ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ MERCEDES-BENZ CITARO
Mercedes-Benz Citaro обновился от переднего бампера до задних фонарей. Как утверждают в компании, он проектировался с чистого листа, и это подтверждается конструкцией автобуса. Столь кардинальный подход к созданию новой модели продиктован рыночной конъюнктурой: перевозчики получат более экономичный автобус, пассажиры – более комфортабельный и безопасный, водители – удобное автоматизированное рабочее место. Новый Citaro, продолжая традиции своего предшественника, расширяет горизонты развития городских и пригородных автобусов.
Появление в 1997 г. Citaro ознаменовало конец эпохи автобусов с кубическим, чисто функциональным дизайном. Новая модель продолжает эту традицию. На передней части нового Citaro выделяются крупные миндалевидные блок-фары и большое, доминирующее, изогнутое ветровое стекло. Благодаря этим характерным элементам, а также линиям капота и бампера, дизайнеры придали облику автобуса новый стиль: пассажиров встречает транспортное средство, воплощающее своим видом дружелюбность. Изогнутая боковая линия автобуса подчеркивает кабину водителя, арки колес. Боковой пояс стал ниже на 120 мм по сравнению с предшествующей моделью. Высота кузова осталась неизменной, увеличились боковые окна. Они делают автобус более «прозрачным» и визуально легким. Однако стекла увеличивают вес автобуса. Для уменьшения возросшего веса оконных стекол их толщину уменьшили с 4 до 3,15 мм. Боковые панели изготовлены из легких алюминиевых панелей. Арки колес – пластиковые. Заднюю часть автобуса тоже сделали более скругленной.
Также инженерам удалось снизить вес автобуса благодаря новой конструкции крыши. Она состоит из двух продольных колец, простирающихся по всей длине автобуса. Теперь крыша 12-метрового автобуса весит всего 112 кг, вместо прежних 137 кг.
Установленные на автобусе фары являются воплощением современных технологий освещения. Световой поток фар был увеличен. Световые приборы головного освещения объединили с дневными ходовыми огнями. Также перевозчик может на свое усмотрение заказать биксеноновые или светодиодные фары. Список предложенных опций включает противотуманные фары с интегрированными огнями освещения поворотов.
В салоне автобуса используется освещение с помощью светодиодов. Это позволяет значительно сократить электропотребление. К тому же, такие светильники работают, как правило, весь срок службы автобуса. Светодиодные фонари освещают вход. Потолочные светильники оснащены рефлекторами, направляющим свет не только вниз, но и по сторонам. Отражаясь от крыши, он делает освещение более «мягким» и эффективным. В них так же могут применяться светодиоды.
Силовой агрегат нового Citaro представлен экологичным дизелем OM 906 hLA с технологией BlueTec. Компактный шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 6,35 л. развивает мощность 210 кВт (286 л.с.) и максимальный крутящий момент 1120 Нм. Кроме этого двигателя можно выбрать двенадцатилитровый OM 457 HLA мощностью 220 кВт (299 л.с.) или 260 кВт (354 л.с.) с максимальным крутящим моментом 1250 Нм или 1600 Нм соответственно. Все дизели в стандартном исполнении отвечают экологическим нормам Евро-5. Также могут устанавливаться версии, соответствующие добровольному стандарту EEV. Этим дизелям не требуется сажевый фильтр, что уменьшает стоимость автобуса, обслуживания и вес. Тем не менее, сажевый фильтр может быть установлен в качестве опции.
Двигатели агрегатируются с автоматической коробкой передач, оснащенной гидротрансформатором. Эти узлы производит Voith и ZF. Передаточные отношения агрегатов трансмиссии тщательно выверены для получения высокой топливной эффективности. Снижению расхода топлива способствует компрессор с электронным управлением EAPU (Electronic Air Processing Unit), устанавливаемый на сочлененных автобусах с двигателем OM 457 LA. Давление в пневмосистеме было увеличено с 10 до 13 бар. Интервалы обслуживания автоматической коробки и заднего моста увеличены с 12 до 18 тыс. км, что снижает расходы при эксплуатации.
Увеличен интервал замены фильтра кабины водителя. Он установлен за сиденьем водителя. Как опция доступна более дешевая система кондиционирования, уменьшающая эксплуатационные издержки. Впрочем, водитель может воспользоваться окном, управляемым нажатием клавиши. Увеличить доходы перевозчикам поможет реализация новых маркетинговых идей, таких как рекламные места внутри автобуса. Для рекламы могут использоваться установленные в салоне мониторы с диагональю экрана 48,26 или 55,88 см. В интерьере Citaro II используются материалы с более светлым тоном, что делает его более привлекательным. Доброжелательности автобусу добавляет освещение зон входа-выхода, а также дополнительные лампы для чтения в салоне и стеклянные перегородки. О перегородках следует сказать отдельно. Во-первых, они сделаны заметными благодаря трафаретной печати на их поверхности. Во-вторых, они имеют вырез со стороны стойки, для того чтобы пассажирам было удобнее держаться.
Установленные консольно пассажирские сиденья демонстрируют преемственность с решениями, реализованными в предыдущей модели. Все сиденья производятся Mercedes-Benz. На городских автобусах устанавливаются сиденья City Star Eco. Модель Citaro Ü комплектуется сиденьями Inter Star Eco, предназначенными для пригородных перевозок с учетом более длительных маршрутов. Заказывая автобус, перевозчик может выбрать одну из многих схем размещения сидений. Планировка салона не привязана к системе вентиляции. Потолок салона образует единую по всей длине автобуса вентиляционную решетку. Через нее без сквозняков поступает свежий воздух, попадающий через открытые люки в крыше. Люки оснащены электроприводом и автоматически закрываются, когда включены дворники или остановлен двигатель.
