НИЖЕГОРОДСКОЕ ТУРНЕ PEUGEOT BOXER
ПРЕАМБУЛА
В СССР переделкой фургонов в специальные автомобили и автобусы занимались, но в небольших объемах. Спрос был – не было фургонов. Все изменилось в середине девяностых, когда Горьковский автомобильный завод приступил к производству «ГАЗелей». Массовое строительство автобусов из фургонов породило большой спрос на маршрутные такси. Маршрутки из ГАЗелей получались не такие, какие требовались перевозчикам. При маршрутных перевозках в погоне за выручкой нарушался скоростной режим. Перегруженные маршрутки загоняли в ДТП. В этих условиях Горьковский автозавод предпочел умыть руки и дистанцироваться от участия в изменении конструкции своих автомобилей. Система технического регулирования из благих намерений опустилась до того, что была готова за денежку выдавать одобрение типа на измененные автомобили физическим лицам.
Ситуация стала выправляться, когда операторы маршруток оказались способными покупать более дорогие автобусы, изготовленные из фургонов иностранного производства.
Вслед за маршрутками все чаще стали использоваться цельнометаллические или панельные фургоны для различных грузовых перевозок. Расширение применения таких автомобилей, в первую очередь, можно связать со значительным улучшением антикоррозийной защиты кузовов. Покупая современный фургон, можно не бояться, что через три года на нем появятся дырки, как это происходило в былые годы. Так Peugeot гарантирует защиту кузова от корродирования в течение шести лет. В свою очередь цельнометаллический фургон предлагает перевозчику низкий уровень пола – выгружать доставленный груз из него удобней. Это нравится перевозчикам.
О КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЯХ PEUGEOT В РФ
Французская компания Peugeot официально пришла на российский рынок в 2004 г., организовав ООО «Пежо Россия». В ноябре 2007 г. эту коммерческую организацию переименовали в ООО «Пежо Ситроен Рус». 17 декабря 2008 г. она, совместно с официальным дилером Peugeot, компанией «АВЕС», открыла единственный в Восточной Европе специализированный торгово-сервисный центр по продаже коммерческого транспорта Пежо АВЕС-Север. Автосалон стал вторым центром по продаже и обслуживанию коммерческих автомобилей Peugeot в мире (первый находится во Франции).
Автомобили Peugeot Boxer FT изготавливаются на предприятии Sevel Sud (Società Europea Veicoli Leggeri – Европейская ассоциация легкого транспорта, итал.), расположенном в итальянском городе Атесса. Предприятие образовано в 1978 г. как совместное предприятие PSA Peugeot Citroën и Fiat S.p.A. Существуют два завода: Sevel Nord и Sevel Sud. Sevel Nord располагается во Франции, недалеко от города Валансьен и управляется PSA. Здесь собираются MPV и самые легкие коммерческие автомобили (к примеру – Partner Tepee). Sevel Sud находится под управлением FIAT. Последнее рамочное соглашение между PSA и FIAT о расширении кооперации по проекту Sevel было подписано в 2001 г. Договор действителен до 2017 г.
Выпускаются два различных модельных ряда автомобилей Boxer – 300 и 400. Модельный ряд 300 представлен тремя семействами, отличающимися полной массой: 330 – 3,0 т, 333 – 3,3 т, 335 – 3,5 т. Автомобили с шильдиком 440 относятся к модельному ряду 400. Фургоны обоих модельных рядов различаются по высоте (три варианта – 2254 мм, 2522 мм и 2764 мм) и имеют четыре варианта по длине: 4963 см, 5413 мм, 5998 см и 6363 см. Получающиеся, таким образом, семь различных версий различаются четырехзначным кодом.
Первая латинская буква L обозначает длину, вторая цифра показывает вариант длины. Третий знак кода – это латинская буква Н. Как можно догадаться под ней скрывается английское слово height (высота). Выбирая различную длину и высоту кузова можно заказать фургон объемом от 8 куб. м. (L1H1) до 17 куб. м. (L4H3).
