ГЛУБОКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ FORD CARGO
Бренд Ford Cargo появился в 1982 г., когда Ford Heavy Trucks начал выпуск грузовиков серии 1812. Производство Ford Cargo 1812 было налажено на трех заводах: в Великобритании, Турции и Бразилии. В Турции для производства в городе Инону был построен новый завод.
Производственные мощности по сборке грузовиков на заводе в Инону ограничены выпуском двигателей. В год на заводе производится только 11 тыс. шестицилиндровых моторов. Кроме тяжелых грузовиков предприятие выпускает 55 тыс. двигателей для Transit, а также другие узлы и агрегаты для этого LCV. Производство грузовиков может быть увеличено в два раза при условии поставки двигателей. Из Турции Ford Cargo поставляется более чем в 40 стран Восточной Европы, Северной и Средней Африки, а также Среднего Востока.
С конца 2007 г. в Российскую Федерацию поставлялись грузовики модели Н298. До кризиса их было продано полторы тысячи штук. Грузовик оснащался двигателем Ecotorq рабочим объемом 7,33 л. массой 708 кг. Двигатели выпускаются в двух модификациях — 240 или 300 л.с. при 2400 об/мин.
Автомобиль Ford Cargo приобрел популярность в России благодаря своей умеренной цене и простоте конструкции, уменьшающей стоимость эксплуатации. Вместе с этим некоторые особенности конструкции заметно снижали универсальность этого автомобиля. Перевозчиков не устраивал низкий клиренс, некоторые хотели получить грузовик с более мощным двигателем.
В 2010 г. Ford Otosan запустила на своих заводах в производство новую модель Ford Cargo Н476. Еще раньше, в 2008 г., на заводе в Турции было освоено производство дизеля Ford Ecotorq объемом 9 л. Появление Ford Cargo Н476 соответствует новой стратегии Ford: «От локального производства к глобальному проекту».
Модельный ряд Ford Cargo Н298 представлен дорожными шасси: 18хх, 18ххСС и 18xxF с колесной формулой 4x2; трехосные 25хх, 25xxF (6x2) и 32хх 8x2; четырехосные 32ххС, 32xxS (8x2). Линейка строительных шасси Ford Cargo шире: 18xxD (4x2), 25xxD (6x2), 35xxD и 35xxD (6x4), 39xxM (8x4), 41xxD и 41xxM (8x4). Тягачи представлены одной моделью - 18xxF(4x2).
В конструкцию обновленного Ford Cargo было внесено свыше 100 изменений. Конструкторам удалось удачно переработать кабину и ее дизайн в направлении «кинетического дизайна», увеличив бампер, фары и площадь воздухозабора. Кабина получила верхний, боковые и нижний спойлеры. В «спальнике» теперь больше не будет окон. Реальной пользы они не дают, зато ухудшают теплоизоляцию кабины.
На новой модели изменились в лучшую сторону материалы отделки кабины. В кабине установили новый щиток приборов, двухспицевое рулевое колесо заменили трехспицевым. Для регулировки рулевого колеса по высоте и наклону достаточно повернуть круглую ручку пневматического крана, расположенную в нижней части приборного щитка. В обновленную кабину устанавливаются новые комфортабельные сиденья от другого поставщика. Сиденье оснащено обогревом и поясничным подпором, а также всеми возможными регулировками.
В кабине появилась подставка над двигателем. Ручка переключения передач переместилась на 3 см вперед ина5см влево. Это сделало переключение передач более удобным. Одновременно облегчили переключения передач, применив тросовый механизм, обладающим меньшим трением, и установили на оси подшипники.
Значительные изменения претерпела подвеска кабины. На Ford Cargo Н476 она стала четырехточечной. Поперечные колебания кабины гасит дополнительный амортизатор. Новая подвеска сделала рабочее место водителя еще более безопасным от воздействия дорожных вибраций. Кабина и ее крепление соответствуют европейским стандартам безопасности при столкновении. На кабину устанавливаются «бордюрное» зеркало и зеркало пространства перед грузовиком. Окна в дверях грузовика улучшают обзорность.