Mercedes-Benz предлагает для Citaro II в качестве опцию новую компактную систему кондиционирования воздуха. Она представлена отдельными агрегатами, устанавливаемыми над люками в крыше. Охлажденный воздух проделывает тот же путь, что и при вентиляции салона. Система регулируется в зависимости от наружной температуры. Закупочная стоимость и эксплуатационные затраты такой системы ниже, чем традиционной. Мощность каждого охлаждающего агрегата – 3,8 кВт.
Системы безопасности автобуса представлены системой ESP, которая прежде не устанавливалась на низкопольных или городских автобусах. Новый Citaro является образцом в области пассивной безопасности для городских автобусов. Переднюю силовую структуру кузова автобуса переработали. Теперь она соответствует требованиям стандарта ECE R 29 (испытания на удар грузом). Citaro уже соответствует будущим стандартам ECE. Кузов нового автобуса разрабатывался с учетом стандарта ECE R 66/01, который вступит в силу только в 2017 г.
Кабина нового Citaro полностью переработана. Изменения коснулись даже дверцы кабины. Теперь петли двери расположены сзади. Это позволяет водителю выходить и входить по прямой линии, что естественно, быстрее и проще. Дверца стала более функциональной. Теперь в ней размещается большое отделение для сумки, а также отделение для бутылки с напитком.
Рабочее место водителя приподнято на 60 мм. Теперь положение головы водителя соответствует уровню пассажиров, и водитель чувствует себя психологически комфортней. В то же самое время улучшается круговой обзор с водительского места. Ветровое стекло также было поднято на 60 мм, а информационное табло приподняли даже на 72 мм с тем, чтобы оно не закрывало видимость, к примеру, светофора. Водители также оценят более низкий подоконник бокового окна и эргономику педалей.
Водитель может регулировать положение приборной панели. Она соответствует спецификации Ассоциации транспортных инженеров Германии. На приборном щитке расположены два больших круглых циферблата спидометра и тахометра с серым фоном. Между ними расположен цветной многофункциональный дисплей. Он управляется клавишами, расположенными на руле. Раньше такая система использовалась только на туристических автобусах. Контрольные лампочки расположены в верхней части приборного щитка.
В соответствии с последними исследованиями эргономики было изменено положение клавиш управления на консоли. В результате самые используемые клавиши управления дверьми заняли место у нижнего края, ближе к водителю. Клавиши управления коробкой передач, в виде горизонтальной полосы, разместились выше. Традиционный «мерседесовский» переключатель света занял видное место в прямом значении этого слова. Теперь он находится в поле зрения водителя. Конструкторы позаботились о прочном креплении приборной панели с тем, чтобы на ней можно было разместить дополнительное оборудование. Также была улучшена эргономика, вентиляция и до 5900 мм. Большая длина базы уменьшает нагрузку на заднюю ось. Длина кузова одиночного автобуса увеличилась с 11950 до 12105 мм по сравнению со своим предшественником. Увеличение размера колесной базы было продиктовано необходимостью размещения будущих двигателей стандарта Евро-6. Кроме этого это позволило улучшить планировку салона. Увеличение переднего свеса вызвано потребностью обеспечить безопасность водителя при столкновении. Большая длина переднего свеса дает дополнительное пространство для этой цели. Дизайнерам она позволила сделать переднюю часть автобуса более скругленной. Несмотря на увеличение переднего свеса, маневренность автобуса не ухудшилась, так как расстояние от передней оси до угла бампера осталось неизменным.
Сам передний бампер состоит из трех частей. Такая конструкция облегчает и удешевляет ремонт в случае столкновения. Часто, при выполнении маневров вблизи тротуаров, повреждается нижняя часть углов переднего свеса. У нового Citaro в этих местах установлены легкосъемные защитные панели, которые нетрудно заменить.
В конструкцию Citaro II включены решения, не заметные снаружи и изнутри. Они касаются электрооборудования автобуса. Старая схема электропроводки с центральным электрошкафом позади кабины водителя была изменена. На автобусе используется более гибкая и надежная схема, позволяющая упростить электропроводку.
Еще больше надежности автобусу придало расположение проводки не по днищу, а под крышей, где она надежно защищена от воздействия окружающей среды. Разработчики уменьшили также количество точек крепления в два раза. Жгуты закрепляются унифицированными клипсами, тогда, как раньше использовались болты.
Модульная конструкция Citaro позволяет выпускать сочлененные автобусы – Citaro G. Прокладка кабеля играет в таких автобусах особенно важную роль. В связи с этим прежняя S-образная схема была заменена на новую С-образную, что улучшает эксплуатационную надежность.
Театр, как известно, начинается с вешалки, автобус – с дверей. Citaro II получил новые распашные двери собственного производства Mercedes-Benz. Их конструкция предполагает малый вес и низкие затраты при эксплуатации. На дверях используются надежные резиновые уплотнения, делающие двери практически герметичными. Плотное закрытие дверей позволяет избежать аэродинамического шума при движении автобусов. Только для нового Citaro доступна передняя дверь, открывающаяся, как и задняя, вбок.
Исключительная плавность хода, управляемость автобуса достигаются благодаря независимой передней подвеске.