УЛЬЯНОВСКИЕ ГОРИЗОНТЫ
Освоение системы впрыска было необходимо для выполнения введенных норм по токсичности отработавших газов автомобильных двигателей, соответствующих нормам Евро-2. В 2008 г. завод перешел на выпуск УМЗ-4216 третьего экологического класса. Мощность этой модификации увеличили до 123 л.с., а крутящий момент – до 24 кгс-м.
С октября 2009 г. новые адаптированные двигатели УМЗ-4216 сертифицированы для применения на всем модельном ряде легких коммерческих автомобилей ГАЗ: «ГАЗель» и «Соболь». Для соответствия характеристикам двигателя и трансмиссии газовских моделей у моделей с ульяновским двигателем изменено передаточное отношение главной передачи. Такая модернизация позволяет улучшить топливную экономичность автомобиля на 0,4-1,0 л. на 100 км.
Планируется внедрить в конструкцию УМЗ-4216 ряд улучшений. Для снижения теплонапряженности двигателя будут использовать 11-лопастную крыльчатку вентилятора, на крыльчатке водяного насоса количество лопастей также увеличится. Кроме этого планируется внедрить систему, увеличивающую минимальные обороты холостого хода при включении электромагнитной муфты вентилятора.
С целью уменьшения эксплуатационного расхода масла изменят системы вентиляции картерных газов. Свою роль сыграет применение более узких поршневых колец. Планируется «перевести» двигатели на полусинтетическое масло, установить в поддоне картера двигателя дополнительный успокоитель. Это должно исключить временную потерю давления в системе смазки при торможении. Кроме применения полусинтетического масла для увеличения межсервисного интервала до 15 тыс. км и снижения стоимости технического обслуживания заводские специалисты берутся решить проблему усадки штанг толкателей для стабильного клапанного зазора. Будет изменен внешний вид двигателя: катушки зажигания перенесены на боковую поверхность, штуцер забора вакуума перенесут на задний торец ресивера впускного коллектора.
Обновленный двигатель УМЗ-4216 будут устанавливать на так называемую «ГАЗель+». Также предусмотрено комплектовать обновленную «ГАЗель» сцеплением SACHS, стартером и генератором PRAMO-Iskra.
Мероприятия по модернизации мотора предусмотрены для УМЗ-4216, отвечающего четвертому экологическому классу (Евро-4). Заводские специалисты работают над совершенствованием своего двигателя совместно с сотрудниками австрийской компании Magna Steyr. Эта компания принадлежит канадской Magna. Австрийцы выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе, для нового Mercedes-Benz SLS AMG. Для производства двигателя Евро-4 предусматривается изменение технологии финишного хонингования гильз цилиндров, доводка профиля кулачков распределительного вала с целью улучшения фаз газораспределения.
Так как достижение следующего экологического класса осуществимо только с электронным управлением дроссельной заслонкой, потребуется не только новый блок дроссельной заслонки, но и новые педальный узел, жгут проводов, новые блоки управления двигателем.
По вопросам оптимизации температурных режимов системы охлаждения двигателя и протекания воздушных потоков в подкапотном пространстве автомобиля ульяновцы сотрудничают с инженерами дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили и Объединенным исследовательским центром (ООО «ОИЦ»).
С сентября 2011 г. планируется перейти на двигатель с верхним расположением распределительного вала, созданного на базе двигателя УМЗ-4216. На заводе уже был разработан двигатель с верхним распредвалом – УМЗ-249.10. Он развивал мощность 150 л.с. при 4500 об/мин и крутящий момент 24,5 кгс-м в диапазоне 3500-3800 об/мин. Двигатель был апробирован на кроссовых УАЗиках, получил высокую оценку спортсменов, и … поставлен в музей трудовой славы предприятия. В отличие от УМЗ-249.10, имевшего степень сжатия 8,8, на перспективном двигателе этот показатель возрастет до 9,2-9,5. В нем реализуется проверенная на УМЗ-249.10 схема размещения по разным сторонам двигателя элементов системы впуска и выпуска.
Для производства верхнеклапанного двигателя предприятию предстоит приобрести обрабатывающие центры для изготовления головок блока цилиндров, доработки блока цилиндров, обработки выпускного коллектора. Потребуется модернизировать оборудование, изготовить новую оснастку для производства новых крышек. В производственный цикл будет введено оборудование для дополнительной очистки (мойки) внутренних каналов двигателя.
Вместе с этим предприятие должно будет закупать поршни, втулки и седла клапанов, впускные и выпускные клапаны, шкивы водяного насоса и коленчатого вала под поликлиновидный ремень, топливопроводы, звездочки цепного привода, натяжного устройства, гидротолкатели.
Ожидается, что мощность двигателя составит 140 л.с., а крутящий момент возрастет до 245 Нм. Топливная экономичность улучшится до 190-192 г/л.с.-ч. Межсервисный интервал возрастет до 20-25 тыс. км, в том числе из-за применения синтетического масла.
Ориентировочный бюджет проекта «Создание и организация производства перспективных бензиновых, двухтопливных двигателей «Группы ГАЗ» на базе двигателей УМЗ» составляет 1300-1500 млн руб.
Созданная конструктивная и технологическая база будет использоваться для изготовления ряда ключевых деталей нового двигателя – NGE (New Gasoline Engine). Это пока условное обозначение. Двигатель получит свой индекс, был бы двигатель, но пока – NGE. Опытно-промышленная партия новых двигателей должна появиться в 2012 г. в версии, соответствующей требованиям Евро-4. В конце следующего, 2013 года, NGE, по планам, займет место на конвейере.
Двигатель получит новый алюминиевый блок цилиндров с залитыми чугунными гильзами. Гильзы моноблочной конструкции с бобышками для крепления головки блока. В конструкции блока будет предусмотрена возможность установки балансировочных валов для уравновешивания сил инерции. Жесткость блока планируется поднять за счет установки плиты внизу блока цилиндров, в которой будут располагаться опоры коренных шеек коленчатого вала или блок цилиндров получит плоскость разъема с поддоном картера ниже шеек коленчатого вала.
Мощность двигателя повысят до 160 л.с. и крутящий момент до 300 Нм. Потребление топлива снизится до 185 г/л.с.-ч., а ресурс – до 400 тыс. км, при межсервисном интервале до 30 тыс. км. Работа над перспективным двигателем ведется совместно с компаниями Ricardo, НАМИ, АвтоВАЗ.