УТИЛИЗАЦИЯ ПО-ШВЕДСКИ
Утилизация тяжелых коммерческих автомобилей существенно отличается от утилизации отслуживших свое легковушек. Дело не только в размерах. Остов грузовика – это не кузов легкового автомобиля, под пресс не пошлешь. Кроме этого, тяжелые грузовики, хотя и выпускаются серийно, но, практически, являются штучным товаром. Это значит, что к нему нужен «индивидуальный» подход.
Переработка отслуживших грузовиков в Швеции производится в специальных мастерских Volvo Truck Center. Здесь старые грузовики разбираются буквально до последнего болта. Одной бригаде механиков на разборку автомобиля и очистку деталей, подлежащих реализации, требуется 6-7 дней. За год в мастерской одного Volvo Truck Center разбирают примерно 30-40 грузовиков.
Процесс утилизации начинается с тщательного осмотра, поступившего в мастерскую транспортного средства. Это делается с целью определения технического состояния отдельных узлов и агрегатов. К примеру, визуально определяется утечка масла из агрегата – это уже признак его неисправности.
Осмотром выявляются коррозийные и механические повреждения панелей кабины. Вмятины и участки с коррозией отмечаются стрелками желтого цвета. Все детали, перед тем как их снимают с грузовика, маркируются идентификационным номером разбираемого транспортного средства. Снятые компоненты помещаются в отдельный контейнер, на котором тоже нанесен идентификационный номер автомобиля.
Разборку грузовика начинают с передней части, там – самое ценное. Затем рабочие медленно продвигаются к его задней части. Медленно – не потому, что не спешат. Условия не позволяют. Открутить приржавевшие болты и гайки – не простая задача. Для облегчения процесса в ход идет газовая горелка. Язык пламени творит чудеса, позволяя справиться с любым болтом, конечно, при соответствующем механическом воздействии.
Выявленные осмотром работоспособные детали, узлы и агрегаты грузовика не утилизируют, не отправляют в металлолом, и не переплавляют. Они поступают на рынок бывших в эксплуатации запасных частей (совсем как известные в России «разборки», позволяющие поддерживать немолодой грузовик в работоспособном состоянии за разумные деньги). Именно для целей последующей реализации детали маркируются идентификационным номером грузовика, с которого они были сняты. По этому номеру можно установить модель, год выпуска грузовика и получить другую информацию. В отличие от российских разборок, «бэушную» деталь клиенту предлагает Volvo Truck Center через своих специалистов. Это снижает риски клиентов приобрести узел точно в таком же техническом состоянии, как и заменяемый. Не стоит говорить о клиентах с тощим или толстым кошельком. Основополагающие принципы технической эксплуатации транспортных средств предусматривают, в первую очередь, обеспечение эффективных затрат на поддержание подвижного состава в исправном состоянии.
Кабина грузовика – не только наиболее ранимый, но и технологически сложный, а, следовательно, дорогой компонент. Кабины грузовиков Volvo имеют хорошую антикоррозионную обработку, рассчитанную на долгий срок службы, поэтому они не являются в Швеции дефицитом. Кабины с грузовиков старше десяти лет покупаются редко, поэтому они чаще идут в утиль, а не на продажу.
Поврежденные и неликвидные, на рынке бывших в эксплуатации запасных частей, элементы разобранного автомобиля сортируют по виду материала, из которого они изготовлены и складывают в специально подготовленные контейнеры: железные детали складываются с железными, алюминиевые с алюминиевыми, медные с медными. Пластмассовые части также утилизируются отдельно.
Изношенные детали поступят на переплавку, а пластмассовые могут быть просто сожжены. Таким образом, негодные части послужат сырьем или топливом, но, ни в коем случае не попадут на свалку и не будут закопаны в землю, загрязняя окружающую среду.
Технологичный процесс утилизации грузовиков стал возможным благодаря политике Volvo Trucks. Компания с середины 90-х годов прошлого века стала разрабатывать свои грузовики с учетом их утилизации и последующей переработки их компонентов. Так, к примеру, при прокладке жгутов проводов и трубок различных магистралей используются пластмассовые, а не металлические фиксаторы. И все потому, что металлические фиксаторы сложнее удалять при разборке грузового автомобиля.
Также, изначально, при проектировании своей будущей продукции, специалисты Volvo Trucks продумывали технологию, которая потом будет применяться для разборки грузовиков. При этом инженерам компании приходится постоянно находить компромисс между техническими свойствами материала, как конструкционного, и его особенностями в отношении трудности утилизации. К примеру, делается выбор между различными пластмассами. Одни сорта пластмасс можно переплавлять и применять вновь для производства других изделий. Другие надо сжигать, так как они не плавятся. Последние, к сожалению, обладают лучшими декоративными и техническими качествами.
Благодаря бережному отношению к природным ресурсам, новый грузовик Volvo, изготовленный в Швеции, может состоять на треть по массе из переработанных материалов, когда-то примененных на другом Volvo. Конечно, степень использования вторичного сырья различна. Для деталей из железа процент повторно используемого металла доходит до 50. Больше всего в новом автомобиле используется вторичного чугуна – до 97%.
Для производства сортового металла или чугуна из перерабатываемого сырья (металлолома) расходуется намного меньше электроэнергии, чем при производстве из руды, которую еще надо добыть, обогатить и привезти. Экологические дивиденды от этого очевидны. Кроме этого существуют экономические стимулы, так как цены на сырье постоянно растут.
В настоящее время грузовик Volvo может быть переработан на 90%. На практике это означает, что, в случае Volvo FH, более 9 т различных материалов будут возвращены для повторного использования.