СТАРЫЙ ДОБРЫЙ КАВЗ
Но шло время, росли объемы продаж и ездить на «Москвиче», даже с прицепом, уже не хватало ни сил, ни времени. Тогда и зародилась мечта найти именно такой автомобиль, чтобы и груз привезти, и отдохнуть в дороге можно было.
По счастливой случайности удалось найти такой автобус. Им стал КАВЗ-685 образца 1983 г. К счастью он оказался передвижным регистрационно-экзаменационным пунктом (РЭП-5). В начале я поставил в автобус 16 мягких кресел от автобуса «Турист-2». После небольшой переделки мы начали работать.
Спустя некоторое время перевозка пассажиров перестала давать желаемую прибыль. Часть кресел пришлось снять и использовать его как грузопассажирский. Но, занимаясь торговлей, приходилось все чаще ездить за товаром, и пассажиры становились обузой. После этого снял остальные кресла, оставив как было при покупке – 4 пассажирских плюс водитель.
Работа шла по нарастающей. Вот тут-то и начались придумки. Надо было улучшать технические характеристики машины: снизить расход топлива и повысить грузоподъемность. Чем я и занялся. Работая уже около 20 лет на автомобиле ГАЗ-53, (вся ходовая на автобусе от ГАЗ-53) мне постоянно не давала покоя одна мысль, почему ЗИЛ-130 везет 5 тонн груза, расходуя 40 л. бензина, а «Газик » – только 3,5 тонны, расходуя 25 л топлива.
Произведя некоторую работу, грузоподъемность автобуса увеличил до 6,5 тонн. При этом расход топлива практически не изменился. Однажды пришлось везти 7,2 т. Тротуарной плитки. Было тяжело, но «старичок» справился и с этой задачей. Для сравнения – первоначально грузоподъемность была всего 1,5 т. Многие «опытные» водители скажут, что долго так не проездишь, но у меня был маршрут от дома до Москвы 400 км. И обратно 400 км – это за 1 день. Таких поездок было по 2 в неделю. Опять «опытные» не отгадали – автобус ходит даже при такой нагрузке. И это при том, что все узлы и агрегаты родные.
Авторезину использую только в соответствии с паспортными данными – 240x508. Никакой зиловской резины никогда не поставлю, т.к. она не ходит с такой перегрузкой. Авторезину использую только Нижнекамского шинного завода. Резина «Кама» выхаживает иногда до 130-170 тыс. км – это в соответствии с журналом учета ремонта подвижного состава, который ведется на весь парк машин. Это не преувеличение, а благодарность изготовителям этой резины. Это я могу заявить официально!
Через некоторое время стало опять трудно с работой. Здесь-то и подвернулась работа – возить лес до Москвы. Опять занялся переделками. Объем грузового отсека был на то время 8 куб. м. Подняв крышу и удлинив базу, увеличил объем кузова до 11 куб. м. Поставил сзади двойные распашные ворота и вперед – на Москву. Туда 11 куб. м. леса, обратно 6,5 т песка. И так уже 3 раза в неделю. Для сравнения – лесовоз берет 22-25 куб. м леса, а я беру 11.
Такая работа длилась почти год. Но работа – работой, а отдыхать как-то надо. Опять занялся переделками. Поставил спальную полку, поэтому второй водитель может во время езды нормально выспаться. Для приема пищи поставил небольшой стол с углублением для термоса. Спальное место оборудовал обогревом. Но как тут спать, если зимы у нас суровые.
Кто работал на «Газонах», тот знает, как бывает нелегко натопить в кабине. А у меня кабина в полный рост, ширина на уровне фургона и плюс еще ряд сидений – это все надо нагреть. Хорошо подумав, поставил 3 печки. Собрал что было можно: водяную, масляную и просто воздушную печки. Оказалось, даже этого было мало, чтобы натопить мою кабину. Тогда опять пришлось искать выход. Поразмыслив и перебрав разные отопители, опять нашел хороший выход. Взял печку от старой ГАЗ-24, поставил туда алюминиевый радиатор. Забор воздуха для радиатора печки взял из моторного отсека. Он, уже нагретый, проходя через радиатор отопителя, нагревался до такой температуры, что при -25°С за бортом температура в кабине доходила до +25°С. Стенки обклеил кожзаменителем, утеплителем является синтепон. На ходу отопитель можно не включать. Управлять такой машиной стало значительно удобней. Можно было позволить себе даже в большие морозы открывать окно. Теперь в морозы я ездил в рубашке и в шлепанцах.
Но на этом модернизация не закончилась. Как я уже говорил, водители «Газонов» знают, как непросто открыть кран с блока двигателя, прочистить его, заменить масляный датчик или свечи. Тогда, в 2005 г, я стал думать как избавиться от таких проблем. Эту мысль я давно вынашивал. Тогда взял старую облицовку радиатора, капот и давай: резать, примерять, творить и думать.
Первой мыслью было то, чтобы оставить прежний вид своего «Газона». Фары взял газелевские, капот оставил родным, только сделал его из стеклоткани. Поднял его заднюю часть на 5-6 см, чтобы увеличить обтекаемость. Начинал делать облицовку на соседнем ГАЗ-53, благо машины одинаковые.
