НОВЫЙ ACTROS – ЛУЧШЕЕ СТАЛО СОВЕРШЕННЕЕ
На обновление Actros было потрачено более миллиарда евро. Кроме этого, примерно на такую же сумму были сделаны инвестиции в модернизацию производства и изменение технологических процессов. Основными направлениями при разработке новой модели были экономичность, безопасность и создание комфортных условий для водителя. Грузовик получил новые шасси, двигатели, кабины, осветительные приборы.
КАБИНА
Дизайнеры придали новому Actros вид мощного и динамичного грузовика. Основные идеи дизайна построены вокруг решетки радиатора, на которой доминирует трехлучевая звезда (с подсветкой, как и у предыдущей версии). Другой, самой характерной отличительной чертой нового грузовика являются изогнутые в форме бумеранга фары. В качестве опции автомобиль может комплектоваться биксеноновыми и противотуманными фарами. Противотуманные фары и ходовые огни могут изготавливаться с применением светодиодов.
При разработке дизайна приоритетными были требования специалистов по аэродинамике. Сначала исследования производились на компьютерах с помощью программ математического моделирования. Затем аэродинамика автомобиля доводилась на моделях грузовика. Модели провели в аэродинамической трубе в общей сложности 2600 часов, пока аэродинамика грузовика не была доведена до совершенства. Так, ветровое стекло наклонили на 15 градусов от вертикали, как компромисс между аэродинамическим сопротивлением и внутренним объемом кабины. Для уменьшения сопротивления воздуха большие кабины Actros BigSpace и GigaSpace имеют аэродинамический выступ над ветровым стеклом. Он также позволяет предоставить водителю дополнительное место в кабине для хранения вещей. Угловые дефлекторы на передней части кабины не только снижают сопротивление воздуха, но и уменьшают загрязнение боковых поверхностей. Обтекатели на крыше – также плод тщательных проработок специалистов по аэродинамике. Новый обтекатель может подниматься на высоту до 4,6 м.
Решетка радиатора в виде перфорированных панелей оптимизирована также с точки зрения увеличения проходящего через нее воздушного потока к радиатору. Сам воздушный поток регулируют жалюзи, управляемые датчиками температуры. Закрытые жалюзи улучшают аэродинамику грузовика. Улучшению аэродинамики также способствуют панели под днищем грузовика. Доработке подверглась даже форма колесных арок.
Ни один другой грузовик не был так тщательно проработан и протестирован, прежде чем занять свое место на сборочной линии. Основы развития большегрузных грузовиков Mercedes-Benz были заложены свыше 10 лет назад. Основные компоненты и агрегаты испытывались в течение пяти лет. За это время образцы новых грузовиков проехали около 20 млн. км по дорогам общего пользования. Автомобили проверялись также во время клиентских тест-драйвов. Исследовательская работа проводилась на полигонах, испытательных стендах и треках, а также во время других экстремальных экзаменов.
При разработке нового грузовика акцент делался на создание магистрального грузовика «премиум» класса. Впервые экстерьер и интерьер кабины грузовика специально разрабатывались как одно целое. Работа дизайнеров начиналась на нескольких моделях в масштабе 1:4. Было изготовлено шесть макетов в масштабе 1:1 – три для разработки интерьера и три для экстерьера. Уже на первом эскизе интерьера было определено четкое разделение внутреннего пространства кабины на рабочую и жилую зоны. Они визуально разделены с помощью цвета и геометрических форм. В рабочей зоне преобладает практичный антрацитовый цвет; в задней части кабины, вокруг пассажирского сиденья преобладает миндально-бежевый оттенок. Он создает уют и делает пространство визуально больше. К тому же, светлая обивка меньше нагревается солнцем. Выбранная расцветка с успехом применяется на легковых автомобилях Mercedes-Benz S-Class, CLS и SL. Это относится также к выбранным материалам обивки.
Грузовики могут комплектоваться семью вариантами кабин, шириной от 2,3 до 2,5 м, с четырьмя вариантами высоты крыши, с максимальной длиной 2,3 м. Из них пять кабин – с ровным полом. Две кабины имеют в центре туннель для двигателя. Его высота – всего 170 мм, так что он не является большой преградой для перемещения по кабине.
