ДЕНЬ ПОЛНОПРИВОДНОЙ ТЕХНИКИ MAN
На территории комплекса подъемов НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» были как серийные модели, так и спортивные грузовики компании. Продуктовую линейку представляли: самосвал MAN TGS 40.430 6x6 BB-WW, тягач MAN TGS 33.430 6x6 BBS-WW, шасси MAN TGS 18.330 4x4 BB с двойной кабиной Doka (Doppel Kabine, нем.). Спортивные автомобили демонстрировала команда во главе с легендарным гонщиком Дакара пилотом Францом Эхтером. «Боевой» грузовик, выступающий в зачете, создан на базе MAN TGS 18.480 4x4. Автомобиль поддержки, так называемая «боевая техничка», построен на шасси MAN TGS 26.480 6x6. Эта модель была положена в основу технички.
Седельный тягач MAN TGS 33.430 6x6 BBS-WW укомплектован 8-тонным передним мостом на параболической рессорной подвеске с блокировкой дифференциала. При включении блокировки дифференциала активируется зуммер. Задние мосты рассчитаны на нагрузку 13 т. Они подвешены на трапецеидальных рессорах. В трансмиссии полноприводного тягача применена усиленная раздаточная коробка G252. Коробка передач также усиленного класса – 16-ступенчатая ZF16 S 252 OD. Усиленные агрегаты трансмиссии применяются для увеличения грузоподъемности автопоезда. Если обычный тягач MAN TGS предназначен для работы в составе автопоезда массой 60 т., то представленный образец с усиленной трансмиссией – уже с массой 90 т. В трансмиссии предусмотрен механизм отбора мощности.
Другим отличием от обычных моделей седельных грузовиков является высокое исполнение для увеличения дорожного просвета, а также усиленный бампер, защита фар и радиатора. Радиатор защищается не только снизу – перед ним установлена не обычная москитная сетка, а металлическая, для защиты от камешков.
Полноприводные автомобили имеют усиленную раму. В принципе, шасси автомобилей MAN TGS линейки WW дополнительно усиливается 300-350 элементами. На полноприводных автомобилях устанавливаются подножки кабины двух видов. Оба варианта предусматривают складывание подножки при наезде на препятствие.
Для автомобилей 6х6 предусмотрена односкатная ошиновка. Однако это снижает грузоподъемность автопоезда до 52-60 т. Возможна установка «холодного пакета» до -40°С или -50°С. Демонстрируемый самосвал изготовлен на шасси MAN TGS 40.430 6x6 BB-WW. 40-тонный автомобиль оснащен кузовом Meiller объемом 16 м³ с задним бортом. Официально самосвал произведен в России, в Великом Новгороде ЗАО «Новтрак», его модель – М3 РМ-К. Как и MAN, Meiller не имеет своего производства на территории РФ. Но немецкая кузовостроительная компания заключила договор о партнерстве с новгородским предприятием, поэтому самосвал имеет VIN ЗАО «Новтрак». Самосвал оснащен актуальной в России системой подогрева кузова. Температура отработавших газов может достигать 200°С.
В отличие от седельного тягача самосвал комплектуется мостами повышенной грузоподъемности. Допустимая нагрузка на переднюю ось составляет 9,5 т, а на задние мосты – по 16 т. На колесах самосвала установлены шины Michelin X Works 325/95 R24. Индекс нагрузки этой шины – 162/160К, следовательно она способна выдерживать вес 4750 кг при скорости 110 км/ч. На тягаче установлены шины 315/80 R22,5 с меньшим индексом нагрузки – 156/150K.
Различаются грузовики топливными баками. На самосвале установлен бак круглого сечения вместимостью 315 л топлива. Считается, что такая форма топливного бака лучше для техники, эксплуатирующейся вне дорог. Топливный бак снизу закрыт защитой.
Шасси MAN TGS 18.330 4x4 BB предназначены для установки крана-манипулятора. Шасси укомплектованы дизелем модели D0836LFL мощностью 326 л.с. (240 кВт) развивающим крутящий момент 1250 Нм. С учетом предполагаемого характера эксплуатации грузовика двигатель оснащен глубоким поддоном картера. Он позволяет автомобилю преодолевать подъемы крутизной до 60% без опасности масляного голодания двигателя из-за отлива моторного масла.
Трансмиссия представленного MAN TGS 18.330 4x4 BB оснащена раздаточной коробкой G103 базового варианта – с подключаемым передним мостом. Задний мост АРНР-1333 имеет блокировку дифференциала, односкатную ошиновку, стабилизатор. Конструкция моста не предусматривает установку сдвоенных скатов.
Тормозная система шасси оснащена функцией преодоления вертикальных уступов, стояночный тормоз воздействует на передние колеса. При работе манипулятора затормаживание задних колес не имеет смысла, так как они разгружены упорами установки. Система для преодоления уступов имеет кнопку. Нажимая ее, водитель будет удерживать в заторможенном состоянии колеса автомобиля даже после переноса ноги с педали тормоза. Тормозная система оснащена осушителем с подогревом. По специальному заказу автомобиль может оснащаться лебедкой.
Двойная кабина может иметь 6 или 7 мест. В первом ряду устанавливается как два, так и три сиденья. Сзади – всегда четыре. Кабина оснащена автономным подогревателем Eberspacher D4S.
На показанном шасси установлена автономная система подкачки шин. Шланги для подкачки шин находятся возле каждого колеса в специальных пластмассовых контейнерах – тубусах. Воздух подводится к ним от распределительного блока, оснащенного манометром. Конечно, это не то, что централизованные системы подкачки шин, но и цена соответствующая.
MAN производит автомобили с такими системами, главным образом, по заказу военных. Военные автомобили отличаются от гражданских моделей. Это относится, в первую очередь, к специально усиленной раме.
Такая рама используется на спортивном автомобиле Франца Эхтера. В остальном грузовик Франца абсолютно не похож на серийные модели. Так, MAN не производит грузовики с пружинной подвеской для гражданских нужд. Такую подвеску ставят только на военные машины.