Форд предлагает три модели кабин: DC — дневная кабина без спального места, LR — кабина с низкой крышей и одним спальным местом, HR — кабина с высокой крышей и двумя спальными местами. Кабины окрашиваются в 24 цвета. Возможна окраска в специальный цвет. В стандартной комплектации бампер окрашивается в цвет кабины, устанавливаются противотуманные фары, магнитола с CD-проигрывателем.
Автомобиль стал выше. За счет изменения конструкции подвески строительного шасси увеличился также дорожный просвет грузовика. Он составляет 360 мм. Была доработана конструкция заводской защиты радиатора.
Модели Ford Cargo Н476 оснащаются дизелями Ford Ecotorq объемом 7,3 и 9 л. Двигатель 7,3 л. представлен одной модификацией, мощностью 260 л.с. при 2400 об/мин (крутящий мо-мент840 Нм 1200-1800 об/мин). Девятилитровый Ecotorq представлен тремя модификациями мощностью 320 (1100 Нм 1200-1800 об/мин), 350 (1400 Нм 1200-1700 об/ мин), 380л.с (1600 Нм 1450-1600 об/мин), при 2200 об/мин. С 2012 г. все дизели будут соответствовать экологическим требованиям Евро-5.
С двигателем мощностью 260 л.с. агрегатируется 9-ступенчатая коробка передач ZF 9S75. Для двигателя мощностью 320 л.с. предназначена коробка передач ZF 9S1110 — также девятиступенчатая. Более мощные дизели получили 16-ступенчатые агрегаты ZF 16S1620. На машины могут устанавливаться три коробки отбора мощности — одна с приводом от двигателя и две от коробки передач. Последние, от ZF, как и сами коробки.
Форд устанавливает на свои грузовики ведущие мосты Merritor как с колесными редукторами (для строительных шасси) — Meritor MT32-610, так и без них — Meritor RS 186. Передаточное отношение главной передачи: 3.21; 3.73; 4.10; 4.30; 4.56. Для моста с колесными редукторами — 5.41.
Шасси с прицепным устройством, тягачи и шасси для строительных грузовиков комплектуются мостами с блокировкой дифференциала в стандартном исполнении. Многоосные шасси оснащаются также межосевой блокировкой.
Ford Cargo Н476 получил новые подвеску, тормозную систему, раму. Изменена конструкция систем охлаждения и выпуска. Толщину лонжеронов рамы увеличили до 10 мм, а высоту до 261 мм для строительных шасси. Рамы изготавливают из высокопрочного ниобиевого сплава. Усилие на кручение достигает 500 мПа.
Для тягача была расширена высота седла — от 1050 до 1250 мм.
При модернизации автомобиля переработали конструкцию топливного бака: усилили кронштейны топливного бака, изменили топливозаборник, собрав датчик уровня топлива и магистраль слива топлива в один узел. Топливный бак совмещен с баком для Webasto. Возможна установка алюминиевого топливного бака емкостью 650 л с уменьшенной высотой топливозаправочной горловины.
Листы рессор передней подвески сделали более широкими (90 мм), уменьшив прогиб и увеличив грузоподъемность. Новый отбойник уменьшит ход подвески на сжатие. Эти меры увеличивают срок службы рессор. Передняя подвеска получила стабилизатор поперечной устойчивости с усиленными втулками и стойками, повышающими устойчивость автомобиля в поворотах.
У тягача задняя подвеска — пневматическая четырехточечная. Двухточечная пневматическая подвеска используется для тягача-автовоза 18ххСС. Строительные шасси оснащаются рессорными подвесками с доработанной конструкцией балансира. Разработана специальная подвеска с резиновым балансиром. Она позволяет существенно снизить вес, и предназначена для бетоносмесителей.
Тормозные механизмы получили новый привод Z-Cam. На всех моделях грузовиков стандартно устанавливаются системы ABS/ASR. Моторный тормоз стандартно устанавливается на все модели без ретардера. Электромагнитный ретардер Telma АС8330 с тормозным моментом 3300 Нм устанавливается в трансмиссию тягача, шасси с прицепным устройством и автовоза как стандартное оборудование. Ретардер имеет четыре степени замедления. Его управление расположено слева на рулевой колонке.