Новые кабины отличаются дверьми, спускающимися к самому низу. Такая дверь улучшает аэродинамику, повышает безопасность, облегчая вход в кабину. Кабины имеют модульную конструкцию, их панели оцинкованы. Вес кабин снижен на 50 кг.
Прежняя кабина MegaSpace заменена кабиной GigaSpace. Ее объем больше на 920 л., внутренняя высота – 2,13 м. Дополнительный объем кабины используется для увеличения мест хранения. В целом, кабина MegaSpace объемом 11,6 м³ является самой большой среди кабин европейских грузовиков.
Даже самая маленькая кабина ClassicSpace шириной 2,3 м имеет стандартно устанавливаемый люк в крыше с ручным приводом, многофункциональное рулевое колесо. Для более высоких кабин StreamSpace люк на крыше оснащен электрическим поворотным приводом (или как опция – отдвигающимся назад).
Все модификации кабин с плоским полом оснащаются комфортной подвеской кабины. Всего предлагается три варианта крепления кабины: стандартная, комфортная и особо комфортная пневматическая.
Кабины могут оснащаться электрогидравлическим опрокидывателем. Ступеньки для входа в кабину имеют подсветку. Роликовая шторка для защиты от солнца, кондиционер и вывод сжатого воздуха устанавливаются как стандартное оборудование.
Большие кабины BigSpace и GigaSpace получили комфортную подвеску сидений, коврик между сиденьями и солнцезащитный экран. Кабины GigaSpace могут похвастаться инструментальным ящиком под кабиной, дополнительным ящиком в центральной консоли и ящиками для личных вещей над ветровым стеклом.
Для нового грузовика разработали новые сиденья. Ширину их подушек увеличили на 40 мм. Сиденье шириной 550 мм на сегодняшний день является самым крупным в своем классе. Были увеличены регулировки сиденья по высоте (на 20 мм) и в горизонтальном положении. Сиденье может отодвигаться назад на 190 мм или 250 мм, когда нижняя койка сложена. Предлагается четыре различных варианта водительских сидений: жесткое и с подвесками (обычной, комфортной и с регулируемым климатом). Доступны три вида пассажирских сидений: стандартное, комфортное с подвеской, с подвеской и регулируемым климатом. Кроме этого можно выбрать различный материал обивки сидений.
Специально для нового Actros разработали водительское сиденье с функцией массажа. Оно будет доступно с 2012 г. При нажатии кнопки семь пневматических подушек, расположенных друг над другом в спинке сиденья, будут пульсировать в течение 10 минут.
Интерьер разрабатывался на основе последних исследований в области эргономики. Все переключатели находятся в пределах досягаемости водителя. Для этого приборная панель имеет форму ассиметричных кривых, смещенных в сторону водителя. Приборы и элементы управления находятся на одном уровне с теми, которые применяются в легковых автомобилях Mercedes-Benz.
Многофункциональное рулевое колесо так же напоминает устанавливаемое на легковых Mercedes-Benz, тем не менее, оно увеличилось в размерах даже по сравнению с устанавливаемым на предшествующих моделях Actros. Для регулировки положения руля используется ножной рычаг. Угол регулировки руля увеличили.
Над новым грузовиком работало около 1600 сотрудников Daimler Trucks, включая конструкторов и испытателей. Их работа постоянно контролировалась отделом тестирования, а также специальными «грузовыми клиниками» – Truck Clinics. В четырех из этих Truck Clinics в общей сложности было опрошено 638 операторов и водителей.
Задолго до начала серийного производства новый Actros испытывался за Полярным кругом зимой и в пекле испанской Сьерра-Невада летом. Грузовик преодолел все категории дорог Турции, прошел испытания песком в Южной Африке.
