СЧЕТ ИДЕТ НА СЕКУНДЫ
- Смотрите, идет «водитель автомобиля грузового» (с целью повысить курьерам зарплату их причисляли именно к этой категории).
- Сколько тонн билетов сегодня отвез?
- Не связывайтесь с ним, он всех побьет!
- Почему?
- Ну, эти курьеры – ребята здоровые. Они же еще и грузчиками считаются. Вон, билеты, какие тяжелые, а они их волокают то на пятый, а то и на девятый этажи.
Водителям грузовиков было чему завидовать. Работать на легковой машине, но не в такси и не на «персоналке», с 8 до 17 часов, при одинаковой с водителем грузовика базовой ставке. Получать дополнительно за грузчика и экспедитора, не заниматься ремонтом – не жизнь, а малина!
Примерно так же многие думают о работе курьеров и сейчас, а бывает даже и спрашивают: а трудно в вашу контору попасть?
- Попасть в принципе можно – отвечает на первый заданный ему вопрос курьер Константин Резников, с которым мы встретились ранним утром неподалеку от базы TNT Express в московском районе Строгино. - Записываешься на собеседование, заполняешь анкету, и если ты достаточно коммуникабелен, внимателен, не имеешь вредных привычек и обладаешь «московским» водительским стажем, шансы попасть вполне реальные. Я именно так и устраивался. Другое дело, что не всякому эта работ подходит.
Пока мы разговариваем, наш Volkswagen Caddy уже приближается к району Кунцево-Крылатское, который и обслуживает наш герой. Зевать в TNT Express не принято. С утра у Константина солидный портфель заказов. Большей частью это развоз корреспонденции, пришедшей на адрес клиентов компании ночью. И доставить ее надо до обеда, а еще лучше раньше, потому, как поток отправлений, которые нужно забрать у клиентов, не заставит себя ждать. Константин, хотя и говорит об отсутствии у него предварительного плана, стремится сначала попасть в самый дальний уголок района – улицу Ивана Франко.
Эта улица с расположенными на ней складами и предприятиями считалась «раем» для водителей грузовиков, доставляющих грузы с расположенной неподалеку станции «Кунцево-2». Если грузополучатель находился на этой улице, удавалось за день сделать 2-3 ходки. Это был абсолютный рекорд, и больше никто никогда это достижение превзойти не мог. Были, конечно, еще и переадресовки, но больше 3-4 точек в день, работающий в Москве водитель грузовика, обычно не обрабатывал. Здесь же Caddy, то мчась по проспектам, то продираясь по дворовым проездам, останавливается постоянно. Константин уходит с отправлением, а через минуту-другую уже возвращается. Я сбился со счета после 17 адреса, а ведь с начала рабочего дня не прошло и двух часов. Всего же за 2 ходки в день иногда получается обслужить и 70 точек. Как такое возможно?
- Нельзя терять ни секунды, – отвечает Константин. И то, что мы водим машину быстро, динамично – только видимая часть айсберга. Кстати, насчет «спортивной» езды – в Москве особенно не погоняешь, без прав остаться никому не охота. Но есть и масса других способов сэкономить время.
РАБОТА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Быстро проехать по стоящему в пробках району, доставить груз до проходной предприятия, либо подъезда дома – только половина дела. Отправление необходимо передать непосредственно клиенту, и на этом этапе могут возникнуть всевозможные задержки, в основном, по причине наличия сверхбдительной охраны или обширной территории самого предприятия, внутрь которой не всегда можно заехать на машине. В этом случае курьеру лучше заранее связаться с клиентом, чтобы он успел заказать пропуск, предупредил охрану, либо вышел сам.
Это – далеко не все. В крупных бизнес-центрах абсолютное большинство обитателей между этажами передвигаются исключительно на лифтах и, пройдя проходную, направляются в их сторону. Если идти за основным потоком людей, можно задержаться в ожидании лифта на несколько минут. Это обидно, если клиент находится на втором-третьем этаже. Где находится лестница – мало кто из местных «жителей» знает, но курьер должен. Пройдя пару этажей по ней, он сэкономит время на ожидании лифта.
Еще бывает так, что два клиента находятся в соседних корпусах и между ними есть переход. Знание этой «мелочи» позволит не выходить на улицу, не записываться лишний раз на следующем посту охраны, и принесет уже 3-4 минуты времени экономии. а если не ждать приказа забрать корреспонденцию, а по пути к машине заглянуть в офис к клиенту, у которого постоянно есть подготовленная к отправке документация, можно выиграть уже минут 10-15.
