SALSA GP
Как и положено при обновлении, Т5 GP прошел процедуру фейслифтинга. Дизайнеры изменили не только силуэтные линии капота, но и его профиль. В нижней части капот получил горбинку, в верхней части, у ветрового стекла, вытянут вверх и таким образом прикрывает поводки щеток стеклоочистителя. Такое решение, безусловно, улучшило аэродинамику автомобиля. Обновленный Transporter получил новые решетки радиатора и воздухозаборника, эмблему, бампер, фары со скошенными уголками, как у легковых автомобилей компании, боковые зеркала в стиле Touareg. Стиль стилем, но для фургонов комбинированные двухсекционные зеркала давно уже стали нормой, и не из-за стиля, а из-за уменьшения «мертвых зон» обзора. В новых блок-фарах предусмотрено место для установки дневных ходовых огней, но, тем не менее, они являются опцией. Уже на сегодняшний день для России они должны поставляться в стандартной комплектации, чтобы не ездить с ближним светом. В задней части автомобиля появились новые фонари и новые надписи. Автомобили с дизелями обозначаются буквами TDI. Бензиновая версия никак не маркируется.
Transporter Т5 GP предлагается более чем в 460 различных версиях. Эти автомобили можно встретить в различных ипостасях. С технической точки они отличаются, в первую очередь, величиной колесной базы. Volkswagen предлагает два варианта: 3000 мм и 3400 мм. Для фургонов это означает длину пола в грузовом отделении — 2,54 и 2,94 м. Для фургонов, как с короткой, так и с длинной колесной базой, доступны три варианта высоты крыши. Автомобиль с низкой крышей имеет «рост» ниже двух метров — 1990 мм. Модель с низкой крышей и длинной колесной базой смотрится непропорционально, но зато может без труда заезжать в гаражи и крытые паркинги. Средняя крыша увеличивает высоту фургона на 276 мм — до 2176 мм. Самые высокие модели возвышаются на 2476 мм. Таким образом, объем грузового отделения может варьироваться от 5,8 до 9,3 куб. м. Как заявляется, клиенты могут заказать фургоны грузоподъемностью от 354 до 1438 кг.
Цельнометаллические фургоны Transporter в Volkswagen, как известно, называют Kasten. Это наиболее популярный Transporter в России, и именно поэтому выбор редакции выпал на него. Самый дешевый вариант этой модели — со стандартной крышей и короткой базой. В Москве такой автомобиль стоит около миллиона рублей.
На тест-драйв был предоставлен самый большой Transporter с высокой крышей и длинной базой, полной массой 2800 кг. При этом собственная масса «джамбо» составляла 1871 кг. За автомобиль полной массой 3,0 т надо доплатить 32 500 руб.
Стоимость большого фургона начинается от 1 149 100 руб. Причем стоимость окраски пластиковой крыши в цвет кузова тоже стоит денег — 8 400 руб. Оно, конечно, красиво, однако во дворах крышу фургона так и норовят исцарапать ветки деревьев, а исцарапанная крыша выглядит уже неопрятно. Более практично заказывать светлый фургон с белой крышей. Transporter для тест-драйва был полностью окрашен в густой красный цвет Salsa Red. Эстеты, не собирающиеся ломать ветки, могут заказать Transporter, окрашенный металлизированной или перламутровой краской, доплатив 35 700 руб.
Поскольку доставшийся нам фургон был с не самым слабым двигателем, который мог развивать мощность 75 кВт, то стоил в базовой комплектации уже 1 210 400 руб.
102 л.с. нашего Transporter — далеко не предел для двигателей, предлагаемых на такие фургоны. Доплатив почти 5 тыс. евро в Европе вы получите автомобиль мощностью 150 кВт, к тому же бензиновый.
Мощность дизельных фургонов ограничивается 132 кВт. Такой дизель (код CFCA) отличается двойным наддувом. Три других варианта мотора (62 кВт, 220 Нм — СААА, 75 кВт, 250 Нм — СААВ и 103 кВт, 340 Нм — СААС) оснащены турбокомпрессорами с изменяемой геометрией. Рабочий объем всех дизелей одинаковый — 1968 куб. см. Различные варианты мощности получаются изменением программы в блоке управления. Денег, правда, берут как за совершенно разные моторы.
Форсирование двигателей привело к уменьшению диапазона максимального крутящего момента. Для модели мощностью 62 кВт «полка» лежит в пределах 1250-2500 об/мин. Для двигателя в 75 кВт — 1500-2500, а для варианта в 103 кВт — уже 1750-2500 об/мин.
Лично я отдал бы предпочтение мотору СААА мощностью 62 кВт. Двигатель в 75 кВт обладает очень хорошим запасом по крутящему моменту, позволяет динамично двигаться. Однако законы физики никто не отменял. Высокий центр тяжести фургона обязывает не заигрывать со скоростью, поэтому «табун лошадей» приходилось постоянно придерживать. При движении со скоростью 80 км/ч и выше, когда стрелка тахометра переходит отметку «2», хочется включить шестую передачу. Включить ее можно только на автомобилях мощностью 103 кВт. Эти же модели могут оснащаться семиступенчатой коробкой DSG с двойным сцеплением. Пятиступенчатая коробка передач досталась GP от предыдущего поколения.
