IVECO – ВОПЛОЩЕНИЕ ИННОВАЦИЙ
В самом деле, со времени предшествующей выставки 2008 года, проводимой компанией под девизом Moving Change (продвижение изменений), дочка FIAT Group сумела реализовать в серийной продукции решения, которые тогда казались футуристическими. Наиболее существенным препятствием на пути воплощения высоких технологических решений осенью 2008 г. стал всемирный экономический коллапс.
Выставочное пространство, занимаемое Iveco на IAA-2010, дизайнеры оформили в стиле, навеянным работами великого итальянского гения Леонардо да Винчи: репродукции известных рисунков средневекового ученого, изобретателя, живописца и скульптора оживляли и делили на секции площадью размером более 27 тыс. м2. Центральное место в прямом и переносном смысле занимал Витрувианский человек – рисунок да Винчи, демонстрирующий идеальность пропорций человеческого тела, вписанного в две правильные геометрические фигуры: окружность и квадрат. Изображение Витрувианского человека является метафорой, передающей стратегию Iveco, которая всегда ставила человека (то есть клиента) в центре всей деятельности: от проектирования продукта до маркетинга, от технической поддержки до специфических финансовых услуг.
Секции объединяли автомобильную технику по ее предназначению: городские, магистральные перевозки, строительные и региональные автомобили.
В первой секции демонстрировалось четыре модели ECODAILY, включая электрический фургон с нулевым уровнем вредных выбросов, который может спокойно передвигаться по историческому центру города вне зависимости от ограничений на въезд по экологическим стандартам. ECODAILY Electric оснащен Na-NiCl2 батареями. Эти термальные батареи известны под названием ZEBRA. Это расшифровывается как Zeolite Battery Research Africa Project или Zero Emission Battery Research Activities. Первая расшифровка аббревиатуры говорит о месте разработке батареи, а вторая о том, что она герметичная. Такие батареи в зависимости от внутренней температуры (150-350oС) способны накапливать энергию 90-150 Вт/кг. Элементы аккумулятора: хлор, никель, натрий – не дефицитны. Их мировые запасы и производство существенно большие, чем лития. Такие батареи выдерживают 1500 циклов зарядки. Они устанавливались на электромобили MODEC (Mitsui Ocean Development & Engineering Company) и Think City.
Напряжение аккумуляторной батареи – 278 В. На электромобиле ECODAILY устанавливается от двух до четырех батарей (для модели 50С). При торможении батареи заряжаются за счет рекуперации кинетической энергии. ECODAILY Electric разгоняется до скорости 70 км/ч, и может пройти расстояние на одной зарядке от 90 до 130 км. Батарея заряжается от трехфазной электросети напряжением 380 вольт. Ток зарядки достигает 32 А. Время полной зарядки – 8 часов. Масса электрического фургона с двумя аккумуляторными батареями на 300 кг больше дизельного варианта. Номинальная мощность электродвигателя ECODAILY Electric – 30 кВт, пиковая – 60 кВт. На автомобилях 50С устанавливается электродвигатель в 40 кВт.
ECODAILY Electric – высокотехнологическое транспортное средство, система электропривода которого контролируется и управляется электроникой по каналам CAN-шины. Информация передается на установленный в приборной панели дисплей. Он отображает уровень заряда батареи, напряжение, температуру и другие данные. Вспомогательные агрегаты автомобиля, такие как, охлаждение батареи, электропривод системы ABS, работают от 12 вольт через конвектор. В то же время усилитель руля получает энергию непосредственно от тягового аккумулятора.
ECODAILY Electric был символично передан немецкой почтовой службе DHL прямо на выставке. Еще десять автомобилей будут поставлены в этом году. Iveco разработала свой первый электромобиль Daily 25 лет назад, в 1986 г.
Также в этой секции представлялся 12-метровый автобус Citelis с комбинированной параллельной дизель-электрической силовой установкой. Iveco Irisbus получает компоненты для электропривода автобуса от компании BAE Systems. На модели с гибридным приводом вместо дизеля Cursor 8 установлен двигатель Tector 6 EEV, соединенный с генератором мощностью 140 кВт. Генератор вместе с аккумуляторной батареей питают электромотор мощностью 175 кВт, соединенный с карданным валом. Емкость батареи – 11 кВт/ч, напряжение – 600 В. Батарея создана на элементах LiFePO4, отличающихся невысокой ценой. Автобус оборудован системой стопстарт, автоматически останавливающей дизель при полном торможении и запускающей при нажатии на педаль акселератора.
