ДОРОГА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
Впрочем, обо всем по порядку. Такие соревнования, ставшие приятной отдушиной для неизбалованных праздниками московских автомобилистов, проводятся уже четырнадцатый раз. Хотя место их проведения – площадка перед МВЦ «Крокус-Экспо» – осталось неизменным, время сместилось на начало лета. Это правильно – в августовский зной, как в прошлом году, соревноваться трудновато. Тем более что соревнованиям водителей предшествует «выяснение отношений» среди ремонтных рабочих. А крутить гайки на 40-градусной жаре особого удовольствия не доставляет.
Кстати, о «крутить гайки».
Я уже третий раз посещаю этот конкурс и замечаю, что задания для участников «ремонтного» конкурса несколько однообразны. Каждый раз автослесарям предстоит либо поменять тормозные колодки, либо перебрать редуктор ведущего моста автомобиля «ЗиЛ». Это уже не так интересно, и с каждым годом ряды зрителей у места проведения «ремонтного» конкурса редеют.
Что можно придумать взамен? Казалось бы, какую-то интересную неисправность на тему «машина не заводится» или просто попросить участников конкурса найти, скажем, три реально существующие неисправности в различных системах автомобиля, придумать можно. Но для того, чтобы поставить всех участников соревнований в равные условия, придется каждый раз снова и снова устраивать на машине одну и ту же неисправность. А это влечет затраты времени и трудности с сохранением тайны. Общаться-то участникам конкурса между собой и зрителями запретить нельзя.
Мне кажется, что неплохим вариантом будет сделать так, чтобы показать свое умение публике могли не только слесари по ходовой части, но и представители такой уважаемой профессии, как мотористы. Например, снять-поставить ГБЦ, отрегулировать клапана можно достаточно быстро, за время, соизмеримое с тем, которое тратят специалисты по ремонту ходовой части на разборку-сборку редуктора.
Несмотря на несколько приевшийся зрителям сценарий, участники конкурса ремонтных рабочих приложили все силы для выполнения поставленных организаторами задач. Ведь делать даже повседневную работу в непривычной обстановке, под прицелами фото- и телевизионных камер, в окружении зрителей в разы труднее, чем на своем рабочем месте.
Лучше всех с этими трудностями справился представитель команды ОАО «Первый автокомбинат» Дмитрий Борисенко. Представители этого же предприятия заняли первое место и в командном зачете.
Прежде чем перейти к рассказу о самом интересном этапе праздника – соревнованиях водителей, принесших как зрителям, так и участникам много неожиданностей, хочу упомянуть то, что перед «практической» частью конкурса вслед за традиционным парадом грузовых автомобилей прошел теоретический конкурс на знание Правил дорожного движения и устройства автомобиля.
К сожалению, наблюдать за его проведением было трудновато. Неплохо было бы к следующему разу сделать так, чтобы экзаменационные билеты и ответы участников, особенно по Правилам дорожного движения, выводились на большие экраны. Задачи из экзаменационных билетов очень интересны, особенно, если самому их решать не надо.
Но что бы мы ни говорили про зрелищность теоретической части и конкурса ремонтников, соревнования водителей по этому показателю превзойти трудно.
Постоянные гости конкурса уже привыкли к выполняющим на большой скорости разнообразные маневры на асфальте «Газелям» и седельным тягачам «МАЗ» с бортовыми полуприцепами. И если «Газели» в программе конкурса остались, то место автопоездов «МАЗ» заняли одиночные седельные тягачи «MAN».
Казалось бы: «иномарка» «рулится» легче; имеет системы, препятствующие блокировке колес и опрокидыванию; да и полуприцепа на этот раз нет. Все говорило о том, что время прохождения трассы уменьшится, а ошибок и сбитых флажков будет меньше.
Очевидно так подумали не только зрители, но и водители–участники соревнований. Первым за руль «MAN» садится победитель прошлого конкурса – уже хорошо знакомый нам Роман Бусов. Пусть Роман и не работал на автомобилях «MAN», но тягач под его управлением быстро разгоняется и входит в коридор для поворота.
Я не верю своим глазам – из-под колес тягача один за другим вылетают погнутые сбитые конуса. Сказать, что это стало для меня большим разочарованием – значит не сказать ничего. Облом! Вот как это называется!
Спорт есть спорт, в нем бывают победы и поражения. У каждого поражения есть свои причины, надо только вовремя понять и устранить их причины.
Роман все понял моментально. Коридор, подготовленный организаторами для одиночного тягача уже, чем для автопоезда. Малейший занос и сбитый конус обеспечен. Дальше по трассе он поехал уже правильно и без ошибок, но это не помогло. Его имени не оказалось в списке призеров. Обидно конечно, но с другой стороны эти соревнования – не спорт в чистом виде, где главное – ехать «быстрее, выше, сильнее», а смотр профессионального мастерства. И другие водители, увидев неудачное выступление Романа, приняли к сведению то, что для успешного прохождения трассы придется несколько «сбросить обороты».
На соревнованиях все как в жизни, как в реальной работе. Если здесь штрафные очки за сбитые флажки могут отнять выигранное на скоростном участке время, так и в жизни попадание даже в небольшую аварию в результате неаккуратного вождения перечеркнет всю экономию времени за день, полученную в результате «гонок». Остается надеяться на то, что полученный в этот день участниками соревнований «урок» окажется полезным не только на гоночной трассе, но и на дороге.
Но, самым большим сюрпризом конкурса оказалось не это. Впервые победителем в абсолютном зачете стал водитель автомобиля, представляющий предприятие, не входящее в систему «Мосавтотранса»!
Первое место занял водитель южного филиала №6 ОАО «МОЭК» Алексей Ермаков. Конечно, останься «в игре» Роман Бусов, еще неизвестно, как бы все кончилось, но история не терпит сослагательного наклонения. Явный лидер неожиданно выбыл из борьбы, и в его отсутствие схватка за первое место разгорелась нешуточная. И надо признать, команда ОАО «МОЭК» подготовилась к ней на совесть. Что ж, организаторы соревнований, сделав их открытыми не только для команд и водителей «Мосавтотранса», а для всех московских автомобилистов, и не думали отводить им роль «мальчиков для битья». Думается, те перевозчики, которые еще колеблются, теперь поймут, что дорога к победе открыта здесь для всех участников вне зависимости от принадлежности их к системе «Мосавтотранса» и обязательно примут участие в следующем, 15 конкурсе!
Такие конкурсы проводятся не только среди водителей грузовиков, но также на городском общественном транспорте. Финал XIV городского конкурса профессионального мастерства водителей автобуса на звание «Московские мастера» состоялся 2 июля на территории филиала ГУП «Мосгортранс» «Филевский автобусно-троллейбусный парк». Всего в конкурсе участвовали 19 автобусных парков, представившие по два участника от каждого парка. По условиям соревнований возраст одного из водителей в команде не должен превышать 26 лет. В конкурсной программе – теоретическая (Правила Дорожного Движения) и практическая части.
По итогам двух дней финальных соревнований в командном зачете 1 место заняла команда 1-ого автобусного парка, 2 место заняла команда 7-ого автобусного парка, 3 место – команда 13-ого автобусного парка.
В личном зачете лучшие результаты показал водитель 1-ого автобусного парка Алексей Ромашов.