Кстати, все Transporter оборудованы системой, рекомендующей выбор передачи. Сначала я думал, что это просто указатель включенной передачи. Проверить работу системы в обычных условиях движения — заставить замигать стрелочку под цифрой установленной передачи, когда надо переключиться на понижающую, оказалось непросто. Автомобиль или глох на малых оборотах, или легко набирал скорость, если в дело уже вступала турбина.
При движении в городе актуальна другая задача — старт с места. Для наименьшего износа сцепления, его необходимо включать при наименьших оборотах двигателя. При трогании с минимальных оборотов получить удовлетворительную динамику автомобиля не получалось. Поэтому для динамичного разгона приходилось «подгазовывать» и отпускать сцепление на повышенных оборотах. Установить обороты педалью акселератора так точно, как хотелось, не всегда получалось. Приближение максимального крутящего момента к холостому ходу при движении в пробках было бы не лишним.
Двухлитровые двигатели, используемые на Т5, были созданы из дизеля, устанавливаемого на легковых автомобилях Tiguan и Passat (его код СВВА). Они пришли на смену пятицилиндровым моторам 2,5. и 1,9 л. За счет применения улучшенных материалов и покрытий, в двигателях второго поколения удалось снизить потери на трение, что дало снижение расхода топлива на 0,4 л/100 км. В конструкции новых дизелей обозначен курс на применение системы Common Rail вместо насос-форсунок . Volkswagen называет это принципом Downsizing. Дизели оснащены системой Common Rail, работающей под давлением 1800 бар и пьезо-форсунками. Изменилась компоновка двигателя. Конструкторы переместили агрегат турбонаддува вниз. Выпускной коллектор и компрессор объединены в единый модуль, разработанный компанией Honeywell-Garrett (фирма Honeywell приобрела Garrett).
Также был увеличен объем поддона картера, применен другой зубчатый ремень. Замена зубчатого ремня в нормальных условиях эксплуатации должна производиться через 210 тыс. км. На адаптированных для Transporter двигателях применяется термостат шарового типа. Его конструкция обеспечивает меньшее сопротивление движению охлаждающей жидкости. Такие термостаты еще только будут внедряться на легковые автомобили.
Замена масла в дизелях Transporter Т5 GP должна производиться через 20 тыс. км или один год. Для бензиновой версии этот интервал ниже — 15 тыс. км. Для своевременного технического обслуживания нет надобности отмечать пробег автомобиля. На дисплее всегда можно посмотреть оставшийся ресурс, и когда он истечет, автомобиль выдаст предупреждающий сигнал.
Отъезжая от парковки ЗАО «Фольксваген Груп Рус», при первом торможении ощутил мертвую хватку тормозов. На скорости и при груженом автомобиле процесс «дозирования» педалью тормоза был нормальным, но при движении в пробке приходилось очень нежно касаться педали тормоза.
Насколько это связано с такой системой тормозов, как Ready Alert Brake (Prefil) — не знаю. Эта система при резком снятии ноги с педали акселератора подводит тормозные накладки к тормозным дискам для обеспечения более быстрого срабатывания и уменьшения тормозного пути. Могу точно сказать, что с этим не связана система Fading Brake Support. Фейдинг — это потеря фрикционных свойств при нагреве материала.
Система определяет, когда тормоза «поплывут», и дает команду насосу ABS увеличить давление.
Свою лепту в создание «легкой» педали тормоза, безусловно, вносит гидравлический усилитель экстренного торможения. На прошлых моделях Transporter он был пневматическим. Тормозная система получила функцию Rain Brake Support. Она предназначена для удаления водяной пленки с тормозных дисков. Для этого при включении стеклоочистителей тормозные накладки периодически подводятся к тормозным дискам и таким образом их сушат. Ехать в дождь на Т5 GP приходилось почти постоянно. Никаких изменений в эффективности торможения замечено не было, правда и больших луж, после которых тормоза нужно «сушить», тоже не встречалось, а специально я их не искал - немецким инженерам доверяю.
Система тормозов Т5 GP получила также ESP с расширенным набором функций. Самое главное, что теперь ею оснащаются стандартно все автомобили, даже тягачи, где она деактивирована, но ее можно вернуть в работоспособное состояние. ESP включает в себя: ABS, EDS (система электронной блокировки дифференциала), ASR (противо-буксовочная система), MSR (система контроля тормозного момента двигателя) и систему, предотвращающую качение автомобиля при начале движения на уклоне.