ДВИГАТЕЛИ
Модельный ряд предлагаемых грузовиков максимально ориентирован на потребности клиента. Заказать можно Actros в исполнении седельного тягача или бортового грузовика с двигателями различной мощности. Для нового грузовика Actros предназначены четыре двигателя семейства Mercedes-Benz BlueEfficiency Power, которые были доработаны до выполнения европейских норм евро-6. Тем не менее, новые автомобили могут соответствовать и экологическим нормам евро-5. В ходе подготовки к производству образцы новых двигателей при тестировании на стендах и в эксплуатационных условиях отработали ресурс, эквивалентный 60 млн. км. Новый двигатель на 20% долговечнее своего предшественника и позволяет грузовику проехать 1,2 млн. км до капитального ремонта.
Устанавливаемый рядный шестицилиндровый дизель модели Mercedes-Benz OM 471 обладает мощностью от 310 кВт (421 л.с.) до 375 кВт (510 л.с.) и развивает крутящий момент от 2100 до 2500 Нм в зависимости от модификации. Для всех версий двигателя номинальная скорость вращения коленчатого вала – 1800 об/мин. Двигатели развивают максимальный крутящий момент при 1100 об/мин. Даже при скорости меньше 1000 об/мин крутящий момент удивительно большой. Практически, рабочий диапазон работы двигателя начинается с 800-900 об/мин. Характеристика протекания крутящего момента пологая, почти прямая. Двигатель при 1400 об/мин развивает около 100% максимального крутящего момента.
OM 471 – длинноходный дизель с величиной хода цилиндра 156 мм и диаметром цилиндра 132 мм, турбированный, имеет четыре клапана на цилиндр и два верхних распределительных вала. Блок цилиндров изготовлен из специально разработанного для этого двигателя серого чугуна, защищенного патентом. Оребрение блока придает ему высокую жесткость и снижает уровень шума. Компактный шестеренчатый газораспределительный механизм находится в задней части двигателя. Каждый из распределительных валов приводит в действие по два клапана на цилиндр (впускной и выпускной). Клапаны установлены вертикально и приводятся через коромысла, установленные на подшипниках скольжения. В отличие от обычных распределительных валов, изготовляемых фрезерованием из цельной заготовки, валы двигателя OM 471 имеют сборную конструкцию с полостью внутри для снижения веса. Валы устанавливаются в постелях, выполненных из «крылатого металла». В версии Евро-6 двигатель весит 1146 кг.
Нижние крышки шатунов крепятся болтами, заворачиваемыми в тело шатуна. Поршневые пальцы – плавающие. Поршни – цельные, сделаны из стали. Такое решение позволяет максимально увеличить срок их службы. Поршень имеет три кольца – два компрессионных и одно маслосъемное. На юбку поршня нанесено защитное покрытие. Поршень охлаждается разбрызгиванием масла. Гильзы цилиндров мокрые, охлаждаются двумя потоками жидкости. Первый охлаждает верхнюю часть цилиндра, второй – нижнюю, которая не подвергается столь интенсивному нагреву как верхняя часть. Это позволяет выровнять тепловую деформацию цилиндров, а значит свести к минимуму расход масла и прорыв в картер продуктов сгорания. Для большей эффективности охлаждения жидкость движется по кратчайшему пути.
Термостат расположен непосредственно у входа в рубашку охлаждения головки цилиндров с тем, чтобы обеспечить точное регулирование температуры двигателя. Теплоотдача системы охлаждения нового Actros увеличена за счет размеров радиатора. Уменьшение тепловой нагрузки позволит снизить частоту включения вентиляторов охлаждения и тем самым уменьшить расход топлива. Для этой же цели служит водяной насос с обратной связью.
Блок управления, модуль охлаждения моторного масла в сборе с фильтром, топливные насосы высокого и низкого давления, двухцилиндровый компрессор находятся на более холодной стороне двигателя. На горячей стороне, со стороны выпускного коллектора установлены турбокомпрессор, стартер и система вентиляции картера. Такая компоновка агрегатов двигателя облегчает его обслуживание и предохраняет от перегрева наиболее ответственные узлы.
Новый силовой привод позволяет грузовику экономить от 3% до 7% топлива по сравнению с выпускающимися моделями Actros MP3. Большую экономию показывают дизеля пятого экологического класса – 6-7%. Это связано с тем, что двигатели Евро-5 имеют более низкий уровень рециркуляции отработавших газов и обходятся без сажевого фильтра. Для модификации Евро-6 расход топлива снизится на 3-4%.
