«МАСК» – ИСТОРИЯ С КАРТИНКАМИ
БРАТЬЯ-ОСНОВАТЕЛИ
Ее корни уходят в конец позапрошлого века – в 1893 год. Именно в этом году братья Джек, Август и Уильям Мак в пригороде Нью-Йорка Бруклин начали изготавливать гужевые повозки. Впоследствии к ним присоединились еще два их брата – Джозеф и Чарльз. В 1901 году братья организовали компанию «MACK Brothers» и наладили сборку небольших автобусов. Дело оказалось на редкость прибыльным и вскоре потребовались новые производственные площади, поэтому фирму перевели в Аллентаун, что в Пенсильвании. Это произошло в 1905 году. Именно там Август Мак сконструировал и начал производство простых капотных грузовиков грузоподъемностью 1,5-2 тонны, за которыми вскоре последовала пятитонная машина, комплектовавшаяся коробкой передач с шестернями постоянного зацепления.
В этот же период Август Мак изобретает пружинный стартер для запуска двигателя. К 1910 году в программе компании уже имеется целая гамма грузовых автомобилей, включавшая легкую 32-сильную серию «Юниор» грузоподъемностью 1-2 тонны и тяжелую «Сеньор» с полезной грузоподъемностью 7,5 тонн. Обе эти серии различались между собой правым или левым расположением рулевого колеса. Во вторую группу так же входили грузовики с местом водителя над двигателем и характерной тупой формой передка, как у тогдашних французских автомобилей «Рено», за что они и получили прозвище «Бульдог», позднее использовавшееся в качестве торговой марки и сохранившееся до наших дней в виде фигурки бульдога.
К 1911 году персонал компании уже составлял 700 человек. Потребовалось расширение, для чего был приобретен завод шасси и двигателей в Плейнфилде. В это время братья Мак решают создать международный холдинг под названием «Интернейшнл Мотор Компани». В него входит американский филиал швейцарской фирмы «Заурер» и небольшая фирмочка «Хьюитт», известная не только своими грузовиками, но и талантливыми инженерами и конструкторами.
Дела холдинга идут неплохо и все три фирмы независимо от объединения успешно продолжают собственное производство. Однако в силу разных обстоятельств братья постепенно уходят из основанной ими компании. Первым в 1912 году ее покинул Джек, основавший по соседству компанию «Маккар». Затем ушли Август и Джозеф. В 1916 году Уильям Мак основал свою компанию для производства легких грузовиков – «Макбилт», а в 1920 году Джозеф последним покинул компанию «Мак».
Еще в 1913 году начавшиеся разногласия между братьями и обострившаяся конкуренция на рынке поставили «Мак» в тяжелое финансовое положение. На основе «Интернейшнл Мотор Компани» в 1922 году была создана новая «Мак Тракс Инкорпорейтед». В новой компании к этому времени уже не работал ни один из братьев Мак.
В начале двадцатых фирма располагала замкнутым циклом производства, имела собственные литейный, инструментальный и деревообрабатывающий цеха, в которых трудились уже 6000 человек. Но самым главным событием стало приглашение на «Мак» ведущих конструкторов компании «Хьюитт».
В 1913 году Эдвард Хьюитт разрабатывает грузовик Мак серии «АВ», имеющий классическую компоновку грузоподъемностью 1,52,5 тонны, выпускавшийся до 1936 года. Этот грузовик оборудовался четырехцилиндровым моноблочным двигателем мощностью 30 л.с., карданным или цепным приводом ведущих колес с червячной главной передачей, штампованной рамой, тормозами только на задние колеса и литыми сплошными шинами. Впоследствии грузовики серии АВ получили двухступенчатую коническую главную передачу, электрический стартер и освещение, пневматические шины и полностью закрытую кабину. Последние модели серии АВ с 65-сильным двигателем и грузоподъемностью 3-5 тонн снабжались только карданным приводом и цельнометаллической закрытой кабиной.
РОЖДЕНИЕ БУЛЬДОГА
Самый существенный вклад в развитие компании «Мак» внес еще один инженер с «Хьюитта» – Альфред Мейзьюри. В 1926 году он сконструировал самый известный во всем мире грузовик компании «Мак». Им стала модель «АС» с неофициальным названием «Бульдог», которое оправдывали массивный суживающийся вперед капот, приземистая осанка и широко расставленные колеса, огромные передние фары и способность работать в самых тяжелых условиях.