Во время нашей поездки не раз случалось так, что заказ «падал» на тот адрес, который мы «навестили» минуту-другую назад. Оказывается, клиент 5 минут назад только дал заявку по электронной почте, а Константин, по опыту зная, что она почти обязательно будет, зашел за корреспонденцией и не прогадал. Оказывается, классический курьер на коротких дистанциях выигрывает в скорости у электронной почты!
Есть еще одна «хитрость», которая помогает экономить драгоценные секунды. Она применяется при парковке. Все знают, что в Москве часто нельзя нормально припарковаться ни в первом, ни во втором ряду и иногда приходится ездить кругами – ждать, пока освободится место на парковке. В TNT Express так работать не принято. Если курьер знает, сколько времени будет идти на проходную представитель заказчика, он позвонит и подъедет с таким расчетом, чтобы и клиента не заставлять ждать, и другим водителям не доставлять неудобств. Можно принять-передать корреспонденцию за пару десятков секунд и сразу же уехать. Но, бывает так, что уходить надо относительно надолго – минут на 10-15, а припарковаться можно только закрыв выезд со стоянки другому автомобилю.
Курьер, хорошо знающий свой участок, обычно знает и номера машин, живущих на стоянке перед офисом. Знает, какая машина может в середине дня неожиданно захотеть поехать, а какая со 100% вероятностью будет стоять «с 9 до 18». Даже если он этого не знает, то может моментально определить вставшую надолго машину и припарковаться рядом именно с ней. О том, что автомобиль стоит долго, могут рассказать многие признаки – надо только быть внимательным. Внимательность и аккуратность помогут также своевременно оформить документы. Вообще-то оформление таможенных деклараций – обязанность заказчика. Но что делать, если отправитель заполняет документы в первый раз? Стоять и ждать – себе дороже. Конечно, заполнять декларацию за клиента курьер не станет, но проконсультирует его в полном объеме. Это обычно требуется при работе с частными клиентами, или как правильнее сказать – «физическими лицами». Работа с ними имеет ряд особенностей.
Во-первых, требуется заезжать в жилые зоны. Если на дороге напротив какой-либо организации можно найти место для остановки, то внутри кварталов с этим совсем плохо, особенно зимой, в снегопад, когда и без того узкие междомовые проезды становятся малопроезжими. Бывает и так, что въезд во двор перекрыт, шлагбаум открывается карточкой. Охраны, которая может сделать это «вручную» не видно. Результат один – приходится оставлять машину в 50-100 метрах от точки назначения. 100 метров туда, 100 обратно – и набежали лишние уже не секунды, а минуты. Второй вопрос – консьержки. Им по природе полагается быть бдительными, недоверчивыми, каждый раз уточнять, можно ли запустить в подъезд постороннего человека. Консьержка – не профессиональный охранник, и все уточнения и согласования делает медленнее. Еще минута потеряна.
Большая этажность и медленные лифты тоже съедают драгоценное время. Одно дело – в офисном центре доехать до 5 этажа на скоростном лифте, и совсем другое – тащиться на 14 этаж на обычном лифте, которого еще надо дождаться. Отнимают время и не до конца собранные посылки, расчет с клиентом наличными, консультация по вопросам заполнения документов. Вот и получается, что потратить 15-20 минут на прием или доставку отправления частному лицу – еще не предел. Но успевать надо всегда и везде, и в этом деле курьерам TNT Express помогают их развозные фургоны.
ВЕРНЫЙ КОНЬ
У нашего героя он не совсем обычный. Двигатель Volkswagen Caddy работает на сжатом газе, которого обычно хватает на 2,5 дня работы. После того, как заканчивается газ, двигатель автоматически переключается на питание бензином из 13-литрового бака. Константин заправлялся 2 дня назад, и в середине рабочего дня газ у него закончился. Оставшиеся полдня машина будет работать на бензине, а затем отправится на газовую заправку. Их в Москве, к сожалению, не так уж и много.
Переход с газа на бензин происходит автоматически на ходу и практически не ощущается. Если очень внимательно прислушаться к ощущениям, можно понять, что при разгоне тебя вдавливает в спинку сиденья чуть-чуть слабее, но все равно, машина остается очень динамичной. Наверное, именно превосходная динамика этих автомобилей была одной из главных причин, побудившей TNT Express перейти на использование Volkswagen Caddy. Для развоза конвертов, в крайнем случае – бандеролей, нужны машины, мало отличающиеся по своим характеристикам от легковых. Тут «каблучок» от Фольксвагена пришелся ко двору.
