ТРЕХЛУЧЕВАЯ ЗВЕЗДА РОССИИ
КИП «Мастер» расположен на базе площадей бывшего завода «Ремдизель» – дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ». Акционерами КИП «Мастер» являются Республика Татарстан в лице ОАО «Инновационный технопарк «Идея» и ОАО «КАМАЗ» в лице ЗАО «Ремдизель».
Выбор расположения производственной площадки не случаен. «Мерседес-Бенц Тракс Восток» является плодом сотрудничества Daimler AG и ОАО «КАМАЗ». Это сотрудничество началось в декабре 2008 г. Тогда, в соответствии с подписанным соглашением Daimler AG приобрело 10% акций ОАО «КАМАЗ». 1 октября 2009 г был подписан протокол о намерениях по созданию совместного предприятия между Daimler Trucks и ОАО «КАМАЗ». 24 ноября 2009 г. состоялось подписание договора между ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG о создании совместных предприятий ООО «Мерседес-Бенц Трак Восток» и «Фузо Камаз Тракс Рус». Daimler AG и ОАО «КАМАЗ» принадлежат по 50% акций «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Каждая из сторон внесла в СП 5,9 млн евро.
Свою деятельность компания «Мерседес-Бенц Тракс Восток» начала в феврале 2010 г. СП стало генеральным импортером грузовой и специальной техники Mercedes-Benz на территории России. Офисы компании расположены в Москве и Набережных Челнах.
10 месяцев потребовалось для реконструкции производственной площадки, установки и наладки оборудования, обучения персонала в Германии. Первые грузовики, собранные в Набережных Челнах, были отправлены потребителям в августе прошлого года. С 30 сентября 2010 г. линия сборки начала работать в режиме пуско-наладки на новом производстве и был официально изготовлен первый грузовик – тягач Mercedes-Benz Actros 1841 LS. Затем было подписано соглашение о режиме промышленной сборки.
В настоящее время собирается вторая сотня грузовиков Mercedes-Benz. Модельный ряд, освоенный в Набережных Челнах, включает Actros, Axor и Atego. С начала года на производственной площадке изготавливаются обновленные модели Axor и Atego, дебют которых состоялся в конце сентября 2010 г. в Ганновере на IAA-2010.
Производство в КИП «Мастер» в ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» называют производственной линией, а не заводом. Тем не менее, это, хотя и небольшой, но все же сборочный завод, имеющий свой VIN, начинающийся с Z9M. На предприятии осуществляется сборка рам грузовиков, изготовление шасси. Все комплектующие поступают из Германии, поэтому производственный процесс (за исключением приемки грузов) начинается с участка распаковки.
Сейчас на производстве занято сто человек. Производственный темп составляет три грузовика в день. В ближайшее время темп сборки будет составлять четыре автомобиля. Для изготовления четырех грузовиков требуется разгрузить три автопоезда.
На производственной площадке можно изготавливать до 4500 автомобилей в год при условии двухсменной работы и увеличения штата работников до 200 человек. Пока на этот год производственные планы составляют 1100 автомобилей. При этом «Мерседес-Бенц Тракс Восток» планирует реализовать на российском рынке 2400 грузовиков.
СП нуждается в российских Мерседесах. Однако в компании не спешат. Производственные стандарты Daimler AG ставятся превыше всего. Сборка автомобилей в Набережных Челнах производится непосредственно при участии немецких инженеров, выполняющих роль мастеров. Отличить грузовик, собранный в России, от изготовленного в Германии можно по неокрашенным в цвет рамы крепежным деталям.
Стоит отметить, что в отношении немецких и российских Mercedes-Benz проводится одинаковая маркетинговая и ценовая политика. На определенную скидку пока может рассчитывать только покупатель крупной партии грузовиков. Дело в том, что автомобили, выпущенные в России, еще обходятся достаточно дорого при производстве. Это обуславливается тем, что предприятие находится в стадии становления и его издержки велики.
ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» только налаживает партнерские отношения с изготовителями надстроек. К примеру, самосвал производства Бецема будет изготавливаться на базе немецких шасси Mercedes-Benz, а российские шасси будут использоваться НЕФАЗ.
Другая особенность российских Mercedes-Benz – соответствие экологическому стандарту Евро-3. Заказать автомобиль этого класса в Германии, конечно, можно, но с определенными сложностями. Производить в Набережных Челнах грузовики, соответствующие Евро-5 не имеет смысла, так как на них действуют таможенные льготы.
Daimler AG имеет более чем 40-летний опыт организации сборки автомобилей в 50 странах мира. На российском заводе планируется осуществлять сборку Mercedes-Benz Zetros и Unimog. В планах ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» организовать собственную сборку кабин.
Кроме развития производства, СП занимается расширением сети дилерских центров и повышением качества работы сервисных партнеров в России. Дилерские центры Daimler Trucks во всем мире занимаются только автомобилями марки Mercedes-Benz. Так как российское «Мерседес-Бенц Тракс Восток» организовано совместно с «КАМАЗом», то для него было сделано исключение.
В рамках стратегического партнерства между ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG в Набережных Челнах будут реализованы другие проекты. В частности, совместными усилиями специалистов Daimler AG, Лин Каучинг и «КАМАЗа» реализуется проект «Маяк». Он затрагивает систему производства, в том числе на главном сборочном конвейере Камского автомобильного завода «КАМАЗа». Его реализация позволит значительно увеличить производительность труда, преобразить камазовский конвейер.
В декабре прошлого года между ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG было подписано соглашение о намерениях объединить усилия в сфере локального производства мостов для грузовиков. Все эти проекты позволяют привлекать передовые технологии в российское автомобилестроение, а также создают дополнительные рабочие места в регионе Закамья.