МИЦУБИСИ ФУЗО КАНТЕР
Действительно, рыночные отношения требовали преимущественного наличия в парке возрождающегося купечества грузовых автомобилей малого класса. Но малый бизнес рос, коммерческие ларьки постепенно превратились в крупные сетевые магазины, да и промышленным предприятиям, коммунальному хозяйству и аварийным службам такие машины всегда нужны. На рынке среднетоннажников сегодня не то, чтобы бум, но вполне заметное оживление только успевай следить за новыми предложениями. В прошлом номере нашего издания мы познакомили вас с «семитонником» «Ивеко», представляющим собой увеличенный фургон «Дейли». А теперь в умелые руки нашего корреспондента попал еще один автомобиль такого класса – «Mitsubishi Fuso CANTER».
Грузовые автомобили «Mitsubishi», благодаря своей простоте и надежности, пользуются заслуженной популярностью у водителей Востока страны. Теперь же, с началом сборки этих автомобилей в России, и у водителей Европейской части есть шанс узнать их на практике.
В настоящий момент на заводе собираются машины, различающиеся главным образом длиной шасси. Максимальная полная масса машин всех модификаций ограничивается 7500 кг. Вариантов надстроек множество. Помимо бортовых кузовов и фургонов, благодаря возможности комплектации автомобиля коробкой отбора мощности, возможно исполнение в виде эвакуатора и самосвала. Может машина служить и платформой для монтажа спецтехники.
Поскольку вне зависимости от модификации полная масса «Mitsubishi» не меняется, двигатель во всех вариантах комплектации только один. Познакомимся с ним поближе. Сделать это очень просто. Трехместная кабина, расположенная над двигателем поднимается, как у большинства японских машин «легким движением руки», без всяких гидронасосов.
Под кабиной находится четырехцилиндровый двигатель Mitsubishi Fuso 4М50-7АТ7 максимальной мощностью 150 л.с. и крутящим моментом в 471 Нм. Мотор довольно оборотистый. Хотя максимальная мощность достигается при 2800 оборотах, 2/3 крутящего момента доступны уже на 1000 об/мин. Интересной особенностью двигателя является наличие балансирного вала, призванного уменьшить вибрации. Есть в этом моторе еще несколько интересных технических моментов, с которыми нечасто приходится сталкиваться водителям, эксплуатирующим отечественные среднетоннажники. С левой стороны блока цилиндров можно увидеть водомасляный теплообменник, предназначенный для выравнивания температур масла и охлаждающей жидкости. При перегреве масла он эффективно заменяет масляный радиатор, так как теплопередача от жидкости к жидкости в несколько сот раз эффективней, чем от жидкости к воздуху, и при прогреве двигателя позволяет быстрее достичь рабочих температур. Еще одна особенность системы охлаждения – наличие подвода охлаждающей жидкости для охлаждения турбокомпрессора.
Подняв кабину, можно отрегулировать натяжение поликлинового ремня, приводящего в действие помпу и генератор, долить охлаждающую жидкость. Не добраться иначе и до масляного щупа. А если владелец решит самостоятельно поменять масло, без канавы не обойтись. Масляный фильтр доступен только снизу.
Компоновка моторного отсека весьма плотная и затрудняет доступ к стартеру. Он, кстати, как и все электрооборудование работает от напряжения в 24 В. А вот к аккумуляторам добраться легко. Хотя, учитывая отечественную специфику, на «Кантерах», собираемых в нашей стране, предусмотрели некоторое подобие защиты батарей. Но все равно их будет трудно предохранять от загрязнения. Ведь сверху аккумуляторы остаются полностью открытыми.
Наиболее популярные точки ежедневного обслуживания вынесены в доступные места. Топливный фильтр-отстойник с ручным подкачивающим насосом расположен у 100-литрового топливного бака. Также, не поднимая кабины можно долить тормозной жидкости в гидроприводы сцепления и тормозов. Горловина «тормозного» бачка находится в левом конце приборной панели, а залить «незамерзайку» можно, открыв аналогичную крышку справа.
Производитель сохранил традиционную конструкцию воздухозаборника, с забором воздуха за верхней частью задней стенки кабины. Воздушный фильтр также находится за кабиной.
Выгодным отличием от многих «одноклассников» является шестиступенчатая коробка передач. Рычаг КПП расположен на передней консоли. Правда, схема переключения несколько непривычная. Впрочем – это все, что нужно знать водителю о коробке передач и сцеплении. Ни отрегулировать «свободный ход», ни поменять выжимной гидроцилиндр самостоятельно не удастся. Доступа в «колокольчик», внутри которого находится гидроцилиндр сцепления, нет. Вполне современное решение. Зато на машине сохранен традиционный ручной тормоз – с приводом на барабан, находящийся за коробкой передач. Это правильно. Тросовый привод к задним колесам в эксплуатации показывает себя часто не лучшим образом.
Карданная передача – «двухступенчатая», с подвесным подшипником. Крестовины надо время от времени шприцевать.
Задний мост – почти «советский». Основные и дополнительные полуэллиптические рессоры, футорки на задних колесах. Несколько выбиваются из классической советской картины гидравлические амортизаторы, но, в общем и целом – классика жанра. Да и сама машина – почти классическая. Производители крайне осторожно подходят к внесению изменений в конструкцию и не спешат без крайней необходимости отказываться от проверенных многими десятилетиями технических решений. Такой подход можно только приветствовать и явных «косяков» у «Кантера» практически нет. Кроме уже упомянутой недостаточной защиты аккумуляторов можно отметить непонятно зачем открытые сбоку задние фонари. Но это практически все «непонятки». Чересчур плотную компоновку моторного отсека записывать в недостатки не стоит. Обслуживание двигателя, трансмиссии и ходовой части можно выполнять самостоятельно, а для ремонта все равно потребуется диагностика.
Что имеем в итоге? «Mitsubishi Fuso CANTER» – универсальный среднетоннажный автомобиль, имеющий проверенную десятилетиями конструкцию. Он может с успехом использоваться как для коммерческих перевозок, также и как шасси для монтажа различного оборудования. Высокая плотность компоновки моторного отсека с лихвой компенсируется надежностью и возможностью самостоятельного проведения ТО.
Из недостатков я бы традиционно назвал высокую стоимость (цена таких автомобилей не опускается ниже 1 400 000 рублей), и полную массу автомобиля – 7500 кг. Въехать на таком внутрь малого кольца Московской железной дороги будет затруднительно.