Новыми функциями являются ARP (Active Rollover Protection), предназначенная для защиты автомобиля от опрокидывания и Maximum Brake Support, которая поддерживает максимальную эффективность торможения. ARP работает на основе расчетных данных, полученных от блока управления. Блок, анализируя фактическое ускорение автомобиля, считанное с акселерометра, и значения крутящего момента двигателя, определяет три степени загрузки: пустой, загружен наполовину, полностью загружен. На основе этих данных блок ESP выбирает оптимальный момент активации системы. Система Maximum Brake Support при срабатывании ABS передних тормозов повышает давление в заднем контуре до срабатывания ABS задних колес. Торможение в режиме работы ABS нельзя назвать максимально эффективным. Самые большие тормозные силы получаются при 15-20% проскальзывании колеса. Maximum Brake Support позволяет поднять эффективность торможения без использования регулятора тормозных сил, который в электронном исполнении может быть очень эффективным.
При заказе тягово-сцепного устройства (+28 тыс. руб.) можно получить ESP с функцией стабилизации прицепа, предотвращающей его раскачку. В систему ESP интегрирована функция непрямого контроля давления воздуха в шинах. Потеря воздуха в шине распознается по увеличению скорости его вращения в связи с уменьшением его радиуса качения.
Из всех функций ESP опробовать пришлось только систему помощи начала движения на уклонах — если вы остановили автомобиль, то это не значит, что через несколько секунд он не покатится.
Чем пришлось насладиться, так это рулевым управлением. Благодаря применению комбинированного шланга гидроусилителя с дополнительным демпфирующим элементом, при повороте рулевого колеса до упора, характерный звук частотой около 28 Гц практически не слышен.
Тест-драйвовский Transporter Kasten был оборудован окном в перегородке и окнами в створках задней двери. Они являются полезным дополнением к заднему парктронику, или, как его называют немцы, парк-пилоту — можно посмотреть чего он там пищит, мешая парковаться по слуху. Кроме шуток, окошко в перегородке, да еще с отодвигающейся створкой, очень удобно для наблюдения за погрузкой. Стоимость перегородки с глухим окном — 14 200 руб. Открывающееся окно увеличивает его стоимость до 17 300 руб. Перегородка без окна обойдется в 11 700 руб. Установленная перегородка разочаровала тем, что была установлена неплотно.
Стекла в задних дверях тоже могут быть полезны. Несмотря на то, что стандартными являются глухие двери, платить дополнительно за окна с обогревом не нужно.
Что действительно вызвало уважение, так это напольное покрытие фанерного пола — легко чистится. Пол стоит 18 200 руб.
Отделка боковин до половины кузова входит в стандартную комплектацию. За отделку до окон придется доплатить 13 600 руб.
На доставшемся нам фургоне на боковинах и перегородке были установлены шины для крепления фиксаторов. Стоит это удовольствие 29 тыс. руб. В 900 руб. обойдутся дополнительные петли на второй стойке кузова. На второй стойке автомобиля был закреплен чемоданчик с монтажным набором, состоящий из ремней и подкладок. Для автомобиля с высокой крышей его хотелось видеть в нише над кабиной. Туда можно переместить домкрат, закрепленный на брызговике правого заднего колеса.
Также фургон был оборудован задней дверью со створками, открывающимися на 250 градусов, если снять фиксатор, ограничивающий открытие 90 градусами. За эту опцию просят 19 600 руб. Для фиксации створок в открытом положении на них и на боковых панелях в задней части кузова монтируются магниты на сильно выступающих стойках. Фургон такие «бородавки» не красят.
Оценить расход топлива оказалось практически невозможно. Автомобиль оборудован цифровым указателем топлива на центральном дисплее, показывающим более-менее реальный уровень, когда топлива остается меньше четверти. Все это совсем не соответствует российским требованиям отмечать в путевых листах количество топлива. Точные показатели доступны для версий Transporter с многофункциональным рулем (+18 800 руб.). Также на Transporter возможна установка тахографа за 31 900 руб.
Подвеска автомобиля проявила себя с самой хорошей стороны. При движении ненагруженного автомобиля по «выбитой» дороге, задняя подвеска передавала на кузов толчки, генерирующие вполне сносный шум. Раскачивание автомобиля, вызванное дорожными неровностями, эффективно гасилось подвеской. Досаждал шум и вибрации, сопровождаемые движением по изношенному асфальтобетону. Но это слабое место свечных подвесок в целом.
Тестируемый автомобиль был оснащен стандартной подвеской. Volkswagen предлагает несколько вариантов подвесок, в том числе для плохих и умеренно плохих дорог с увеличенным на 20 мм клиренсом. Чего не хватало тест-драйвовскому Transporter Kasten? В России, для автомобиля с дизелем, автономный подогреватель — не роскошь, а скорее, необходимость. Именно поэтому их ставят на Fiat Ducato в стандартной комплектации. Для Transporter это опция, и обойдется она в 59 700 руб. Что лишнего в тест-драйвовском Transporter Kasten? Система освещения грузового отделения соответствует пассажирскому автомобилю, нежели кузову фургона. Три индивидуальных фонаря с раздельным включением левой и правой лампочек — не то, что нужно в кузове.