Модель «АС» предлагалась в нескольких вариантах грузоподъемностью от 3,5 до 7,5 тонн и колесными базами 3962, 4267 и 4572 мм. Рядный четырехцилиндровый двигатель мощностью 75 л.с. располагался непосредственно над передним мостом, а радиатор – перед местом водителя. Его охлаждение осуществлялось потоком воздуха от крыльчатки, вмонтированной в маховик. Четырехступенчатая коробка передач устанавливалась в средней части шасси в одном блоке с главной передачей и дифференциалом, от которых двумя боковыми цепями крутящий момент передавался на задние колеса.
На использованные в модели «АС» конструкторские решения было выдано 18 патентов. Среди них: штампованная рама из хромоникелевой стали; поршни из серого чугуна и отлитые попарно из легированной стали цилиндры, подвергнутые последующей термообработке; металлические рабочие детали, усиленные методом поверхностного уплотнения; множество частей из алюминиевого сплава. Коленчатый вал и ведущие шестерни цементировали, а балку переднего моста получали свободной ковкой из стальной заготовки. К другим особенностям «АС» следует отнести длинные рессоры с листами небольшой толщины, широкое использование роликовых подшипников, тормоза на задние колеса и на трансмиссионный вал, широкие литые шины.
С 1923 года на Маках серии «АС» стали устанавливать шестицилиндровые силовые агрегаты мощностью 97-120 л.с. (модели «AH», «AJ», «AL»). С 1932 года компания начинает производство строительных самосвалов «АС6» с шестицилиндровым двигателем мощностью 150 л.с. Серия «АС» известна своими многочисленными исполнениями, прославившимися прочностью и долговечностью. Без каких-либо особых технических изменений ее выпускали до 1938 года, сумев построить 40 299 автомобилей. К заслугам Альфреда Мейзьюри также относится создание фирменной эмблемы компании «МАК» со специальным орнаментом.
Огромный успех серии «АС» усыпил руководство компании «Мак», которая только в 1928 году начала производство более совершенных и разнообразных капотных грузовиков гаммы «В». В нее входило множество вариантов от «ВВ» до «ВХ» грузоподъемностью 1-8 тонн с двигателями мощностью от 57 до 128 л.с., оснащенных четырехили пятиступенчатыми коробками скоростей, главной двойной конической или гипоидной передачей, несколькими вариантами длины колесной базы и двумя типами кабин.
ПИКАПЫ И ЛЕГКИЕ ГРУЗОВИКИ
В период великой депрессии «Мак» попал в затруднительное положение и заключил соглашение с компанией «РЕО» о сбыте под маркой МАК-Юниор ряда моделей легких и средних грузовиков и пикапов РЕО. Так в 1934 году появились капотные модели «Мак-Юниор 1М», «10М», «20М», «30М» и бескапотный «30МТ», грузоподъемностью 1-3 тонны. С 1937 года начинает производиться легкая серия «2М», аналогичная модели «РИО Спид Деливери» и предлагавшаяся в нескольких вариантах грузоподъемностью 500-750 кг. Действие этого договора закончилось в 1938 году.
Появившаяся в 1933 году собственная бескапотная серия «С» ознаменовала отказ компании Мак от устаревших к этому времени капотных конструкций. Точнее, новые автомобили имели полукапотную компоновку с частично выступающим вперед моторным отсеком. Основными стали модели «СН» и «СJ» грузоподъемностью 5,5-7 тонн с двигателями мощностью 108-117 л.с.
С 1936 года появившиеся новые двигатели стали умещаться под кабиной полностью, а для обслуживания и ремонта их выдвигали вперед по специальным направляющим. В том же году началось изготовление новой серии «Е», включавшей более обтекаемые машины разной конструкции и компоновки. В нее входили пикап «ED» с шестицилиндровым двигателем «Континентал» мощностью 67 л.с., развозные фургоны вагонного типа «ЕВ» и «ЕС», капотные грузовики «ЕН», «ЕЕ» и «ЕF» полной массой 5,5-8,9 тонн.