Работа длилась 5 лет. Приходилось клеить, резать, менять все глобально. Дизайн и форма мордашки рождалась в голове по мере продвижения работы. Первоначальные планы были отметены. Основная мысль была, чтобы все было упрощено до минимума. Все делалось по лекалам. Они делались из железа (с помощью холодной клепки) фанеры, картона. Потом наносилась стеклоткань, формовались детали. Нередко приходилось все разрезать и переделывать. Простота – сестра таланта. Крыло оставил свое, но переднюю часть «завалил» на фары. Подкрылки моторного отсека закрепил на крыльях, и все это сделал откидывающимся. Хотел совместить облицовку ГАЗ-53 и ГАЗ-51.
На мой взгляд, мне это удалось. Получилась очень удобная конструкция. Теперь любой ремонт – одно удовольствие. Передний бампер оставил родной, только в него врезал противотуманные фары и украсил широким пластиковым бампером шириной в 300 мм. Облицовка радиатора является простейшей конструкцией, к которой сзади крепится хромированная решетка. Все фары горят одновременно, что позволяет создать хорошую видимость в ночное время. Количество лампочек на иллюминации – 22 штуки.
Для безопасной езды по обледенелой дороге и даже летом использую ошипованную резину в 4 дорожки. Даже грузовую иномарку не часто увидишь на шипованой резине. Для увеличения пробега, поставил дополнительный бензобак на 70 л. Поставил кран переключения бензобаков в кабину, что позволило, не выходя из салона, переключать баки. До 700 км можно проходить без дозаправки.
За время эксплуатации пробовал автобус в разных скоростных режимах. Благодаря обтекаемости кузова и навыкам вождения, расход топлива довел до 16 л на 100 км. На ровной дороге разгонялся до 120 км/ч. В настоящее время двигатель работает на масле ARAL.
Сегодня я отошел от большой работы и занялся творческой деятельностью. Опять пришлось переоборудовать машину. Сегодня автобус использую как кемпер: для выездов на рыбалку, охоту, или так – для отдыха на природе, благо объем позволяет. При выезде на отдых можно взять с собой вездеход, зимой – снегоход. Автобус можно использовать в составе автопоезда. Открыл окошки, поставил диван, электростанция всегда со мной. Мебели маловато, но что нужно для отдыха? Главное – есть, где переспать, отдохнуть, поесть и можно опять в путь. Благодаря большой грузоподъемности, можно взять большое количество воды, что необходимо в дороге, как для приготовления еды, так и приема душа. Довольно высокий клиренс способствует высокой проходимости.
Летом 2010 года друзья пригласили посетить выставку «Автоэкзотика-2010», посмотреть на таких же одаренных ребят и себя показать. Сколько нас таких в гаражах изобретают новинки, которые никому кроме нас не интересны. А ведь можно было бы такую модель поставить на ГАЗ-3307.
Свою машину могу разобрать за 20 минут: капот отдельно, крылья отдельно, бампер, а машина останется в рабочем состоянии. Для сравнения – снимите хотя бы только облицовку радиатора с ГАЗ-3307. Даже не говорю, сколько времени надо, чтобы снять крыло. А я свое крыло сниму через 5 минут. На своем капоте я могу стоять во весь рост – и даже не прогнется. И все это поднимается одной рукой, к тому же не ржавеет и, что более важно, не гниет. В перспективе хочу сделать 8-ступенчатую коробку передач.
Как видно из вышеизложенного, одна машина может использоваться во многих отраслях. Бывалые водители не верят, когда говоришь им какой грузоподъемности мой автобус. Верят только те, кто непосредственно со мной ездили или общаются близко. Даже бывали случаи, когда работники ДПС тормозили, чтобы посмотреть, как этот «старичок» обгоняет слева идущих попутно иномарок.
К настоящему времени пробег составляет 1 000 000 км. А это не так уж и мало. Значит, могут наши автомобили использоваться с такой нагрузкой и жить до сих пор и быть в строю.
Когда сейчас я выхожу на трассу, водители встречных автомобилей заглядываются, прохожие засматриваются – значит небезразлично наших людям красивое. А красивое – это когда старое сочетается с новым. Аккумулятор поставлен 62 а/ч, а не 75 а/ч. Зачем ставить большой, если и 62 ампера нормально заводят двигатель.
Все бы ничего, но вот не привык с детства ездить на автомашинах заводского производства. На всех автомобилях, которые были у меня за 25 лет, были свои переделки. Так на Москвиче-412 вместо кулисы рычаг вставлялся прямо в коробку передач. Даже завод до последнего дня не додумался до такого. Резину с 13 дюймов перевел на 14-дюймовую, а это опять экономия топлива. И все это в 90-е годы прошлого века.
Переделывая и улучшая машины, хотелось бы быть кому-то полезным. Хочется, чтобы конструкторы, которые придумывают «автомобили» хотя бы одним глазом посмотрели на наши машины или прислушались, а мы бы рассказали им, что нужно водителю для нормальной работы. Даже наши машины можно поднять на ступень выше, не вкладывая больших средств, но это скажет только водитель, который своими руками в 30-градусный мороз ремонтирует их «творения»!