БУДУЩЕЕ БЕЗ ВОДИТЕЛЕЙ: ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ЭТОМУ?
История самоуправляющихся автомобилей уходит своими корнями в Японию 1970-х годов, а в настоящее время разнообразные проекты реализуются в университетах, научно-исследовательских институтах и высокотехнологичных компаниях по всему миру. В самоуправляющемся режиме автомобили преодолели сотни тысяч километров, и сторонники данной технологии полагают, что подобные автомобили смогут повысить пропускную способность дорог, уменьшить количество заторов и, что наиболее важно, повысить безопасность дорожного движения за счет устранения водительских ошибок.
Эксперты приводят следующий довод: если причиной 90% аварий становится человеческий фактор, что подтверждено статистическими данными, то почему бы полностью не исключить водителя из этого процесса? В то же время противники этой теории озабочены ошибками, которые могут совершать компьютерные системы. И кто будет нести ответственность если один из таких самоуправляющихся автомобилей станет причиной аварии?
Многие считают, что автоматизированные системы, такие как датчики, видеокамеры и радары, используемые для контроля дорожной обстановки и пространства вокруг автомобиля, обладают некоторыми преимуществами по сравнению с людьми. Однако, по мнению Карла Йохана Альмквиста из компании Volvo Trucks, наиболее безопасным подходом является сочетание автоматизированной системы, контролирующей обстановку в диапазоне 360 градусов, со знаниями и опытом профессионального водителя.
«Мы верим в водителя и понимаем, что человеческий мозг может принимать решения, неподвластные автоматизированным системам, — говорит он. — Компьютер никогда не устает, но он может делать только то, на что запрограммирован. Как только ситуация перестает быть стандартной, наступает черед водителя. Он имеет больше возможностей оценить ситуацию и принять решение: замедлить движение, резко затормозить или объехать препятствие».
Компания Volvo Trucks работает над созданием систем, которые помогают водителям в тех случаях, когда они теряют концентрацию, например, при движении в заторе. «При движении с малой скоростью водитель начинает думать об отстраненных вещах, не концентрируется на управлении, и если передний автомобиль резко останавливается, с ним можно столкнуться, — говорит г-н Альмквист. — Именно в таких ситуациях водителю следует оказывать помощь».
Концепция Volvo — сочетание опыта профессионального водителя с автоматизированными системами — реализуется в проекте SARTRE (Безопасные караваны автомобилей для защиты окружающей среды). Цель проекта, в котором компания Volvo участвует через свой центр исследований и инноваций Volvo Technology, заключается в разработке технологии движения автомобилей в караване, когда профессиональный водитель в ведущем автомобиле ведет за собой вереницу других автомобилей. Автомобили могут определять скорость и направление движения переднего автомобиля и расстояние до него, а также подстраиваться под данные параметры. Автомобили физически не связаны друг с другом и могут отделиться от каравана в любой момент. Оказавшись в караване, водители ведомых автомобилей могут расслабиться и заняться другими делами, а караван продолжает движение к месту назначения под квалифицированным направлением водителя ведущего автомобиля.
Ожидается, что движение автомобилей в караване будет обладать большим количеством преимуществ: дорожная безопасность повысится за счет сведения человеческого фактора к минимуму, расход топлива и, следовательно, выбросы СО2 снизятся на значение до 20%, уменьшатся заторы на дорогах, так как расстояние между автомобилями будет составлять всего лишь несколько метров, водители ведомых автомобилей смогут отдохнуть, поработать или поесть.
Технологию успешно испытали в караване с одним ведущим и одним ведомым автомобилями. Но для принятия общественностью и соответствующего законодательного закрепления может потребоваться больше времени.
Volvo Trucks принимает участие в нескольких технологичных проектах, таких как SARTRE, так как результаты и опыт, извлеченные из таких проектов, являются исключительно ценными.
«Безопасность — это одна из основных ценностей Volvo, поэтому мы направляем значительные усилия на разработку процессов автоматизации максимально безопасным способом, — отмечает г-н Альмквист. — Технология быстро развивается, но наша цель заключается в том, чтобы обеспечить ее максимально безопасную работу в паре с человеком. Водитель должен чувствовать себя в такой же безопасности, как если бы он управлял автомобилем самостоятельно, несмотря на то, что основную работу выполняет компьютер».
Карл Йохан Альмквист приводит в пример автопилоты, которые используются в авиации, как наиболее реалистичный путь развития дорожного движения. «Сейчас можно нажать на кнопку и использовать автопилот с момента взлета до момента посадки, — говорит он. — Но в самолете все еще есть пилот. Даже два».