Машинкам приходится несладко. Постоянные разгоны и торможения дополняются крайне невыгодным температурным режимом двигателя. Ведь каждые 3-4 минуты автомобиль останавливается, и его двигатель глушится. Особенно сильно такой режим работы досаждает зимой. Все это, конечно, влияет на расход топлива. Если в начале работы дисплей в кабине оптимистично сообщал, что газа хватит на 65 км хода, то фактически он кончился через 25. То же самое и с бензином. Нарезая круги по самому холмистому району Москвы – Крылатскому, в режиме «старт-стоп» можно сжечь и 15 литров на «сотню». Планируя заезд на заправку, надо иметь в виду то обстоятельство, что процессор вычисляет средний расход топлива, а при езде по МКАД до места работы он невелик. Во время же работы в районе он увеличивается в несколько раз.
Все вышесказанное касается эксплуатации автомобиля. Что же касается ремонта, то ни сами курьеры, ни компания им не занимаются. Старых машин здесь не держат, а новые особо не ломаются. Даже мелких неисправностей почти не бывает. Например, Константин припомнил только один случай, когда ему пришлось менять колесо в дороге. В плане обеспечения исправного состояния техники, задача механика – следить за пробегами машин и вовремя отправлять их на сервис. Так работать можно!
Конечно, без сюжетов типа: «у меня отвалился глушитель», «у меня «стуканул»» двигатель, «у меня развалилось сцепление» наш рассказ может и не так интересен, но в TNT Express не ищут себе приключений и вовремя меняют технику.
Не только Caddy работают в TNT Express. У тех курьеров, кто ездит за город, нет возможности как у Константина вернуться в середине смены на базу и сдать корреспонденцию. Для работ в Подмосковье используются фургоны большей размерности, есть даже среднетоннажные грузовики. Но принцип работы с любой техникой один – не ремонтировать машины своими силами, вовремя обслуживать и вовремя продавать. Риск несвоевременной доставки корреспонденции из-за возможной поломки в пути старой машины не может быть оправдан сомнительной «экономией».
Рассказ о работе курьера TNT Express будет неполным, если не упомянуть про его незаменимого помощника – устройство Mobile Worker.
То, что на задней стенке кабины нашего «Кэдди» в зарядном устройстве стоит сканер наподобие тех, которые используют работники складов, я заметил сразу. Но не обратил поначалу на этот прибор особого внимания, пока не понял, что для того, чтобы получить заказ, Константин тоже обращается к нему.
Оказалось – это своеобразный гибрид сканера, пейджера и КПК. Работает он так. Когда по электронной почте в центральный офис поступает заявка, точный адрес и прочая необходимая информация отправляется курьеру. Он может прочитать это сообщение на экране Mobile Worker. После того, как курьер забирает заказ, он с помощью сканера, входящего в состав устройства, считывает данные с конверта. Сообщение о том, что заказ такого-то клиента с таким-то номером во столько-то времени принят и находится в машине курьера, сразу отправляется как в московский офис, так и в Соединенное Королевство, где находится главный сервер компании. Благодаря тому, что на всех этапах пути штрих-код отправления сканируется, набрав его номер, клиент может следить за тем, как оно путешествует по миру. Вот курьер, с которым он общался сорок минут назад, сдал груз на склад, вот письмо поехало в аэропорт, вот перегружается с рейса на рейс. Пройдет не более суток, и отправление достигнет адресата.
Ну а что же сам курьер? Кто он по сути? Когда я только сел в машину Константина, я думал, что «водительская» составляющая в его профессии – основная. Но курьерам платят не за «накрученный» километраж, не за проведенное на работе время, а за доставленные отправления. А то, как это сделать лучше и быстрее – водитель решает сам. На какой адрес ехать в первую очередь, на какой во вторую – офис не вмешивается, предоставляя водителю максимум самостоятельности. И это правильно. Курьер перестает быть просто водителем-экспедитором, задача которого – проехать, желательно без аварий, из пункта «А» в «Б» и сдать груз, начинает мыслить и действовать как член единой команды, а значит – имеет все возможности к карьерному росту. Случаев, когда, придя работать водителем-экспедитором, человек через несколько лет становился руководителем в TNT Express предостаточно.