НЕДОСЫПАНИЕ — НАСТОЯЩИЙ КОШМАР
Бессонная ночь, монотонная прямая дорога, вторая смена за рулем — для того, чтобы клевать носом, есть много причин. Вне зависимости от них последствия могут быть губительными. Результаты различных исследований по проценту аварий, связанных с усталостью водителя, могут отличаться и обычно колеблются от 15 до 60 %. Исследования также показывают, что последствия таких аварий часто тяжелее, чем у аварий, вызванных другими причинами, так как реакция водителя замедлена и он не пытается уйти от столкновения.
СМЕРТЕЛЬНАЯ УСТАЛОСТЬ
«Доказано, что управлять автомобилем в состоянии усталости так же опасно, как управлять им в состоянии опьянения», — говорит Торбьерн Окерштед, исследователь сна и профессор Каролинского института и Университета Стокгольма.
Во время исследований профессор Окерштед с помощью автомобильного тренажера изучал реакцию усталого водителя за рулем. Многие из испытуемых после первого появления классических симптомов усталости, таких как тяжелые веки и зевота, впадали в так называемый микросон, при котором человек отключается на несколько секунд часто даже не осознавая этого.
Инженеры компании Volvo Trucks разработали систему поддержки внимания водителя (Driver Alert Support (DAS)), которая с помощью датчиков определяет момент, когда водитель начинает засыпать. Если водитель проявляет симптомы усталости — ведет автомобиль неравномерно или рывками — система посылает предупреждающие звуковой и визуальный сигналы.
«Система незаметна до тех пор, пока вы ведете автомобиль хорошо, — говорит Петер Кронберг, разработавший систему DAS для Volvo Trucks . — Она не требует особого внимания и не отвлекает от дороги. Она напомнит о себе только тогда, когда на это будет веская причина — необходимость предупредить вас об опасности на дороге, чтобы вы успели принять меры для предотвращения аварии».
Однако на способность управлять автомобилем влияет множество факторов помимо очевидных последствий засыпания за рулем.
«Вы медленнее думаете, дольше запоминаете информацию, труднее усваиваете новое и недостаточно быстро реагируете на простые раздражители, — говорит профессор Окерштед. — Исследования также показывают, что вы теряете контроль над своими эмоциями. Эмоциональная неустойчивость негативно влияет на управление автомобилем, снижая способность к правильной оценке ситуации на дороге».
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — ВОДИТЕЛИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Согласно результатам исследований Национального комитета безопасности на транспорте, 52 процента аварий с участием только одного транспортного средства, включая большегрузные автомобили, происходит из-за усталости водителя и около 18 процентов — предположительно из-за того, что водитель уснул за рулем. Опрос, проведенный Европейской сетью безопасности (2009), показал, что 60 процентов водителей большегрузных автомобилей периодически чувствуют сонливость за рулем. Тем не менее, исследования в Финляндии показали, что у водителей грузовиков вероятность заснуть за рулем ниже, чем у других участников дорожного движения, как и количество аварий на километр, но из-за огромного количества времени, проводимого в дороге, они являются важным объектом исследования.
По итогам опроса, проведенного компанией Volvo Trucks, в среднем водитель дальних рейсов спит в кабине 4,6 ночей в неделю. И когда компания попросила 2200 водителей дальних рейсов расставить в порядке важности для них 15 параметров внутреннего оснащения кабины, многие поставили на первое место комфортные условия для сна и отдыха. Современные нормы труда и отдыха водителей грузовых автомобилей повышают уровень безопасности, только если период установленного законом отдыха действительно позволяет расслабиться надлежащим образом.
«Комфортная обстановка для водителя является одной из отличительных особенностей Volvo, но не меньшее внимание уделяется нашему главному критерию — безопасности, — пояснил Карл Йохан Альмквист, директор по безопасности движения и продукции Volvo Trucks. — Плохо организованное с точки зрения комфорта пространство кабины водителя ухудшает безопасность на дороге, но если водитель не выспался из-за плохих условий — это гораздо опаснее».
Чтобы обеспечить водителям комфортные условия для сна и повысить тем самым их внимание за рулем на следующий день инженеры Volvo переоборудовали спальное место кабины. Кровати — регулируемые; а матрасы, имеющие различное покрытие и степень жесткости, предоставляются на выбор, в зависимости от индивидуальных предпочтений.
СДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВ
Итак, что же следует делать при появлении признаков усталости за рулем? «Чтобы перебороть сонливость можно выпить много кофе или делать частые перерывы в работе, — говорит профессор Окерштед. — Однако после перерыва ясность сознания сохраняется только в течение 15-30 минут, и чем больше вы устаете, тем быстрее возвращается усталость после каждого последующего перерыва. Важно держать усталость под контролем, чтобы успеть предпринять необходимые действия до того, как будет слишком поздно».
***
НАУКА СНА
— Организм человека подчиняется биологическому ритму, который вызывает желание спать ночью. Поэтому дневной сон хуже по качеству, чем ночной.
— Наибольшая усталость наблюдается между 4 и 6 часами утра.
— Чрезмерная дневная усталость может быть вызвана регулярным истощением организма в результате сменного графика работы или недостатка сна.
—Обратитесь к врачу, если считаете, что ваша сонливость днем имеет медицинские причины.
— Исследования показывают, что можно выспаться впрок. Поэтому перед длительной поездкой необходим полноценный отдых.
— Реакция у уставшего водителя замедляется, поэтому он может поздно заметить препятствия, например дорожные работы и железнодорожные переезды.
— Усталость снижает способность к быстрой обработке информации и ухудшает кратковременную память.