Сектор магистральных перевозок был сфокусирован на концептуальном тягаче Iveco Glider. Он должен прийти на смену современной флагманской модели Stralis. Разработка прототипа велась совместно с научно-исследовательским центром Centro Ricerche Fiat S.C.p.A. (CRF). Создание Iveco Glider было вдохновлено полетом орла, как комбинацией высоких качеств и энергетической эффективности. Парящий полет веками вдохновлял человека на создание безмоторных летательных аппаратов – планеров. Именно поэтому концепт-трак получил такое название: Glider по-английски значит как планер.
При создании Iveco Glider реализовалась концепция Maximum Productivity with Minimum Externalities – максимальная производительность с минимальными затратами. Ее воплощение начинается прямо с крыши кабины грузовика. На ней предложено установить фотоэлектрическую панель – солнечную батарею. Такая панель способна вырабатывать электрический ток мощностью до 2 кВт. Выработанная солнцем энергия накапливается в дополнительном энергетическом блоке – AEU (Auxiliary Energy Unit). Он может запасти до 10 кВт/ч электроэнергии.
Первая система, призванная сберегать топливо, называется KERS (Kinetic Energy Recovery System). Она предназначена для рекуперации кинетической энергии при замедлении транспортного средства. Вырабатываемый электрический ток поступает в AEU. KERS помогает снизить потребление топлива на 5%.
Другая система рекуперации энергии EGHRS (Exhaust Gas Heat Recovery System) преобразует в электрический ток тепло отработавших газов. Система может сберечь до 10% топлива. Электрический ток служит для питания вспомогательных агрегатов грузовика и двигателя, таких как климатическая установка, компрессор, насосы и прочие, которые у Iveco Glider снабжены электроприводом. Дизель на Iveco Glider выполнен по принципу Beltless Engine, то есть не имеет вспомогательных агрегатов, приводимых ремнями. Еще 1,5% топлива разработчики рассчитывают получить благодаря улучшению протекания воздушных потоков в подкапотном пространстве и улучшения теплообмена. Планируемые мероприятия должны улучшить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх на 8%.
Разработанный для Iveco Glider аэродинамический пакет улучшит протекание воздуха под днищем грузовика, снизив коэффициент лобового сопротивления (Сх) до 3%, что должно уменьшить расход топлива на 1%, а также снизить уровень внешнего шума.
Экономия 1,5% должна быть получена за счет использования мультифункциональных панелей, служащих, в том числе, теплообменниками. Эти панели и система охлаждения двигателя образуют эффективную интеллектуальную двухконтурную систему (Smart Cooling). Система управляет, в том числе, приводом жалюзи (Active Shutters). Такая модернизация системы охлаждения позволит уменьшить гидравлические потери, снизит аэродинамическое сопротивление радиатора. Это должно дать до 1% экономии топлива и повысить надежность климатической установки.
Все светотехнические приборы на Iveco Glider сделаны на основе светодиодов. LED-освещение способно сократить потребляемую для этих целей энергию на 70%. С помощью светодиодов проще реализовать дополнительные функции сигнальных огней, к примеру, адаптивные тормозные огни.
Разработчики предлагают оснащать тягачи будущего полностью автоматическим седельно-сцепным устройством, которое будет перемещаться вдоль рамы в зависимости от условий движения. Такая функция должна сократить расход топлива до 4%.
Другой автоматической системой, призванной уменьшить расход на 5%, является Automatic Tyre Inflation System. Она поддерживает оптимальное давление в шинах. Кроме уменьшения сопротивления качению это также уменьшает износ шин и увеличивает безопасность движения.
Интерьер кабины будущего грузовика Iveco должен стать трансформируемым – превращаться из кабины в офис или жилую комнату. Для этого интерьер должен получить новые функции, приносящие уют и удобства в каждодневную работу водителей.
В центральной консоли кабины размещается пятнадцатидюймовая панель с сенсорным экраном Smart Control Unit (SCU). Панель может устанавливаться на задней стенке кабины и служить телевизором. Ее можно установить на приборной панели напротив пассажирского сиденья. В этом случае она будет монитором персонального компьютера.
