НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ «СОВТРАНСАВТО»
К тому времени, когда спрос на контейнерные перевозки в Европу стал сколько-нибудь значительным, наступили 90-е годы. Для «Совтрансавто» настали трудные времена. Приходилось в первую очередь думать о сохранении существующей сети филиалов, многие из которых располагались в ближнем и дальнем зарубежье, о том, как не растерять клиентов и кадры.
В начале нового тысячелетия «Совтрансавто» снова на подъеме. Растут заказы на традиционные перевозки, приобретается новый подвижной состав. У некоторых клиентов, ранее работавших с «Совтрансавто», появилась необходимость и в доставке грузов в контейнерах из-за рубежа. Разумеется, в качестве перевозчика они хотели иметь давнего и надежного партнера.
Предприятие ООО «СТА.ру», ставшее первым специализированным подразделением фирмы по перевозке контейнеров было образовано 29 декабря 2007 года. Место базирования – автокомбинат «Совтрансавто» в Бутово. Сразу же были приобретены в лизинг первые специализированные автопоезда для перевозки контейнеров, и началась работа. В отличие от многих транспортно-экспедиторских фирм, предприятие использует только собственный подвижной состав. На сегодняшний день это 60 автопоездов с тягачами «МАН», имеющих высоту седла 1,1 м. Есть несколько машин других марок. Их брали для того, чтобы было с чем сравнивать экономическую эффективность работы своей техники. Раздвижные полуприцепы «Koegel» и «Krone» позволяют перевозить 20-, 40-футовые контейнера, а также редкие у нас «сорокапятки». Поскольку подвижной состав приобретался специально под перевозки контейнеров, проблем с высотой ни с низкими, ни с высокими «сундуками» не было.
Основное место получения контейнеров – порт Котка недалеко от Российско-Финской границы. Есть несколько альтернативных мест получения груза. В первую очередь – это порты Прибалтики, возможна также полностью сухопутная доставка из западной Европы – проблем с разрешениями на фирме нет. Но более 90% всех контейнеров для клиентов фирмы приходят именно в Котку. Обычный кругорейс, включающий в себя погрузку, доставку контейнера клиенту в Центральной России, его выгрузку и обратное возвращение порожняка занимает 7 дней. В случае если груз идет из портов Прибалтики – 10. К сожалению, клиенты фирмы не могут дать обратной загрузки, а использовать «чужие» контейнеры для обслуживания других грузоотправителей запрещено. Но, какая разница, если оплачивается рейс в оба конца? Что же, международные контейнерные перевозки – такой бизнес, в котором нет никаких проблем?
«Есть, и еще какие!» – отвечает на мой вопрос Генеральный директор ООО «СТА.ру» Олег Александрович Мешков. Олег Александрович пришел в контейнерный бизнес, уже имея опыт организации перевозок автомобилей. Но у контейнерных перевозок, конечно, своя специфика.
Казалось бы, с контейнерами, за исключением пресловутой высоты проблем гораздо меньше, чем с тарно-упаковочными и штучными грузами. Водитель, хоть по-прежнему является экспедитором, но он при приемке контейнера в порту не должен вскрывать его и пересчитывать содержимое. «Сундук» находится под пломбой, задача водителя – только проверить по номеру, тот ли контейнер поставили ему на «телегу», проконтролировать целостность пломбы. Проблемы начинаются с выездом за территорию порта. Хотя контейнеры клиентов фирмы обычно весят немного, не более 18–19 тонн, все равно были случаи, когда грузоотправитель перегружал один из концов «сундука». Общий вес вроде в норме, и с большим запасом, а при взвешивании машины обнаруживается перегруз по отдельным осям. В отличие от водителя автопоезда с тентовым полуприцепом контролировать правильность загрузки водитель контейнеровоза не может. Идти на тотальное взвешивание груженых автопоездов в порту? Это долго и дорого, ведь после погрузки надо как можно быстрее попасть на границу. Хоть от Котки до нее недалеко, но прохождение границы – это лотерея. Можно пройти быстро, а можно простоять не один день. Очень многое зависит от наличия на ней финских лесовозов, «наплыв» которых непостоянен.
Но попасть с погранперехода «Торфяновка» можно не к клиенту, а на СВХ. Дело в том, что таможенники могут потребовать досмотра контейнера, и иногда они своим правом пользуются. А что такое выгрузить-погрузить контейнер? Нужно дождаться представителя таможни, и только в его присутствии грузчики приступают к выгрузке. Даже, если все в порядке, то выгрузка-погрузка «сороковника» процесс довольно долгий. А если обнаружилось какое-то несоответствие документов перевозимому грузу? Например, указано в декларации к контейнеру: «100 магнитофонов импортных, 100 портсигаров серебряных», начинают их пересчитывать. Магнитофонов оказывается не 100, а 98. Зато портсигаров 102. Количество мест совпадает, наименование товара – нет. Это не значит, что часть груза украли. Вполне возможно, что в следующем контейнере соотношение партии другое, и общее количество совпадает. Но, могут, конечно, и украсть, что, впрочем, неважно. Отвечает за несоответствие фактического количества груза декларации не получатель – профессор Шпак, а перевозчик и декларант – «СТА.ру». А это значит: штраф и убытки, как прямые, так и от дополнительного простоя машины.
