено 174487 автомобилей полной массой от 2,8 до 6 т против 136 435 ед. за такой же период 2010 г.
Недосягаемым для конкурентов остается ГАЗ: за год реализовано свыше 90 тыс. автомобилей, что составляет более половины (51,6%) всех продаж членов АЕБ. Свыше 26,4 тыс. реализованных LCV несли эмблему УАЗ, что составило чуть более 15% от совокупных продаж. В тройке лидеров почти с 13 тыс. проданных автомобилей и долей в 7,5% оказался Fiat. Группу лидеров, добившихся пятизначных цифр в отчетности, замкнул Volkswagen NFZ: более 12,3 тыс. ед. (около 7,1%).
За фаворитами сбытовой гонки следуют крепкие середняки: Peugeot (9,5 тыс. ед.), Ford (8,9 тыс. ед.), Hyundai (4,6 тыс. ед.), Citroen (3,2 тыс. ед.), Mercedes-Benz Vans (2,7 тыс. ед.). Эту когорту стремительно догоняет Nissan, подобравшийся к рубежу в 2 тыс. проданных малотоннажников.
Менее тысячи единиц транспорта продано под брендами Toyota (877 ед.), Renault (742 ед.) и Isuzu (371 ед.). Правда, рост продаж легких «коммерсантов» японских и французских марок — всего лишь вопрос времени, полагают эксперты. Достаточно сказать, что за год продажи Toyota выросли на 114%, a Renault — на 108%. Более высокий темп роста отмечен только у Hyundai — 173%. Лидер сегмента ГАЗ за год прибавил 27%, а вот «бронзовый призер» Fiat даже просел, правда, всего на 3%.
СРЕДНИЙ ТОННАЖ: ОТ 6 ДО 16 ТОНН
За прошедший год транспортникам отгружено 9318 ед. в сегменте средних грузовиков, что на 1666 ед. больше, чем годом ранее (7652 ед.). Рост продаж составил 22%, при этом самый стремительный взлет продаж отмечен у брендов Hino (+755 ед. или 216%) и MAN (+226 ед. или 97%). Лидер продаж Hyundai прибавил обороты на 28% (+835 ед.).
Самое стремительное падение продаж пришлось на бренд Isuzu: минус 1371 автомобиль или -60%. Наполовину упали продажи Renault Tracks, но это громко сказано: вместо двух машин среднего класса была реализована только одна. На 28% или на 161 грузовик снизился сбыт «Уралов». Почти в тех же цифрах остались среднетоннажники Mercedes-Benz: минус 5 ед. или -4%. Зато появился новый игрок в лице Mitsubishi Fuso. Его продажи стартовали в июле 2010 г. а в 2011-м было продано 1088 ед. С этим показателем японский бренд на третьем месте, вслед за южно-корейским Hyundai (5239 ед.) и японским Hino (1105 ед.). Однако следует учесть, что на российский рынок поставляют Hino японской сборки, а его основные конкуренты — российского производства.
Из-за падения спроса на технику автозавода «Урал» его продажи остановились на отметке 412 ед., что позволило марке MAN обойти отечественного производителя с результатом в 460 проданных автомашин. Правда, нельзя не заметить и четырехкратное падение продаж немецких грузовиков в IV квартале минувшего года: если по итогам III квартала было реализовано 199 среднетоннажников, то в завершающем отрезке прошлого года — только 40.
У Mercedes-Benz, наоборот, третий квартал был самым провальным — продано всего 4 автомобиля, зато в четвертом квартале реализация подскочила в 20 раз — до 80 автомобилей. Впрочем, ситуация внутри сегмента очень нестабильная, и на протяжении года некоторые конкуренты еще не раз поменяются местами.
ТЯЖЕЛЫЙ КЛАСС
Самый престижный сегмент отмечен и самым бурным ростом реализации готовой продукции: сбыт вырос на 64%. Если в 2010 г. перевозчики приобрели 17973 автомобиля полной массой свыше 16 т, то в 2011-м объем продаж новых машин тяжелого класса составил 29410 ед.
Лидеры роста в процентном отношении: Scania (217%), Hino (161%) и Mercedes-Benz (146%). Фавориты по количественному увеличению продаж: Scania (+4648 ед.), MAN (+3 927 ед.), Mercedes-Benz (+1604 ед.). В абсолютных величинах на первом месте «Урал» (10 266 ед.), на втором — MAN (7169 ед.), на третьем — Scania (6792 ед.).
