СИЛА НОВГОРОДСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
О ЗАВОДЕ
Автомобильный завод SILANT расположен в северо-западном районе Великого Новгорода по адресу ул. Б. С.-Петербургская, д.43. Он занимает площадь 4,75 га. Общая площадь зданий и сооружений – 13 тыс. кв. м, в том числе производственная площадь – 10 тыс. кв. м. Основные производственные мощности размещены в четырех производственных зданиях общей площадью 9 тыс. кв. м.
Предприятие совсем молодое. Оно создано на базе ОАО «Автоспецоборудование» (ОАО «АСО»), которое более 50 лет специализировалась на выпуске гаражного оборудования. К концу 2007 г. предприятие пришло в упадок, обусловленный выходом на рынок гаражного оборудования китайских производителей, предлагающих цены вне конкуренции. Опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы и комплектующие приводил к убыточности производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества «АСО». В целях снижения затрат на содержание производственных площадей, неиспользуемые площади сдавались в аренду. В 2008 г. положение продолжало ухудшаться: по данным дилеров спрос на гаражное оборудование упал до 50% по отношению к 2007 г.
В этих условиях предприятием была разработана стратегия, направленная на перепрофилирование производственных мощностей на новый вид продукции. На первом этапе предусматривался выпуск сельскохозяйственной техники (зернобункеров, сепараторов зерновой очистки, зерноперегружателей, зернохранилищ). В июне 2009 г. были произведены первые единицы продукции, запущена линия поточного производства зернобункеров БЗ -31.
На втором этапе, в декабре 2009 г., предполагался выпуск тракторомобиля – разработанного Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) мобильного малогабаритного транспортного средства (ММТС) НАМИ2338. На 2010 г. был запланирован выпуск 385 специальных транспортных средств.
Проект по производству транспортных средств стартовал в июле 2008 г., когда он был одобрен губернатором Новгородской области С.Г. Митиным. Завод был реконструирован всего за пять месяцев.
С середины 2010 г. на реконструированной площадке начался выпуск специальных транспортных средств Silant 3.3 TD. Первый серийный автомобиль был собран в конце августа. До этого, еще в феврале, был изготовлен первый предсерийный автомобиль с двигателем Дойц. Этот автомобиль прошел уже 25 тыс. км. Он используется в крестьянском хозяйстве «Ермолинское». Эксплуатируется как транспортное средство, в качестве трактора он не нашел себе применения, что, в принципе, и не вызывало сомнений у специалистов.
О ПРОДУКЦИИ
Название SILANT образовано от слов – Сила Новгородских Технологий. До конца года было выпущено 14 модификаций автомобиля (Silant 3.3 TD – сертифицирован именно как автомобиль).
Три модификации являлись базовыми: самосвал общего и сельскохозяйственного назначения с задним навесным устройством и тентом (СОН); шасси под надстройку, оснащенное валом отбора мощности, гидросистемой и задним навесным устройством (ШВГ); шасси под надстройку без специального дополнительного оснащения. Остальные модификации специальные: коммунальные городские автомобили со снегоуборочным отвально-щеточным оборудованием и с кран-манипулятором; экспедиционный автомобиль для лесного комплекса и охотничьих хозяйств; вахтовый автомобиль общего назначения; с насосом для перекачивания жидкости в версии для служб «Водоканала»; аварийно-ремонтные автомобили для газовых служб (нефтегазовых компаний), ЖКХ; специальные автомобили поисково-спасательной службы МЧС для перевозки взрывоопасных веществ (разминирования), штабной (МЧС); универсальный коммунально-вахтовый фургон для подсобных хозяйств со снегоуборочным отвально-щеточным оборудованием; пожарный автомобиль добровольной дружины (ДПД), оснащенный емкостью 700 л, автономной мотопомпой и комплектом пожарно-технического вооружения. Также был разработан специальный автомобиль повышенной проходимости МЧС для подготовки и обслуживания вертолетных площадок. Несмотря на такое обилие модификаций, руководство завода считает более целесообразным выпуск шасси, а не широкой гаммы специальных автомобилей.
Специальное транспортное средство Silant 3.3 TD представляет собой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 4х4 с подключаемым передним мостом, капотной компоновки с передним продольным расположением двигателя. Применение именно капотной, а не полукапотной компоновки, как это может показаться на первый взгляд. Это не оптический обман. Все дело в двигателе.