Фургоны модельного ряда 400 изготавливаются с кузовами L4H2 и L4H3. Эти автомобили имеют усиленную подвеску. Peugeot заявляет, что автомобили модельного ряда 400 являются единственными в этой категории, которые оснащены передним приводом. Такая конфигурация «позволяет улучшить динамическую устойчивость, упростить управление автомобилем и понизить уровень порога грузового отделения по сравнению с заднеприводными автомобилями». Не совсем понятно, что точно подразумевается под понятием «динамическая устойчивость». Однако, специалисты Daimler, проектируя новую, удлиненную модель Vito, оснастили ее, в том числе, задним приводом. Это было сделано с целью придать автомобилю динамики, улучшить управляемость. Слова специалистов Mercedes-Benz выглядят более убедительными. Такой же точки зрения придерживаются инженеры Ford, предлагая большие фургоны с задним приводом.
Проверить ходовые качества большого Peugeot Boxer довелось благодаря организованному командой Peugeot Russia вместе с официальным дилером Peugeot «Авес» и дилерским центром продаж и обслуживания Peugeot «Автолига» тест-драйву. Команда Peugeot Russia занимается продвижением автомобилей Peugeot в ООО «Пежо Ситроен Рус».
ТЕСТ-ДРАЙВ
Автомобиль, на котором я ехал в Нижний Новгород, был так называемый VIP-купе. Его сделали из грузового четырехтонного фургона одним из первых. Пассажирский салон отделен от кабины. В перегородку врезано глухое окно. Разделительная перегородка между кабиной и грузовым отделением устанавливается в Peugeot Boxer по заказу. Связь с пассажирским салоном в VIP-купе осуществляется по переговорному устройству. Причем, микрофон для этого надо держать в руке – не лучший вариант, когда управляешь автомобилем.
В салоне купе установлено три ряда сидений: в первом и втором ряду стоят по два раздельных кресла, в третьем ряду установлено целиковое трехместное сиденье. Существенный дискомфорт мои пассажиры испытывали из-за холода – имеющийся автономный отопитель Вебасто был не в состоянии обеспечить приемлемую температуру в салоне.
Забегая вперед, скажу, что на обратном пути мерзнуть пришлось и мне, но уже в грузопассажирском Peugeot Boxer Combi. Этот автомобиль оснащался системой кондиционирования воздуха, устанавливаемой по заказу. Тепла эта система никакого не давала. Для отопления салона в автомобилях Peugeot Boxer предусмотрена устанавливаемая по заказу дополнительная система обогрева. К сожалению, попробовать эту систему в действии не пришлось, как и, впрочем, даже ознакомиться с ней визуально – почему-то не пользуется популярностью в нашей стране, – про холода российские, наверное, неизвестно.
К моменту старта от автоцентра «Авес» VIP-фургон имел пробег 13480 км. В движении он (как Combi) демонстрировал заметную жесткость хода. Можно, конечно, внять сетованиям, что это первый опыт и не надо было брать для переделки четырехтонный фургон. Однако. Показатели плавности хода определяются на основе виброускорений, действующих на водителя, пассажира, и в характерных точка кузова в соответствии с ГОСТ 37.001.275 84 «Методы испытаний на плавность хода», ограничение срока действия которого снято в 1992 г. «Специалистов», берущихся за изготовление автобусов, у нас в стране хоть пруд пруди, но мне не известен ни один случай доводки подвески грузового автомобиля с целью приведения ее в соответствие с требованиями, предъявляемыми к пассажирским транспортным средствам. При получении Одобрения типа испытания на плавность хода не производятся, несмотря на требования стандарта. Дело в том, что российская система сертификации основывается на Правилах ЕЭК ООН.
Является высокая жесткость хода неизбежностью? Нет, конечно. Можно улучшить показатели плавности хода, установив более «мягкие» покрышки и оптимизировав давление в шинах.
Впрочем, Peugeot Boxer может комплектоваться пневмоподвеской и амортизирующим водительским сиденьем с регулировкой. Кроме этого на автомобиле имеется техническая возможность подбирать степень жесткости подвески для обеспечения комфортабельности автомобиля.