Таких результатов удалось добиться не только благодаря снижению силы аэродинамического сопротивления, но и за счет совершенства рабочего процесса новых дизелей. Это стало возможным с применением уникальной системы впрыска X-Pulse. По сравнению с предшествующими системами давление впрыска было увеличено с 1800 бар до 2000 бар. Система X-Pulse типа Common Rail. От обычных систем этого типа она отличается двухуровневым давлением впрыска. Двухпоршневой топливный насос высокого давления создает давление в общей магистрали топливной системы примерно в 900 бар. Затем давление впрыска может повышаться до 2100 бар в каждой форсунке отдельно. Система впрыска X-Pulse позволяет непрерывно регулировать подачу топлива, отвечая требуемым условиям, например, изменение положение педали акселератора. Изменение подачи топлива контролируется блоком управления отдельно для каждой форсунки. Это позволяет компенсировать малейшие различия в работе между отдельными цилиндрами.
Блок управляет моментом, количеством импульсов и давлением впрыска. Управление происходит с помощью двух соленоидов, воздействующих на клапана. Таким образом может быть реализовано много различных конфигураций впрыска: без активации насоса-форсунки для повышения давления впрыска или с последующим повышением давления впрыска. Также возможны различные комбинированные варианты впрыска, позволяющие добиться тихой и плавной работы дизеля при высокой эффективности и минимальной эмиссии вредных частиц в отработавших газах.
Топливо впрыскивается в неглубокую камеру сгорания, выполненную в днище поршня. Форма камеры сгорания тщательно подбиралась с целью создания оптимальных для горения топлива вихрей воздуха. Форсунка располагается вертикально по центру между клапанами. Распылитель форсунки имеет семь отверстий, представляющие собой миниатюрные сопла. Степень сжатия дизеля – 17:1.
Двигатель Mercedes-Benz OM 471 оснащен системой наддува питающего воздуха с асимметричной турбиной с постоянной геометрией. Система снабжена промежуточным охладителем – интеркулером. Несимметричный поток обладает тем преимуществом, что отработавшие газы из первых трех цилиндров направляются непосредственно через систему рециркуляции в турбину без лишних потерь, что улучшает отклик двигателя.
Комбинация этих систем, а также системы рециркуляции отработавших газов и селективной очистки с технологией BlueTec, закрытого фильтра частиц сделали новый грузовик экономичным и «чистым».
Новые решения были апробированы на рынке США и Японии, где было реализовано больше 70 тыс. грузовиков Mercedes-Benz. Новые технологии Daimler способствовали расширению доли компании в этих регионах.
Двигатель Mercedes-Benz OM 471 имеет превосходные характеристики. Это с полным правом относится к его моторному тормозу. На OM 471 применен чрезвычайно эффективный декомпрессионный тормоз с использованием турбонагнетателя. Время ответа моторного тормоза составляет всего 150 миллисекунд.
Расположенная на рулевой колонке ручка управления моторным тормозом имеет три положения. При включении первого положения в работе тормоза задействуются три цилиндра двигателя. При втором положении – остальные три. В третьем положении активируются клапан EGR и перепускной клапан турбокомпрессора. Максимальная мощность тормоза при 2300 об/ мин составляет 400 кВт (544 л.с.).
Кроме ручного управления, моторный тормоз используется при включении системы автоматического регулирования скорости движения круиз-контроля, так как управление моторным тормозом осуществляется через блок управления двигателем – MCM (motor control module). Это позволяет достигнуть прекрасной синхронизации при переключении передач, способствует быстрому выходу двигателя на номинальные обороты. Такие возможности предоставляют индивидуальное управление работой отдельных цилиндров: пока одни цилиндры двигателя работают в режиме моторного тормоза, в других происходит нормальное горение топливного заряда. В результате стал возможен очень быстрый и плавный переход из одного режима движения в другой. Кроме этого, блок управления, используя сенсоры, проверяет уровень и температуру моторного масла, скорость вращения турбины наддува и множество других параметров. В дополнение к моторному тормозу новый грузовик может опционально оснащаться водяным ретардером с тормозным моментом 3500 Нм (750 кВт). Новый замедлитель не только более мощный, но и весит только 65 кг, вместо прежних 100 кг.