В Россию поставляются модели с пакетом для холодного климата. В него входит ветровое стекло с подогревом, предпусковой подогреватель Webasto, подогрев топливного фильтра, масла и технические жидкости с расширенными температурными характеристиками, система подогрева топлива в баке за счет циркуляции охлаждающей жидкости, подогрев топливных магистралей, дополнительный обогрев и термоизоляция кабины. По заказу грузовик можно дооснастить «арктическим» пакетом. Существует специальный заказ — SVO. Он предусматривает нестандартную кабину, к примеру, сдвоенную, отличную длину шасси и заднего свеса, нестандартную комплектацию шасси с различным положением топливного бака, аккумуляторов, элементов выхлопной системы.
На сегодняшний день грузовые автомобили Ford Cargo реализуют 11 официальных дилерских центров в 8 регионах Российской Федерации. Дилеры также поддерживают сервисное обслуживание всех грузовых автомобилей Ford и гарантийное обслуживание официально ввезенных автомобилей. Гарантия на Ford Cargo предоставляется на два года или 200 тыс. км.
Как и его предшественник, Ford Cargo Н476 — бюджетный грузовик. В модификации тягача 1838Т он стоит 2,650 млн. руб. Это более чем на миллион меньше чем Scania P340 (3,69 млн. руб.), на 800 тыс. дороже, чем КАМАЗ-5460 (1,86 млн.). Ближайший конкурент Renault PV3 обойдется в 3,12 млн. руб.
В отличие от европейских грузовиков топ класса Ford Cargo должен проходить техническое обслуживание чаще. Сейчас предписано делать ТО через каждые 20 тыс. км. Для автомобилей, эксплуатирующихся в Турции, интервал между регламентными работами увеличен до 30 тыс. км. Заключение об увеличении межсервисного пробега дает инженерный центр Форд в Гебзе (Gebze) по результатам процедуры широкомасштабного исследования эксплуатируемых грузовиков. Так, для определения остаточного ресурса моторного масла, его пробы собираются и отсылаются в Турцию. В России такая работа ведется и близка к завершению. В тоже самое время, к примеру, воздушный фильтр Ford Cargo требует замены через 120 тыс., как и на большинстве современных европейских грузовиках.
Глобальный инженерный центр открылся в Турции в 2007г. Он располагает полигоном. Здесь испытываются грузовики, легкие коммерческие и легковые автомобили.
К достоинствам Ford Cargo следует отнести низкую стоимость технического обслуживания, запасных частей и материалов. В среднем ТО грузовика обходится в 22 тыс. руб. Стоимость обслуживания КАМАЗ — 20 тыс. руб. (но он обслуживается каждые 10 тыс. км.), грузовиков «большой семерки» — 32-38 тыс. руб.
Если добавить к этому сумму удешевления трехлетнего грузовика с пробегом 360 тыс., то величина затрат для Ford Cargo составит 4,48 млн. руб., КАМАЗ — 5,9472 млн. руб., европейских грузовиков — 4,638-4,652 млн. руб. Высокая стоимость владения отечественным автомобилем обусловлена высоким расходом топлива камским грузовиком.
Особенно хочется отметить внимание разработчиков к мелочам, делающим автомобиль «для водителя». Удобство входа в автомобиль обеспечивается ручками, расположенными по периметру дверного проема. Вход в кабину очень удобен. Можно сказать, что по этому показателю Ford Cargo вне конкуренции. Залог тому — размещение ступенек со смещением. Поэтому в кабину Ford Cargo буквально заходишь по ступенькам, а не влезаешь по ним. Для удобства и безопасности водителей на пластиковой крышке аккумуляторов закрепили лист рифленого алюминия. С точки зрения дизайнера, может быть не самое элегантное решение, зато очень практично. Практично и оборудование грузовика выключателем массы.
Практичность Ford Cargo делом подтверждает дух автомобилей Ford, заложенный еще отцом-основателем компании Генри Фордом.