Эргономика рабочего места водителя в Peugeot Boxer хорошая. Существенных изменений по сравнению с предыдущей моделью, нынешним алабужским Ducato, я не заметил. Говорят, что доработке подвергся педальный узел. Лично мне педали на Ducato понравились больше. В Peugeot Boxer заметно выделялся большой ход педали сцепления. Увеличение хода педали должно быть следствием применения двигателя с большим крутящим моментом. Двигатель понравился, инженеры поработали на славу.
На автомобиле установлен двигатель HDi рабочим объемом 2,2 л., мощностью 88 кВт (120 л.с.) при 3500 об/мин с максимальным крутящим моментом в 320 Нм при 2000 об/мин. Этот двигатель имеет двойной маховик (DVA), а также охлаждение поршней. Остальное – как у всех двигателей подобного класса: алюминиевая головка блока цилиндров с 16 клапанами, двумя распределительными валами и турбонаддувом.
Двигатель агрегатирован с шестиступенчатой коробкой передач. Силовой агрегат хорошо сбалансирован. При достижении скорости 70 км/час можно было переключаться на шестую передачу. При этом обороты коленчатого вала двигателя уменьшались с 2250 до 1750. Разгоняясь на верхней передаче, автомобиль демонстрировал удовлетворительную динамику.
Дизайн салона демонстрировал качество проработки деталей интерьера. Были, однако, разочаровывающие мелочи – в кабине бросалась в глаза деформировавшаяся крышка вещевого ящика. Если бы она имела запоры по краям, то этого бы не произошло.
Ехать предстояло в Нижний Новгород. Отправляясь в поездку на Peugeot Boxer, внимательно изучите инструкцию. Читать инструкцию надо всегда. Если Вы этого не делаете, то потрудитесь заострить свое внимание на 126-ой странице. Там в третьем столбце говорится об устройстве, отключающем подачу топлива в случае сильного столкновения в дорожно-транспортном происшествии. Подача топлива может «автоматически» отключиться при неаккуратной езде по российским дорогам.
ЛИГА ТРАНСФОРМЕРОВ
В городе, основанном 790 лет назад в месте слияния рек Волги и Ока, Peugeot представляет компания «Автолига». Она имеет центр продаж и обслуживания автомобилей Peugeot полного цикла, представляющий собой современное двухэтажное здание, отражающее корпоративные стандарты Peugeot. Общая площадь автоцентра составляет 2280 кв. м. Из них шоу-рум занимает площадь более 450 кв. м.
В прошлом году доля продаж коммерческого транспорта компанией «Автолига» достигла почти половины от общего числа проданных автомобилей. Только за год продажи модели Boxer выросли более чем в два раза. Рост продаж на эту модель обусловлен спросом на маршрутные такси. По дорогам России уже ездит более тысячи маршруток на базе Boxer.
В шоу-руме компания «Ривьера-Авто» показала возможности своего салона-трансформера «Ривьера». Эта компания производит в «Нижнем» сиденья. Любой микроавтобус с салоном «Ривьера» легко трансформируется в пассажирский микроавтобус (до 8 пассажиров), микроавтобус «деловое купе», грузопассажирский микроавтобус «комби», автокемпер и фургон. Сложив два дивана-трансформера (терминология производителя), можно перевозить крупногабаритные вещи, а разложив их, можно получить спальные места. Диваны-трансформеры передвигаются вдоль салона по направляющим с пошаговой фиксацией (5 см). Система направляющих крепится к кузову микроавтобуса без проведения сварочных работ, что сохраняет конструкцию и лакокрасочное покрытие автомобиля. Система направляющих универсальна. Переоборудование может быть произведено за несколько часов. При необходимости салон может быть легко демонтирован. Регистрация автомобиля с установленным салономтрансформером «Ривьера» осуществляется после внесения изменений в ПТС.