ТРАНСМИССИЯ
На новой модели Actros устанавливаются автоматизированные коробки передач Mercedes-Benz PowerShift G211 или G281. 12-ступенчатые коробки передач были адаптированы к двигателю OM 471. Кроме этого они стали еще более быстро и точно переключать передачи благодаря новым высокочувствительным датчикам. Снижение времени переключения передач, во время которого происходит разрыв подаваемой к ведущим колесам мощности двигателя, способствует плавному движению, а, следовательно, уменьшению потребления топлива. Высшая передача с целью снижения расхода топлива при движении по автомагистралям сделана прямой.
Как и прежние версии коробок передач Mercedes-Benz PowerShift, обновленные агрегаты оснащены дополнительными функциями. К примеру, таким, как режим EcoRoll, облегчающий работу водителя при движении в горной местности. Вместе с этим, трансмиссия грузовика получила новые функции. Вместо прежнего режима «маневрирование» появился «ползучий» режим. Как и на легковых автомобилях с автоматической коробкой передач, когда педаль тормоза отпущена, включается сцепление. Таким образом, новый Actros может двигаться со скоростью пешехода без нажатия на педаль акселератора, что облегчает работу водителя при движении в пробке или маневрировании.
Также новым является ряд свободно выбираемых программ движения. Программа экономичного движения и стандартного экономного вождения (Standard) входят в устанавливаемый на заводе на все грузовики пакет Economy Drive. При активации программы экономичного движения используются повышенные передачи, максимальная скорость ограничивается 85 км/ч, а функция EcoRoll не может быть отключена.
Дополнительный пакет Power Drive включает в себя программу Standard, ориентированную на экономию топлива, и программу Power shift, которая предоставляет водителю оптимальную производительность грузовика. Она позволяет тягачу работать в составе автопоезда полной массой до 120 т. Наличие различных программ позволяет идеально адаптировать один и тот же автомобиль к различным условиям эксплуатации. Если водитель сочтет выбранную автоматикой передачу не соответствующей условиям движения, то он может рычажком на рулевой колонке выбрать передачу по своему усмотрению.
С целью снижения расхода топлива новые грузовики Actros комплектуются только ведущими мостами с гипоидной главной передачей. Даже хорошо зарекомендовавшая себя ось HL6, используемая на предшествующей модели, получила гипоидный редуктор. Благодаря применению двигателей с более высоким крутящим моментом и широким рабочим объемом, стандартное отношение главной передачи тягачей было уменьшено с 2,846 до 2,611. Таким образом, двигатель автопоезда, двигающегося со скоростью 85 км/ч, делает только 1260 об/мин., а не 1370 об/мин как раньше. Снижение номинальных оборотов двигателя способствует снижению расхода топлива.
Для грузовиков, использующихся для других перевозок, специалисты Daimler Trucks расширили ряд предлагаемых передаточных отношений ведущих мостов. Так, для оси HL6, устанавливаемой также на тягачи со стандартной высотой рамы, и шинами 315/70 R 22.5, доступны редукторы с отношением от 2,533 до 3,077. Для низкорамных седельных тягачей моделей Lowliner с шинами 295/55 R 22.5 – от 2,2278 до 2,733. Ставя во главу максимальное снижение затрат на перевозку, Mercedes-Benz подготовил для клиентов готовые предложения, предлагаемые по привлекательным ценам. Базовый комплект называется Economy Packs. Classic Economy Pack включает систему мониторинга давления в шинах, аэродинамические дефлекторы и боковые панели. В Top Economy Pack включен также ретардер.
ПОДВЕСКА
Для нового грузовика была разработана новая рама. Ее ширина увеличена с 744 мм до 834 мм. Инженеры оптимизировали положение ведущей оси, разработали новые подвески. Задняя подвеска симметричная, то есть, оснащена четырьмя одинаковыми пневморессорами. Быстродействие такой подвески выше. К тому же она способна выдержать большую нагрузку. Ширина подвески, как и рамы также увеличена.
