СТО ЛЕТ НАЗАД…
Через одиннадцать лет, в 1922 г., Scania-Vabis совместно с Почтой Швеции изготовила автобус с гусеничным движителем Ниберга. Спереди и сзади заднего моста автобуса установили дополнительные оси, на колеса которых надевали резиновые ленты. К управляемым колесам крепились лыжи. Полугусеничный автобус предназначался для доставки почты в зимнее время в отдаленные населенные пункты северной Швеции. Автобус выпускался до конца десятилетия и сыграл свою роль в преодолении зимней изоляции в малонаселенных областях. В эти годы налаживается непрерывное производство автобусов.
В начале тридцатых годов производство автобусов превысило выпуск грузовиков. Спрос на автобусные перевозки требовал увеличения их вместимости. В связи с этим в 1932 г. началось производство модели Scania-Vabis 8307 вагонной компоновки, прозванной Bulldog bus («Бульдог»). Он отличался простыми формами и незатейливым дизайном.
В 1948 г. по соглашению с бразильской компанией Vemag начался экспорт автобусов Scania-Vabis модели В21 в эту страну. Через три года начались поставки шведских грузовиков.
В 1953 г. на дороги выходит пригородный автобус Metropol. Он разрабатывался в сотрудничестве с американской компанией Mack Manufacturing Corporation и был представлен на Шведском рынке. Автобус оснащался восьмицилиндровым двигателем, установленным поперек в задней части автобуса. Metropol был первым автобусом с несущим кузовом, построенный в Швеции.
В 1957 г., в Бразилии началась сборка шасси и производство двигателей. В 1959 г. для бразильского рынка изготавливается модель В57. Новый автобус отличался передним расположением двигателя. Благодаря надежной конструкции В57 использовался как городской и туристический автобус после незначительных переделок. Успехи компании в крупнейшей стране Южной Америки способствовали тому, что в 1961 в Сан-Паулу открылся завод Scania-Vabis.
В 1966 г., как раз во время перехода Швеции на правостороннее движение, Scania-Vabis выпустила комфортабельный городской автобус модели CR76. Он отличался сравнительно небольшим весом и низким уровнем пола. При разработке автобуса было уделено особое внимание снижению дымности двигателя. Конструкция CR76 легла в основу представленного в 1971 г. автобуса CR111. Эта модель отличалась низким уровнем шума (77 дБ).
Вопросы сохранения экологии становились все более актуальными, особенно в густонаселенных городах. Работая в содружестве с региональной публичной транспортной компании Стокгольма, Scania в 1986 г. начала испытания автобуса CR113, работающего на экологически чистом топливе, в режиме эксплуатации обычного городского автобуса. Дизель автобуса рабочим объемом 11 литров был адаптирован к использованию этанола. С тех пор «этанольные» автобусы работают в шведской столице на регулярных рейсах.
В 1996 г. Scania представила новый городской автобус с алюминиевым кузовом – Scania OmniCity. Платформа этого автобуса использовалась при разработке низкопольной модели Scania OmniLink и двухэтажного автобуса.
В 2004 г. Scania начала производство шасси серии F (F-series) для автобусов южноамериканского рынка. Пятицилиндровый двигатель устанавливался продольно спереди. Модели шасси отличались прочностью и надежностью.
К разработке концепции гибридных автобусов Scania приступила еще в 1995 г. Однако для того, чтобы стоимость перспективных технологий снизилась до приемлемого уровня, сулящего перспективу, потребовалось больше десяти лет. Появившийся в 2007 г. концепт гибридного автобуса Scania воплотил в себе черты автобуса будущего: база расширена настолько, что колеса располагаются практически по его углам, центральное расположение места водителя. Для компенсации ухудшения маневренности вследствие увеличения колесной базы, все колеса автобуса были сделаны управляющими. Концепт пока так и остался концептом – носителем перспективных идей и технологий. В 2009 г. на улицы вышли шесть гибридных автобусов Scania. Это были трехосные Scania OmniLink. Их ДВС работали на этаноле. Автобусы с комбинированной силовой установкой участвовали в эксплуатационных испытаниях, проведенных Scania совместно с региональной публичной транспортной компанией в Стокгольме.
В том же году Scania значительно расширила свое присутствие на зарубежных рынках: туристические автобусы стали производиться совместно с китайской компанией Higer, 143 сочлененных автобуса были поставлены в Йоханнесбург (Южная Африка) для создания системы BRT (Bus Rapid Transit). Система, названная Rea Vaya быстро завоевала популярность.
До настоящего времени Scania поставила примерно 2000 автобусов для скоростных маршрутов в Австралию, Мексику, Южную Америку и в другие регионы. Начата организация подобных систем и в Европе. В Австралии эксплуатируется более 2300 Scania с двигателями на газовом топливе.
Автобусы Scania, работающие на альтернативном экологически чистом топливе (биодизель, биоэтанол, биогаз), все больше пользуются спросом за пределами Швеции. В ноябре прошлого года компания получила заказ на 50 автобусов с двигателями на этаноле из Бразилии. Это уже третье поколение двигателей, использующих такое топливо. Всего компания поставила более 800 подобных автобусов.