В 1937-38 годах серия «Е» пополнилась более тяжелыми вариантами «EG» и «EQ», полной массой до 18 тонн, с двигателями мощностью 78-100 л.с.
С 1937 года вместо серии «АР» начинается выпуск тяжелой капотной серии «F» с цепной передачей на ведущие колеса. С 1938 года в нее входят варианты «FG», «FJ», «FK» и «FP» полной массой 15,9-22,7 тонн с моторами мощностью до 117 л.с., а также тяжелые трехосные тягачи «FCSW» и «FC6» для буксировки прицепов полной массой 30 и 50 тонн.
На серии «F» очень широко начинают использоваться дизельные двигатели «Камминс» и «Буда».
Осенью 1938 года на автомобильном салоне в Нью-Йорке «Мак» представил свой первый шестицилиндровый четырехтактный дизель «ED» рабочим объемом 8 510 куб. см и мощностью 131 л.с. с непосредственным впрыском топлива и головкой блока системы «Ланова».
В 1939 году в программе «Мака» появился первый карьерный самосвал грузоподъемностью 30 тонн – «FC» с шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 185 л.с. В 1940 году была представлена новая тяжелая капотная серия «L», которую задумывали как основу обширного семейства магистральных тягачей и специальных шасси. Сначала она включала грузовики «LF», «LJ» и «LM» с новыми шестицилиндровыми бензиновыми силовыми агрегатами мощностью 119-142 л.с., а также дизелями «Камминс».
ВОЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ
С началом Второй Мировой Войны специализацией компании «Мак» становятся тяжелые армейские грузовики и тягачи: пятитонные «ЕН» с шестицилиндровым бензиновым двигателем в 110 л.с.; полноприводные 159-сильные бортовые машины «NM» и «NO» с колесной формулой 6х6 грузоподъемностью 6,0-7,5 тонн; танковозы «NR» и «EXSX», колесной формулой 6х4 грузоподъемностью 10-18 тонн и собственными дизельными двигателями мощностью 123-131 л.с. В общей сложности за годы войны компания «Мак» изготовила 26 000 грузовиков, а также много пожарных автомобилей, самолетов-торпедоносцев и трансмиссий для танков.
После окончания войны «Мак» цепко держится за прежние разработки, выпуская довоенные модели и начинает долгий поиск собственного стиля. Первая новая серия «А» появляется на рынке только в 1950 году, а через год предлагается в капотных вариантах от «А-20» до «А-50» полной массой 7,7-20,4 тонн с бензиновыми шестицилиндровыми нижнеклапанными двигателями «Магнадайн» и верхнеклапанными «Термодайн» мощностью до 160 л.с. На тяжелых моделях «А-51Т», «А-54Т» и «А-54S» используется новый дизель «END-510».
Однако эти автомобили не пользуются практически никаким спросом, поэтому грузовиками, спасшими в то время «Мак» от банкротства, стали машины последней предвоенной серии «L».
СЕРИЯ «В»
Ситуация заметно улучшилась весной 1953 года с появлением капотной серии «В», имеющей обтекаемые цельнометаллическую кабину и оперение. Первыми в 1953-54 годах стали модели «В-20» и «В-30» полной массой 7,7-9,5 тонн с двигателем «Магнадайн», пяти-десятиступенчатыми коробками передач. Однако наибольшее распространение получил седельный тягач «В-42». В 1956 году появился самый легкий Мак – пикап «В-10», за ним последовало, сменившее серию «L», разнообразное и весьма удачное семейство средних и тяжелых двух- и трехосных грузовиков и седельных тягачей (модели от «В-53» до «В-773»), полной массой до 28 тонн. С этой гаммы «Мак» перешел преимущественно на использование дизельных двигателей и многоступенчатых коробок передач. За тринадцать лет сумели построить и продать 127 000 автомобилей серии «В».
В пятидесятых и в начале шестидесятых годов компания выпускала небольшими партиями достаточно много автомобилей оригинальных конструкций. Но в основном работы касались поисков оптимального варианта магистрального бескапотного тягача. Первым в 1953 году появился тягач серии «Н» с колесной формулой 6х4, предлагавшийся в течение последующих тринадцати лет с различными вариантами кабин. С 1962 года наибольшим успехом пользовалась серия «F» с дизелями «Термодайн» и «Эконодайн» мощностью 180-375 л.с., десятиступенчатой коробкой передач и новой вместительной кабиной со спальным блоком длиной 1780 мм. Их строили до 1982 года.