Для нового Actros предлагается пневматическая или рессорная передняя подвеска с возможностью выбора допустимой нагрузки на ось. В зависимости от нагрузки подвеска имеет различное число листов рессор. При стандартной нагрузке подвеска однолистовая. Для уменьшения массы подвески конструкторы применили передний кронштейн из алюминия. Управляемость автомобиля улучшена. Конструкторы переработали кинематику рулевого управления, применили для снижения расхода топлива управляемый насос гидроусилителя. Управляемость улучшилась также за счет новых подвесок, жесткости и упругости рамы.
Новый Actros предлагается с различной длиной колесной базы, в двух - или трехосном исполнении, с ведущей или подкатной третьей осью. Двухосный тягач теперь доступен с четырьмя колесными базами: 3550, 3700, 3850 или 4000 мм. Двухосные шасси предлагаются с одиннадцатью размерами колесной базы с шагом 300 мм, начиная от 3600 и кончая 6600 мм.
Автомобили могут иметь три варианта высоты рамы: Standard, Low и Lowline. При этом низкорамные модели стали еще ниже. Для удобства установки настроек по всей длине лонжеронов сделаны отверстия диаметром 50 мм. Длина заднего свеса может быть выбрана с шагом 300 мм, в то время как задняя поперечина может переноситься с шагом 50 мм.
Для нового Actros разработаны четыре модели топливных баков с различным сечением объемом от 290 до 1300 л. Для AdBlue предлагаются бачки емкостью 60 или 75 л. Основной топливный бак и бачок для AdBlue установлены на левой стороне. Есть возможность установки на седельные тягачи топливного бака с секцией для AdBlue.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Как и прежний Actros, новая модель оснащается многочисленными системами активной безопасности. Assist Stability Control теперь устанавливается как стандартное оборудование на шасси и тягач. Система управления сближением Proximity Control Assist с функцией stop-and-go автоматически контролирует режим движения и остановку грузовика, облегчая управление большегрузным грузовиком, особенно в городах. Автоматика этой системы больше не связана с ретардером. Седельно-сцепное устройство оснащено датчиками, посылающими на дисплей в кабине информацию о положении замка. Правое боковое зеркало оснащено функцией маневрирования. Оно автоматически поворачивается на 10 градусов, когда включается передача заднего хода. В стандартное оборудование всех модификаций нового Actros входит система автоматического включения аварийной сигнализации после экстренной остановки. Автомобили оборудуются датчиком дождя и освещенности. Система мониторинга давления в шинах предлагается как опция.
Все системы безопасности предлагаются в пакетах. Базовый пакет (Basic Safety Pack) включает Proximity Control Assist, Lane Keeping Assist и подушку безопасности для водителя. В Classic Safety Pack включены также Active Brake Assist. Top Safety Pack дополнен ретардером.
Сервисные интервалы увеличены до 150 тыс. км. Величина межсервисного пробега зависит от типа транспортного средства и режима его эксплуатации. На практике это означает, что для большинства автопарков, занимающихся междугородними перевозками, автомобили будут обслуживаться только раз в год для замены масла. Сажевый фильтр автомобилей Евро-6 должен быть заменен через 450 тыс. км, а затем очищается каждые 300 тыс. км. Сервисный интервал для воздушного фильтра также 300 тыс. км.
Обслуживание двигателя максимально упрощено. Установленная на двигателе панель фильтров включает как масляный фильтр, так и блок топливных фильтров, состоящий из фильтра предварительной очистки, основного фильтра и водоотделителя.
Система FleetBoard и сервисные контракты признаны повысить экономическую эффективность эксплуатации грузовика. Телематическая система FleetBoard включена в стандартное оборудование нового Actros. В течение первых четырех месяцев пользование системой бесплатное. Система способна помочь снизить эксплуатационные издержки от 5 до 15%.
По заявлению Андреас Реншлер (Andreas Renschler), члена правления Daimler AG, отвечающего за Daimler Trucks и Daimler Buses, главным конкурентом нового Actros в настоящее время является выпускающийся Actros MP3. До настоящего времени было продано больше 700 тыс. таких автомобилей. Это самый продаваемый в Европе грузовик. Начало производства нового Actros запланировано на конец сентября.