ТРАНСПОРТНЫЙ БУМ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ
По площади территории Республика Казахстан занимает 9 место среди существующих государств. Протяженность общей границы России и Казахстана составляет 7591 км. Через Казахстан проходит четыре воздушных, шесть железнодорожных и девять автотранспортных международных коридоров. Страна стремится расширить свой транзитный потенциал — реализуется программа развития дорожной инфраструктуры по древнему шелковому пути. Снятие таможенных барьеров привело к активному росту товарооборота. Всего за первый год существования Таможенного союза товарооборот между Россией и Казахстаном вырос на 40%.
Товарообмен между Россией и Казахстаном — это, прежде всего, сфера деятельности транспортно-логистических компаний, работающих на этом направлении. Именно «логисты» обеспечивают работой транспортные компании: от крупных до индивидуальных.
Около года назад один из ведущих операторов экспресс-доставки, работающий в России, московская компания DPD (ЗАО «Армадилло Бизнес Посылка» — плод альянса международного холдинга GeoPost и Yurtici Kargo) предложила услугу по международной наземной доставке между городами России и Республики Казахстан.
Так, по данным российского отделения DPD, объем продаж с начала запуска данного направления доставки вырос более чем на 1000%, а количество доставленных посылок за первый год работы направления составило свыше 23 тыс. Их общий вес составляет порядка 600 тонн. Такой рост грузоперевозок стал возможен благодаря применению упрощенных таможенных процедур. В среднесрочной перспективе ожидается десятикратное увеличение этих объемов.
Упрощение таможенных процедур способствовало еще большему увеличению доли автотранспорта в общем товарообороте между странами. Доставка автомобильным транспортом всегда была хорошей альтернативой доставке авиацией. К примеру, доставка 20 посылок из столицы в столицу — из Москвы в Астану, обойдется по 350 руб. За отправление самолетом придется заплатить по 1,5 тыс. руб. При этом разница в сроке доставки небольшая: 2-3 дня при авиадоставке и 5 дней грузовиком. DPD для своей работы использует главным образом наемный транспорт. Собственный транспорт компании работает только в Москве и Санкт-Петербурге. Естественно, этот парк представлен развозными фургонами. Развивая товарооборот с Казахстаном, DPD предоставляет работу независимым транспортным компаниям. Конечно, как и во всем мире, существуют корпоративные правила отбора претендентов. Одной из ключевых особенностей работы с DPD как заказчиком — регулярность рейсов. В настоящее время по нескольким направлениям в рейс уходит только один автомобиль в неделю. Не густо. Однако менеджмент DPD, исходя из своего опыта, считает, что в ближайшем будущем рейсы станут ежедневными. Примером бурного развития товарообмена является европейская интеграция.
К сожалению, существует определенные проблемы в развитии товарообмена России с другим членом таможенного союза — Беларусью. Потенциал увеличения перевозок на этом направлении сопоставим с тем, который существует между Россией и Казахстаном.
Компания DPD работает в Казахстане пять лет, в России — 20. На данный момент в Российской Федерации уже создано 72 отделения DPD, осуществляющих доставку в более чем 4000 городов и населенных пунктов страны. В Казахстане действует пока 7 филиалов.
Снятие таможенных барьеров позволило объединить российские и казахстанские филиалы в единую логистическую сеть, в которой все отделения будут частью единого технологического процесса. Это важно для обеспечения единого качества сервиса по всей сети компании. В 2012 году планируется открытие еще 15 отделений в России и 5 в Казахстане. Сервисное предложение в Казахстане пополнится новой услугой — складское хранение. Будут открываться дополнительные перевалочные склады. DPD осуществляет доставку отправлений не только по территории Казахстана, но и за рубеж в 220 стран мира.