Убытки могут подстерегать перевозчиков и по дороге. Я несколько раз ездил по дороге между Торфяновкой и Санкт–Петербургом. Нельзя сказать, что трасса сверхоживленная, но народ по ней ездит. Несмотря на это, на предприятии зафиксировано несколько случаев вскрытия контейнеров на ходу! Я знаю о таких случаях на железнодорожном транспорте. Преступники, которые не могут подобраться к воротам «сундука», частенько прорубают его крышу, и это несмотря на контактный провод и наличие вооруженной охраны в задней кабине локомотива! Вскрыть же на ходу автопоезд гораздо труднее. После ряда таких случаев и тщательной проверки водителей на предмет их возможного сотрудничества с похитителями, никаких результатов к огромному облегчению руководства не давшей, проблему решили путем запрещения езды ночью (машина должна стоять на охраняемой стоянке), и навеской дополнительных запоров на двери (в случае с автопоездами, похитители не прорубали контейнеры, а вскрывали двери). Кражи прекратились.
Но какими мелкими показались эти неприятности по сравнению с накрывшим мир кризисом! Предприятие имело к тому времени более 60 автопоездов, приобретенных в лизинг, имелись планы по дальнейшему расширению парка. Спрос был, автопоезда предприятия выполняли более 200 рейсов в месяц, а у клиентов компании имелись планы дальнейшего расширения перевозок.
С наступлением кризиса количество выполняемых всем предприятием кругорейсов сократилось до 15 в месяц, упали тарифные ставки. Многие перевозчики на этом этапе вышли из игры и свернули свою деятельность. Тех, кто продолжал работать, критиковали: «Вы сбиваете ставки, вы медленно и за бесценок продаете машины».
Но критиковать легче всего. Как быть тем, у кого автопарк был приобретен в лизинг, у кого есть трудовой коллектив, костяк которого составляли водители «Совтрансавто» с уникальным опытом? Приходилось выкручиваться. Работа в течение нескольких месяцев шла, конечно, в убыток, средств на выплату лизинговых платежей не было, приходилось перекредитовываться.
Но часть убытка все-таки покрывал тот небольшой объем работ, который выполняло предприятие. Несмотря на кажущуюся многим бесперспективность дальнейшей работы, «СТА.ру» сдаваться не собиралось и делало все, чтобы не потерять клиентов и водителей. Трудности постепенно стали отступать. Медленно, но росли объемы и ставки. Как-то незаметно перевозки перестали быть убыточными, а потом появилась и прибыль. Сегодня объем перевозок превышает докризисные значения, но он не дотягивает до резко возросшего спроса. «Совтрансавто» – надежный и проверенный десятилетиями деловой партнер, и доверить свой груз фирме, входящей в ХК «Совтрансавто», хотят все новые и новые получатели грузов в контейнерах, узнавшие о новой услуге прославленной компании. В «СТА.ру» планируют расширение парка, а пока даже вынуждены вносить заявки новых клиентов в «лист ожидания».
Большинство перевозимых грузов на данный момент – товары народного потребления. Конечно, хорошо, что есть клиенты, которые платят за их перевозку, но на фирме привыкли просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. Поток ширпотреба, автокомплектующих, конечно, никогда полностью не иссякнет, но подвержен сезонным колебаниям, да и со временем может несколько сократиться. Поэтому компания обращает большое внимание на привлечение грузов, необходимых промышленным предприятиям. А многие из них относятся к разряду опасных. Сейчас заканчивает обучение на право перевозки опасных грузов первая группа водителей, готовится приступить к учебе вторая, переоборудовано несколько седельных тягачей. Пусть поток таких грузов пока невелик, но он обязательно будет расти, и лучше готовиться к этому заранее.
Напоследок я спросил Олега Александровича про то, как организован ремонт и обслуживание находящейся на балансе предприятия техники. «Мы – транспортная компания. Наша прибыль получается от того, что мы перевозим грузы. Ремонт – это всегда убыток. Сейчас машины новые, они являются собственностью банка и проходят обслуживание и ремонт только на сервисной станции. Даже когда они полностью перейдут в собственность, ремонтировать их самим невыгодно. Ведь поток поломок неравномерен, а это значит, что придется иметь мощность ремзоны большую, чем наша среднестатистическая потребность в ремонте. Она будет временами простаивать, или заниматься коммерческим ремонтом чужой техники. Понадобятся кадры, помещения, оборудование. На складе будут числиться запчасти. Зачем весь этот балласт? Каждый должен заниматься своим делом!».