ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕКТРО И ГИДРОКРАНЫ
Краны с механическим приводом являются более простыми в изготовлении. Однако они менее совершенны и неэкономичны. К их недостаткам относятся: отсутствие возможности совмещения рабочих операций, ограниченный диапазон регулировки скоростей исполнительных механизмов, сложность и металлоемкость элементов привода.
В отличие от управления кранами с механическим приводом, управление крановой установкой с электрическим приводом осуществляется с помощью контроллеров, универсальных переключателей и кнопок, что делает управление краном легким и простым. Возможно также совмещение различных рабочих операций, а регулирование рабочих скоростей исполнительных механизмов можно осуществлять в значительно большем диапазоне, чем у кранов с механическим приводом. Однако краны с электроприводом имеют довольно сложную систему электрооборудования. Машинист такого крана помимо механической части, должен знать имеющуюся на кране электроаппаратуру.
Автомобильные краны с гидравлическим приводом имеют преимущества перед кранами с другими типами приводов. Они обладают более высокими технико-экономическими показателями, проще по устройству и в управлении, меньше по мертвой массе. Гидравлический привод позволяет подводить мощность к исполнительным механизмам без использования сложных и громоздких передач, плавно регулировать скорости рабочих механизмов. Для их изготовления не требуется дорогостоящих цветных металлов, как для кранов с электроприводом. Механизмы гидрокрана имеют высокую износоустойчивость и легко предохраняются от перегрузок. У кранов с гидроприводом с его помощью производится также включение и выключение стабилизатора устойчивости, установка на выносные опоры и снятие с них, что значительно облегчает труд машиниста и значительно сокращает время подготовки крана к работе.
С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Первыми отечественными автокранами с электрическим приводом, несомненно, стали трехосные автомобили ЗИС-6 с лебедками «Пионер», питавшимися от стационарной электросети и использовавшиеся при реконструкции Московского автозавода имени Сталина в 1939-40 годах.
Но историческая картина будет неполной, если не упомянуть автокраны «Блейхерт», поставлявшиеся в СССР из ГДР в ранний послевоенный период в относительно больших объемах. Более того, эти машины с известной долей истины можно назвать отечественными, потому что, во-первых, они базировались на шасси ЗИС-150, -151 и ЗИЛ-164, а во-вторых, крановое оборудование монтировалось также в нашей стране.
Одним из сборочных предприятий Блейхертов был Ивановский механический завод, где в 1953 году собрали первые 50 этих автокранов.
Среди кранов аналогичной грузоподъемности, выпускавшихся в нашей стране в те времена, краны Блейхерт отличались электрическим приводом механизмов, но по основным характеристикам, да и внешне, они имели много общего с К-32 – та же грузоподъемность 3 тонны, та же Г-образная стрела длиной 6,2 метра только с боковинами не из уголкового профиля, а из листовой стали с круглыми отверстиями. Кран предназначался для работы с крюком и исключительно на выносных опорах – без них вращение поворотной части было невозможно.
Одесский краностроительный завод продолжает работы над созданием тяжелых автомобильных кранов и в 1954 году из его ворот выходит кран К-104 на базе тяжелого грузовика ЯАЗ-210, освоенного в начале пятидесятых на Ярославском автомобильном заводе. Ведущим конструктором этого крана был А.Л. Тульчинский. Кран К-104 стал первым отечественным серийным автокраном с дизель-электрическим приводом. Его грузоподъемность составляла 10 тонн, а 10-метровая стрела могла быть удлинена с помощью вставки до 18 метров. Также, при необходимости, стрела могла комплектоваться гуськом длиной 2,2 метра. Кран мог работать как с крюком, так и с грейфером.
В 1955 году Ивановский механический завод начинает производство дизель-электрического крана ДЭК-51, грузоподъемностью 5 тонн на шасси МАЗ-200. Он заменяет собой на производстве тяжелый автокран К-51 с механическим приводом, изготавливавшийся с 1951 года.
В 1958 году начинаются работы над новой моделью крана большей, чем ДЭК-51, грузоподъемности все на том же шасси МАЗ-200. Путем усовершенствования отдельных узлов и механизмов удается увеличить грузоподъемность до 7,5 тонн. СМК-7 – так назвали новинку, запустили в серийное производство в сентябре 1958 года и до конца этого года изготовили еще 70 таких машин. СМК-7 демонстрировался на ВДНХ СССР, где был удостоен Золотой медали.
В середине пятидесятых Одесский краностроительный завод свертывает выпуск автомобильных кранов, перейдя на производство грузоподъемной техники на самоходных шасси. Поэтому конструкторская документация на кран К-104 была передана на вновь созданный Камышинский автокрановый завод в городе Камышин в Волгоградской области. В декабре 1955 года из цехов этого предприятия выходит первый автокран К-104.
Постепенно Камышинский завод модернизирует свой 10-тонный кран и к 1960 году подготавливает к выпуску новый автокран К-151, грузоподъемностью 15 тонн. Однако в серийное производство эта машина не попадает. Дальнейшие конструкторские работы приводят к увеличению грузоподъемности крана до 16 тонн. Этот новый дизель-электрический кран под индексом К-162 начинает изготавливаться серийно. У него появляется модификация К-162С для работы в условиях Крайнего Севера.
Это же время ознаменовывается началом производства автокранов еще на двух предприятиях: Ставропольском машиностроительном и Клинцовском механическом заводах. В 1961-62 годах в городе Ставрополе осваивается легкий автокран с электрическим приводом К-2,5-1Э, грузоподъемностью 2,5 тонны на шасси ГАЗ-51А. В силу малой грузоподъемности и высоты подъема крюка, К-2,5-1Э в основном, находит применение в сельскохозяйственном строительстве. Помимо крюка этот автокран мог комплектоваться грейфером, для транспортировки которого кран оборудовался специальным одноосным прицепом.