В 1965 году развитием серии «В» стала многофункциональная гамма «R» с более строгими формами и откидным стеклопластиковым капотом с крыльями. Базовыми становятся двух- и трехосные шасси и тягачи «RD», «RL», «RM» и «RS» с двигателями мощностью 140-255 л.с. и покупными агрегатами от разных фирм.
В 1966 году для них создается дизельный двигатель так называемой «постоянной мощности» «Максидайн» с отдачей 206-237 л.с. в диапазоне 1200-2100 оборотов в минуту. Именно с этих автомобилей начинают свою деятельность филиалы «Мака» в Австралии и Новой Зеландии. К этому же времени относится начало производства не характерных для «Мака» двухосных карьерных самосвалов серии «М» грузоподъемностью 15-65 тонн с разными дизельными двигателями до 600 л.с., а также недолгое увлечение 35-тонными строительными землевозами «Мак-Пэк» с колесной формулой 4х4 и задним расположением силового агрегата мощностью 450-475 л.с. и с шарнирно-сочлененной рамой.
КРУИЗЛАЙНЕР И СУПЕРЛАЙНЕР
В 1965 году, использовав опыт создания серий «F» и «FL», был создан бескапотный тягач «Круизлайнер» с кабиной длиной 1400-2300 мм. В 1977 году компания выпускает на рынок свой самый престижный капотный магистральный седельный тягач «RW» – «Суперлайнер» с угловатыми классическими формами кабины и оперения и огромной квадратной хромированной решеткой радиатора, за которой мог размещаться дизель мощностью от 175 до 550 л.с. и полуавтоматической шестиступенчатой коробкой передач. В 1975 году в программе появился первый самосвальный бетоносмеситель «НММ» с колесной формулой 8х6 с передней разгрузкой. Между тем, в середине семидесятых у фирмы «Мак» начались серьезные финансовые трудности. В результате, в 1979 году французская компания «Рено-Савьем» выкупила 20% акций «Мака» и вскоре в США под маркой «Мак» начали собираться французские среднетоннажные грузовики «Мидлайнер», а в Австралии – тяжелые грузовики Рено «G-290». Автомобили получили дизели Рено, коробки передач «Спайсер» и мосты «Итон».
АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛИАЛ РЕНО
В 1990 году компания «Мак» превратилась в американский филиал компании «Рено» и смогла развернуть выпуск, разработанных еще в 1988 году, обтекаемых грузовиков и магистральных тягачей «СН» и «СL» моделей от 600 до 713 с колесными формулами 4х2 и 6х4, с двигателями мощностью 278-507 л.с. Полная масса автомобилей серии «СН» и «СL» составляла 15,8-38,6 тонн, а в составе автопоезда – до 127 тонн. К концу двадцатого века в программу «Мака» входили также простые развозные грузовики: бескапотные «Мидлайнер»; серии «MS» (бывшие Рено) и их капотные версии «CS» грузоподъемностью до 7,5 тонн; специальные многоосные шасси «FDM-703-704» с одноместной кабиной, подкатными и подъемными осями для бетоносмесителей большой емкости; низкорамные шасси «МR-600-690» и «LE-603-613» с бескапотной кабиной для монтажа строительного оборудования и мусоровозов. Они имели колесную формулу от 4х2 до 12х8, полную массу до 35 тонн, двигатели мощностью 253-355 л.с. и механические многоступенчатые или автоматические коробки передач. С 1999 года выпускается новый магистральный тягач «Вижн» в двух- и трехосном исполнении полной массой 15,9-23,6 тонн с еще более обтекаемыми формами, интегрированными спальными отсеками длиной до 2030 мм на пневматической подвеске. Он оснащается новым шестицилиндровым двенадцатилитровым дизелем «Мак Е-Тэк» с турбонаддувом и электронным управлением мощностью от 304 до 466 л.с., несколькими типами коробок передач с числом ступеней от 9 до 18, телекоммуникационной системой, бортовыми компьютерами, надувными подушками безопасности и полноповоротным сиденьем водителя.