Диваны оборудованы трехточечными ремнями безопасности и подголовниками, имеют регулировку спинки. Ширина трехместного дивана – 1400 мм, двухместного– 1200 мм. В отличие от уже известных вариантов отделки сидений «Стандарт» и «Эконом», представленный Peugeot Boxer был в комплектации Tour Transformer Lux. В люксовое исполнение включены бампера и боковые зеркала, окрашенные в цвет кузова, а также колеса из легкого сплава. Фургон Peugeot, послуживший базой для Tour Transformer Lux, был куплен «Ривьера-Авто» и после этого переоборудован.
Если салон-трансформер «Ривьера» 5 в 1 уже известен, то Peugeot Boxer Kombi Transformer 3 in 1 был представлен впервые. Три в одном – это комби, кемпер и фургон. Грузопассажирский вариант комби – базовый. Он изготавливается на базе фургона, в кузов которого устанавливают съемную перегородку и ряд сидений. Эта перегородка состоит из рамки (именно она крепится к средней стойке салона специальными болтами, заворачивающимися в штатные резьбовые точки крепления), гофрированной ширмы, соединяющей рамку с передвижной стенкой. Стенка, как и сиденье (диван), передвигаются по напольным направляющим. Вариант «фургон» получается, когда перегородка передвигается вплотную к сложенным сиденьям. Вариант «кемпер» получается, когда сиденья раскладываются. Понятно, что длины одного разложенного ряда сидений не достаточно для получения полноценного спального места. Положение может исправить «подключение» сидений кабины, но это, пока, дело будущего.
СТ НН
В Нижнем существует много предприятий, специализирующихся на производстве фургонов, как цельнометаллических, так и надстроек. Одной из крупнейших компаний, работающих в этой области, является ООО «СТ Нижегородец».
С производством, историей предприятия, последними разработками и планами по дальнейшему производству автобусов Peugeot. познакомил журналистов директор ООО «СТ Нижегородец» Лимонников С.Ю.
Компания начала свою производственную деятельность в 2006 г. Тогда силами 30 человек выпускались две модификации автобусов. В следующем, 2007 г., в строй вступает второй производственный корпус, в 2008 г. – административное здание и производственный корпус № 3. В этом корпусе будет развернуто производство специальных транспортных средств на базе шасси автомобилей.
Разразившийся экономический кризис приостановил реализацию дальнейших планов. Но компания планирует их воплотить в этом году. «Нижегородец» собирается организовать производство деталей из пластика, сэндвич-панелей, сидений. Также в планах компании сборка систем кондиционирования в кооперации с одним из известных производителей подобных агрегатов, расширение складских площадей, реконструкция существующего производства.
В настоящее время изготавливается более 50 моделей автобусов и спецтранспорта. Всего производственная программа компании включает свыше 100 наименований транспортных средств. Более 80 % общего объема выпуска предприятия составляют транспортные средства для перевозки пассажиров на базе легких коммерческих автомобилей производства Ford, Iveco, Mercedes-Benz, Peugeot, Fiat и «Группы ГАЗ». Среди них: специализированное пассажирское транспортное средство – 2227SL и автобус класса А – 2227SK, созданные на базе Peugeot Boxer. Эти автомобили получают нижегородский VIN, начинающийся на XUS2227S. Специализированное пассажирское транспортное средство – это туристический автобус с числом мест 17. Автобус класса А – «маршрутка» вместимостью 25 пассажиров (17+8).
В этом году, по планам, продажи автобусов на базе Peugeot должны составить около 500 автомобилей (за два месяца прошлого года было изготовлено 68 автобусов). В марте будет получено Одобрение типа на «скорую», изготовленную на базе Peugeot Boxer. Опыт производства автомобилей «Скорой помощи» у компании есть – в прошлом году было изготовлено даже 65 машин на базе полноприводных «ГАЗелей».
Автобус, произведенный холдингом «Нижегородец», получается в среднем на 25-30% дешевле импортного. Разница в стоимости медицинских автомобилей может отличаться в разы.
ПСП
Другая Нижегородская компания, занимающаяся переоборудованием фургонов и производством изотермических кузовов, посещение которой входило в программу тест-драйва, была «Промавто».