С большим отрывом от тройки лидеров на четвертой строчке обосновался Mercedes-Benz (2703 ед.). Продажа 1347 грузовиков (на 714 ед. или на 113% больше чем годом ранее) позволила Renault Trucks закрепиться на пятом месте. Относительно других преследователей данные марки стоят особняком.
В нижней части таблицы сгруппировались марки, объемы продаж которых пока не достигли четырехзначных цифр: Isuzu (512 ед.), Ford Trucks (343 ед.), Hyundai (192 ед.) и Hino (86 ед.). Годовое увеличение продаж по ним тоже очень скромное — от 38 ед. (+12%) у Ford Trucks и 48 ед. (+33%) у Hyundai до 50 ед. (+11%) у Isuzu и 53 ед. (+161%.) у Hino. Напомним: в данном обзоре приведены не все игроки рынка, а только члены АЕБ — около трех десятков компаний.
БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА
Особый интерес для участников бизнес-процесса представляет Большая семерка ведущих европейских автопроизводителей. Это самые престижные и наиболее востребованные на рынке грузовики, сделанные как в Европе, так и за ее пределами, включая Турцию (Mercedes-Benz), Бразилию (Scania) и Россию (Mercedes-Benz, Volvo, Renault, Scania, IVECO).
Фаворитом продаж новых грузовиков иностранного производства остался MAN: перевозчикам отгружено 7169 автомобилей, что на 377 ед. больше, чем у занявшей второе место Scania (6792 ед.). Тройку лидеров замыкает Volvo с результатом в 5223 проданных грузовика.
Большой рывок в сбыте готовой продукции сделал Mercedes-Benz, вышедший на уровень продаж в 2703 грузовика. На пятом месте DAF с реализацией в 1740 машин, на шестом IVECO (1368 ед.) и замыкает Большую семерку Renault (1347 ед.). Для двух последних марок бывали времена и получше.
Картина выглядит несколько иначе, если брать в расчет и остальных представителей тяжелого класса. При сравнении с членами Большой семерки в список вклинивается китайский производитель Shaanxi с итогом в 3319 реализованных машин. С этим результатом он занимает четвертое место в абсолютном зачете, опережая Mercedes-Benz. Да и шестое место при общем подсчете европейцы вынуждены уступить представителям Поднебесной: в 2011 г. марка Howo отметилась сбытом в количестве 1334 новых тяжеловесов. Ну, а замкнул бы десятку лидеров в сегменте грузовиков свыше 16 т еще один «китаец» под брендом FAW: за год реализовано 632 автомобиля с иголочки.
ВТОРЫЕ РУКИ
Не останется в стороне и сегмент грузовиков с пробегом. За минувший год продажи подержанных грузовых автомобилей выросли более чем на четверть (на 27,4%). Всего в 2011-м реализовано 16,12 тыс. б/у грузовых автомобилей, что достойно выглядит только на фоне результатов 2010-го. Тогда новых хозяев обрела техника из вторых рук в количестве 11,71 тыс. штук. Даже в самом плохом, с точки зрения продаж, 2009-м, «бэушек» реализовали больше — 16,21 тыс. штук. А до показателей 2008-го, когда грузовой «секонд-хенд» пополнился парком в 62,99 тыс. штук, сейчас далеко как пешком до Луны.
ПРОГНОЗ-2012
Текущий год только теоретически дает шансы выправить положение дел с продажами относительно контрольных значений 2008-го. На деле же эксперты предрекают остановку роста сбыта. И говорят они это не в кулуарах, а открыто, не боясь ошибиться в прогнозах.
По мнению аналитиков ОАО «АСМ-холдинг», в грузовом сегменте 2012 г. будет хуже предыдущего. В частности, это вызвано беспрецедентно большим ввозом новых грузовых автомобилей в 2011 г.
Второй немаловажный фактор сдерживания продаж — вступление РФ в ВТО во втором полугодии текущего года. Согласно оценкам специалистов, российский рынок грузовиков останется на уровне продаж 340-350 тыс. штук. Однако при этом наблюдатели предрекают изменение структуры рынка за счет снижения объемов продаж российскими предприятиями, и прежде всего такими крупными игроками, как КамАЗ и ГАЗ.
Любопытно, что по прогнозам компаний-членов КПКТ АЕБ, в 2012 г. продолжится рост продаж коммерческого автотранспорта. Вот и думай, кому верить в такой ситуации...