Приборный щиток Iveco Glider представляет собой тонкий жидкокристаллический монитор. Его положение изменяется в соответствии с регулировкой рулевой колонки. Такая особенность улучшает визуальное восприятие информации со шкал приборов. Приборная панель соединена интерфейсным кабелем с SCU.
Больший комфорт водителю будет обеспечивать плоский пол кабины, компактная трансформированная приборная панель, новейшая система расширенного управления микроклиматом. Обмен воздуха в кабине происходит через панель в задней стенке кабины и приборную панель. Такая система обеспечивает быстрый обмен воздуха, а, следовательно, прогрев кабины и создание в ней нужного климата.
Для большей безопасности акустическая 3D система высокого качества с направленным звуком интегрирована с ADAS (Advanced Driver Assistance Systems – системы помощи водителю). Быт водителя во время отдыха в пути улучшит многофункциональный бокс Hotpoint-Ariston, под названием Ivory. Он разработан совместно с компанией Indesit. Ivory должен выполнять функции обычной кухни: от хранения и приготовления пищи до мытья посуды. Дополнительное удобство должно предоставить спальная полка с регулируемой высотой.
Работая над концептуальной моделью Glider, в компании не забывали о сегодняшнем дне. Подтверждением этому является мировая премьера обновленного флагмана Iveco – модели Stralis, получившей название ECOStralis.
ECOStralis отличается от своего предшественника аэродинамическим пакетом. Известно, что при скорости 85 км/ч 40% мощности расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Именно для снижения аэродинамических потерь тягач получил установленный на крыше спойлер и боковые дефлекторы между кабиной и полуприцепом, а также щитки на шасси. В результате удалось снизить расход топлива от 6% при скорости 80 км/ч до 10% при скорости 90 км/ч. Проведенные исследования показывают – снижение скорости движения с 90 до 85 км/ч уменьшает коммерческую скорость только на 2 км/ч, но снижает потребление топлива на 2%, а это приводит к экономии 2160 €.
ECOStralis получил новый 10литровый дизель Cursor мощностью 460 л.с. и адаптированный двигатель Cursor 13, развивающий 500 л.с. Они имеют увеличенный крутящий момент на низких оборотах. Дизели рассчитаны на применение синтетического маловязкого масла, которое уменьшает расход топлива от одного до 2,5%. ECOStralis имеет один из самых больших в своем классе межсервисных пробегов – 150 тыс. км.
Для увеличения эффективности перевозок магистральные тягачи оснащаются главной передачей с отношением 1:2,64 и шинами 317/70. На передней оси тягача также установлены шины нового поколения размером 317/70. Они обеспечивают нагрузку на ось 8 тонн. Раньше для этого требовались шины 317/80. При скорости движения 85 км/ч коленчатый вал двигателя делает только 1209 об/мин. «Зеленая» зона на тахометре грузовика лежит между 1000 и 1500 об/мин. Для движения ECOStralis со скоростью 90 км/ч с главной передачей 1:3,08 достаточно 1410 об/мин.
Обновленный Stralis оснащен системой TPMS (Tyre Pressure Monitoring System). Она в режиме реального времени обеспечивает водителя информацией о давлении в шинах.
Рама грузовика в зависимости от модели и колесной базы может быть изготовлена из стали толщиной 6,7 или 7,7 мм. Передняя подвеска автомобиля – рессорная или пневматическая. Последняя оснащается системой ECAS (ElectronicallyControlled Air Suspension), контролирующей положение рамы.
Грузовик комплектуется целым пакетом систем безопасности: ESP, ACC (Adaptive Cruise Control), LDWS (Lane Departure Warning System), Hill Holder. На ECOStralis установлена телематическая система Blue & Me Fleet, созданная на совместной платформе компаний Fiat и Microsoft при поддержке Qualcomm – мирового лидера в области веб-технологий для управления транспортными парками.
В дополнение к основному стенду Iveco на открытой площадке можно было ознакомиться с Leoncino, изготовленным на китайской платформе. Он предназначен для рынков развивающихся стран. Leoncino – название грузовика, который производился с 1950 по 1968 года компанией Officine Meccaniche OM of Brescia, впоследствии вошедшей в число основателей концерна Iveco. Современный Leoncino DL60Y13 – бортовой грузовик полной массой 6000 кг, грузоподъемностью 3300 кг. На нем установлен дизель SOFIM 8140.4353831, рабочим объемом 2788 см3, мощностью 125 л.с.