ГИДРАВЛИКА
Начало шестидесятых становится для отечественного автомобильного краностроения периодом перехода на производство автомобильных кранов с гидравлическим приводом рабочих механизмов. Балашихинский автокрановый завод в 1962 году начинает выпуск гидравлических автокранов МКА-5 с гидравлическим приводом выносных опор и стрелы. А в городе Туапсе машиностроительным заводом имени XI годовщины Октябрьской революции на шасси автомобиля МАЗ200 строится автомобильный кран МКА-10Г, так же с гидроприводом.
Освоение производства этой машины для начала 60-х явилось значительным событием. Благодаря применению на кране высокооборотных гидродвигателей в гидропередачах исполнительных механизмов, а также редукторов с зубчатой передачей, общая масса крана значительно снизилась. В результате этого кран имел более высокие показатели по сравнению с десятитонным К-104.
Шестидесятые годы становятся периодом расцвета отечественной конструкторской мысли в краностроении. Этому способствует создание в 1961 году в Иванове ГСКБ краностроения, разработавшего большое количество интересных конструкций. Далеко не все из них пошли в серию, но была подготовлена хорошая база для начала выпуска современных кранов с гидроприводом.
Очень интересным стал кран модели 4056, спроектированный ГСКБ и построенный в 1965 году Дрогобычским крановым заводом в Украине. По тем временам это была передовая машина, имевшая гидропривод всех рабочих механизмов, телескопическую стрелу и очень комфортабельную кабину крановщика. Максимальная грузоподъемность крана составляла 6,5 тонны. Но, к сожалению, кран 4056 не пошел в массовое производство и был выпущен небольшой партией.
Территориальная близость СКБ краностроения и Ивановского завода автомобильных кранов обусловила тот факт, что этот завод служил производственной базой для создания опытных машин. В 1963 году, благодаря совместным усилиям двух предприятий, появился опытный образец гидравлического пневмоколесного крана К-2,5-2 грузоподъемностью 2,5 тонны. В качестве его основы использовалось короткобазное шасси автомобиля ГАЗ-63 с обоими ведущими мостами и кабиной с панорамным остеклением, которая одновременно являлась и кабиной крановщика.
В начале семидесятых СКБ краностроения совместно с ВНИИстройдормаш проектируют унифицированный ряд гидравлических автомобильных кранов с телескопической стрелой, имеющей жесткую подвеску. Четыре модели – КС-1571, КС-2571, КС-3571 и КС-4571 грузоподъемностью соответственно 4, 6,3, 10 и 16 тонн базировались на шасси ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-500А и КрАЗ-257К. В основу конструкции этих кранов была положена типовая схема гидрообъемного привода, обеспечивавшая совмещение рабочих операций, независимое регулирование скоростей и уменьшение массы крана. На автомобильных кранах этой серии нашла применение широкая унификация узлов и агрегатов. С 1974 года новинки пошли в серийное производство.
Наибольшее распространение получил кран КС-3571. Его изготовление, помимо Ивановского завода в 1976-77 годах освоил Ставропольский автокрановый завод. Краны КС1571, КС-2571, КС-4571 строились в очень незначительных количествах. Освоение в Иваново производства гидравлических кранов с телескопической стрелой дало толчок к обновлению модельного ряда техники, предназначенной для использования в армии. В 1976 году в Иваново начинается выпуск гидрокранов с телескопическими стрелами: КС-2572, грузоподъемностью 6,3 тонны на базе Урал-375 Е и КС-3572 грузоподъемностью 10 тонн на базе КрАЗ-255Б.
В восьмидесятые годы продолжилось производство и совершенствование отечественных автомобильных кранов с гидравлическим приводом и телескопическими стрелами, модернизация серийных моделей, а также создание новых моделей.
Дрогобычский завод в начале десятилетия осваивает новый 10тонник КС-3575 на шасси трехосного московского грузовика ЗИЛ133Г1. Изготовив 128 экземпляров КС-3575, в 1982 году предприятие приступает к изготовлению модернизированной версии этого крана – КС-3575А на шасси дизельного ЗИЛ-133ГЯ. Помимо цифрового индекса этому крану было присвоено имя собственное «Дрогобыч». А в 1984 году появляется более тяжелый 16-тонный кран КС-4574 на шасси нового грузового автомобиля КамАЗ-53213, который затем передается Ставропольскому заводу, где его неоднократно модернизировав, изготавливают и по сей день.
Производство отечественных автомобильных кранов начало организовываться в 1925-30 годах, а первые образцы автокранов появились лишь в начале 30-х. Однако быстро краностроение стало развиваться только после войны. В период 1959-64 гг. были созданы новые, более сложные конструкции автокранов с механическим, электрическим и гидравлическим приводами механизмов, грузоподъемностью от 2,5 до 30 тонн.
В предвоенные годы выпуск отечественных автокранов не превышал 150 штук в год. А в 1946 году было построено 116 автомобильных кранов. В последующие годы краностроение развивалось быстрыми темпами. Если в 1950 году выпуск кранов составил 4152 штуки, то в 1965-м достиг 12 300 экземпляров, а к 1975 году увеличился до 20 000 штук.
Рост выпуска автомобильных кранов сопровождался совершенствованием их конструкции. Если на первых этапах создавались преимущественно простые по устройству краны с механическим приводом, то в последующие годы в эксплуатацию начинают поступать краны с электрическим, дизель-электрическим и гидравлическим приводом, обладающие более высокой производительностью.