АВТОБАЗА МЕНЯЕТ СТАТУС
Два года назад, при подготовке статьи о московских автопредприятиях, производящих ремонт грузового транспорта «со стороны», мне довелось побывать на автобазе № 21. Несмотря на ведущуюся реконструкцию, на время отнявшую значительную часть и без того небольших производственных площадей, общее впечатление сложилось благоприятное. Бесперебойно работала «своя» техника, а список услуг, предлагаемых сторонним владельцам грузового транспорта, включал в себя практически все известные автомобильной науке виды работ. Казалось, ничего в этом налаженном механизме улучшить невозможно.
Но я ошибался. Конечно, уже то, что полностью заменен подвижной состав, закончен ремонт и модернизация производственных площадей – большое достижение. На территории сейчас приятно находиться. Обновлены ремонтные цеха, место большинства смотровых ям заняли гидравлические подъемники, освоен ремонт грузовых автомобилей «Хундай». Увеличился и парк предприятия. Число собственных автомобилей перевалило за 100.
Но, могут ли только эти факторы превратить автобазу в автокомбинат? Формально – да. Действовал раньше такой норматив – если в «приписном парке» автопредприятия числилось более 100 автомобилей, оно вправе было называться автокомбинатом. Но мир изменился. И сегодня о предприятии судят не по его размерам, а по гамме и качеству оказываемых услуг. И именно здесь руководство автокомбината № 21 нашло немало возможностей для развития.
Конечно, автоперевозки – неплохой бизнес. И при грамотном управлении работу для грузовых автомобилей можно найти всегда. Но основу парка предприятия составляли специализированные автомобили для перевозки хлебобулочных изделий, а значит, приходилось мириться с неравномерностью спроса. Летом большая часть городского населения уезжает на дачи и в отпуска. Спрос на продукты и их перевозку падает. А в период праздников он, наоборот, увеличивается. Значит, бесконечно увеличивать число специализированных автомобилей нельзя. Чтобы обеспечить стабильную и равномерную работу предприятия, надо расширять номенклатуру перевозимых грузов. И сейчас автокомбинат принимает к перевозке практически любые грузы. Подвижной состав позволяет. Но его территорию обширной не назовешь, а значит бесконечно увеличивать количество автомобилей невозможно. Не хватит места для стоянки. Может потеснить ремонтную зону? Но ведь и она также дает хороший доход, обслуживая сторонний транспорт. Поэтому на комбинате взглянули на транспортный бизнес с новой точки зрения.
– «Перевозка груза автомобильным транспортом, как правило – только часть транспортного процесса» – говорит директор 21 автокомбината Виктор Мигдалович. Хорошо, конечно, когда грузоотправитель может оформить у нас заказ на автоперевозку по одному звонку и решить свою проблему. Но обычно за перевозкой автомобильной требуется транспортировка груза железнодорожным транспортом. Перевозить грузы на расстояние свыше 600 километров экономически выгоднее по железной дороге. Но этим видом транспорта пользуются далеко не все. Препятствием служат значительные трудности при отправлении груза. Решившему в первый раз воспользоваться железнодорожным транспортом грузовладельцу придется добиться, чтобы его груз и подачу вагонов под него включили в план работы станции, сдать экзамены на право погрузки вагонов, заключить договор о предоставлении грузчиков или механизмов, заполнить в разных окошках множество документов. Аналогичные трудности ждут и «человека с другой стороны» – грузополучателя. Без проведения операции, называемой «раскредитация вагона», груз ему не выдадут. Представить, как будет происходить этот процесс, если у грузополучателя нет соответствующего опыта, можно, посмотрев мультфильм про Простоквашино, в одной из серий которого почтальон Печкин не отдавал обитателям «домика в деревне» их посылку, ссылаясь на неправильно оформленные документы. Поэтому сегодня на железнодорожных станциях работает множество фирм, работники которых оказывают услуги по приему-отправлению грузов.
Но, подобные специалисты есть и у «Мосавтотранса».
Так почему бы не объединить их усилия с возможностями автокомбината и не предложить клиенту такую услугу, как доставку груза «от двери до двери» с использованием самых дешевых вариантов транспортировки? Ведь, никаких капитальных затрат освоение такого метода работы не требует. Максимум что нужно – это несколько комнат в административном здании для размещения новых работников. Отдача же от использованных таким образом площадей получается намного выше, чем от примитивной аренды. Работы у логистов хватает: нужно проанализировать заявку клиента, проконсультировать его по срокам и стоимости перевозки, оформить документы. Также логисты могут отслеживать груз в пути следования, а при необходимости и встретить его.
Услуги перевозок грузов по всей стране востребованы и высоко ценятся. Но еще более сильно ценится возможность без особых проблем доставлять грузы по всему миру. Оказывать такие услуги – значит заниматься работой с морским транспортом. Если груз идет в контейнере – все относительно просто. От автокомбината требуется привезти его клиенту под погрузку, заполнить декларации и провозные документы, сдать контейнер на товарную станцию. Далее «сундук» попадает в порт, а оттуда – на судно регулярной грузовой линии. Освоение этого направления работы не заняло много времени.
Но не все международные перевозки осуществляются в контейнерах. И, если мы хотим отправить морем «тяжеловес», все гораздо сложнее. Сразу возникает множество вопросов. Где разместить груз: в трюме или на палубе? Если на палубе, то как его крепить? Если в трюме, то каковы размеры грузовых люков? Хватит ли грузоподъемности погрузочно-разгрузочных машин в порту назначения? Каковы таможенные и санитарные правила в стране-получателе? И это только часть айсберга. Освоить это направление деятельности, начать работать на рынке фрахта судов, было не очень легко, но зато теперь клиент, обратившийся на 21 комбинат, может доставить любой груз действительно в любую точку мира, а не только туда, куда тянутся автомобильные дороги.
Так, всего за два года из узкоспециализированного автопредприятия получилась современная транспортно-экспедиторская фирма. Вот, что стоит за заменой вывески.