Ведет свою историю с 2000 г., когда была создана компания «Автохолод». Она занялась продажей коммерческих автомобилей ГАЗ, выпускаемых Заводом спецавтомобилей. В 2003 г. компанией разработана первая холодильная установка на базе компрессора Sanden, и начато серийное производство рефрижераторного оборудования под торговой маркой AD («Эй-Ди»). В следующем, 2004 г., после слияния с компанией «ПСП» («Предприятие Сельхозпромлес»), занимающейся производством фургонов на шасси ГАЗ, ЗИЛ и КАМАЗ, началось производство фургонов под собственным брендом – «Промавто». В 2005 г. компания наладила производство сэндвич-панелей для автомобильных надстроек. В 2007 г. начато серийное производство холодильных систем и автомобильных кондиционеров нового поколения под торговой маркой «Вьюга».
В 2008 г. произошло разделение компании на производственную структуру – ООО «ПСП» (Предприятие спецтехники «Промавто») и торговую – ООО «Завод Промавто». Производство холодильных установок «Вьюга» и Global freeze передается дочерней компании ООО «Глобал Фриз». В этом году была запущена линия окраски надстроек и кабин автомобилей, введена в эксплуатацию лаборатория по оценке коэффициента теплопроводности изотермических фургонов и производительности холодильных систем, открыта вторая линия по производству автомобильных сэндвич-панелей. Компания получила статус эксклюзивного дистрибьютора турецкой компании POLKAR, производителя теплоизоляционных панелей для цельнометаллических кузовов, и начала активное сотрудничество с дистрибьюторами коммерческих автомобилей Peugeot, FIAT, Citroen.
ООО "Промавто Иквипмент" (Компания Promeq) производит рефрижераторы путем установки теплоизоляции в грузовые отделения цельнометаллических фургонов и холодильных установок. Для этого могут применяться панели собственного производства Promeq. Панели сделаны из пластика АБС с нанесением слоя пенополиуретана толщиной 60 мм. Возможна установка панелей из ударопрочного полистирола. Панели устанавливаются в распор и за счет своей упругости позволяют обходиться без клея, заклепок и прочих элементов крепления. Турецкие панели Polkar крепятся на защелках. Пол рефрижератора накрыт рифленым алюминием, положенным на фанеру. Под фанерой – 60 мм слой пенополиуретана и каркас из деревянного бруса. Стыки панелей герметизированы.
В «Промавто» подходят к разработке термоизоляционных кузовов с научным подходом. Еще в 2008 г. введена в эксплуатацию лаборатория по оценке коэффициента теплопроводности изотермических фургонов и производительности холодильных систем. В настоящее время на ее базе создана малая инновационная компания ООО «Тепломер». Это частно-государственное предприятие, учредителями которого являются крупнейший технический ВУЗ в Приволжском федеральном округе – НГТУ им. Р.Е. Алексеева и производственная коммерческая организация ООО «ПСП-НН». Оно может проводить лабораторные испытания на соответствие требованиям соглашения «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (СПС). Измерительный комплекс (лаборатория) представляет собой термостатированную камеру с внутренним размером 10,5х5х5,5 м. В течение этого года планируется ввод испытательной станции для проверки ТС до 10 м. В лаборатории можно замерить общий коэффициент теплопередачи и измерить полезную холодопроизводительность холодильных установок, оценить изотермические свойства транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
НГТУ в свою очередь разработал программу подготовки экспертов в области контроля транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов на соответствие требованиям СПС. После обучения аттестация экспертов осуществляется Минтрансом.
Научный подход позволяет компании выходить на зарубежные рынки. После получения необходимого сертификата нижегородская продукция будет поставляться в Германию. Дело в том, что она в три раза дешевле немецкой.
ФИНАЛ
Заключительным пунктом в программе пребывания в Нижнем Новгороде стало знакомство с автомобилями, обслуживающими сеть магазинов «Насяня». Всего под этим брендом в настоящее время работают девять магазинов. Их обслуживают десять фургонов Peugeot Boxer, имеющие на своих бортах рисунки, выполненные художником-аэрографом. По мнению соучредителя сети А. А. Рябова роспись автомобилей является эффективной рекламой компании.