На автомобиле установлен трехцилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом Perkins 1103С-33Т. Эти моторы изготовляют в Великобритании. Как можно догадаться, дизель имеет рабочий объем 3300 см. куб. Он развивает мощность 48 или 55 кВт (66 или 75,6 л.с.) при скорости вращения коленчатого вала 2200 об/мин., крутящий момент 270 или 291 Нм при 1400 об/мин. Perkins 1103С-33Т отвечает экологическим нормам Euro-3.
Perkins 1103С-33Т появился под капотом Silant не случайно. Во-первых, трехцилиндровый двигатель стоит дешевле четырехцилиндрового, а во-вторых, четырехцилиндровый дизель под куцый капот Silant просто не поместится.
Кабина Silant – каркасно-панельная. Главная ее особенность – хорошая обзорность. В базовой комплектации на автомобиле устанавливается кондиционер. Следует отметить хорошую работу системы отопления кабины. Кабины прошли краш-тесты.
Основное преимущество новгородского транспортного средства – компактность. Silant имеет длину 5309 мм, ширину 2240 мм, высоту 2859-3200 мм. Масса снаряженного транспортного средства начинается от 3150 кг, а полная может достигать 6500 кг. На автомобиль устанавливаются чешские шины MITAS MPT-02 или MPT-03. Они имеют высокие несущую способность и категорию скорости. Silant 3.3 TD оснащается гидронавесным оборудованием, коробкой отбора мощности, двухступенчатым редуктором отбора мощности.
При разработке тракторомобилей потребность сельского хозяйства России в ММТС определили в не менее 30 тыс. штук ежегодно при цене 200 тыс. руб. По такой цене ММТС может быть и имел бы спрос в сельском хозяйстве (а не в сельском тем более). Но такой уровень цен нереален и на практике на миллион выше.
Уже на стадии превращения НАМИ-2338 в Silant 3.3 TD грузоподъемность транспортного средства была увеличена до 1300 кг. Работа над различными модификациями показала, что заказчикам требуется автомобиль с еще большей грузоподъемностью. В ответ на запросы клиентов был разработан Silant 3.3 TD–2.
Грузоподъемность шасси Silant 3.3 TD–2 повышена более чем в два раза – до 2700 кг. С учетом самосвальной платформы с трехсторонней разгрузкой, устанавливаемой на базовый автомобиль, его грузоподъемность составляет 2200 кг. Снаряженная масса шасси – 3700 кг, полная – 6500 кг.
На шасси Silant 3.3 TD-2 применяются рулевой механизм и мосты автомобиля ГАЗ 33081 «Садко». Эти мосты оснащаются самоблокирующими дифференциалами, обеспечивающими высокую проходимость автомобиля. Мосты подвешены на 9-листовых рессорах от автомобиля ГАЗ 3310 «Валдай».
Рама изготавливается с применением лонжеронов от «Соболя». Их усиливают. Усиление выполнено по всей длине профилем до общей толщины стенки 8 мм. Также увеличено количество поперечин. Надрамное устройство является силовой частью рамы. Можно заметить, что толщина стенок рамы «Садко» – 6 мм.
Автомобиль оснащается высокопроизводительной (87 л/мин) восьмисекционной гидравлической системой с электронным управлением производства Caproni (Болгария). По специальному заказу может устанавливаться гидравлическая система производительностью 105 л/мин. Увеличенная производительность гидросистемы может пригодиться, к примеру, для привода шнекороторного снегомета. Гидросистема управляется джойстиком.
Вместе с увеличением грузоподъемности автомобиля возросла грузоподъемность систем навесок. Теперь передняя и задняя навесные системы предназначены для применения оборудования массой до 500 кг. Для привода гидромоторов механизмов, закрепленных на передней подвеске, используются быстросъемные разъемы. Механизмы, навешанные сзади, могут приводиться не только гидравликой, но и валом отбора мощности. Вал приводится через двухскоростной редуктор, обеспечивающий его вращение со скоростью 540 и 1070 об/мин.
О ПРОИЗВОДСТВЕ
Изготовление автомобилей на заводе в Великом Новгороде начинается с площадки разгрузки и складирования. В холодном складе размещается запас металла и автокомплектующих с 14-дневным запасом. Со склада металл поступает на заготовительное производство: участки раскроя, гибки металла и предварительной подготовки деталей рамы.
Затем заготовки поступают на сварочное производство. Здесь размещаются сварочные комплексы по сборке каркасов кабин, самосвальных платформ, модификаций рам, надрамных устройств, а также участок сварки оригинальных сварных модулей, отвалов.
С этих участков сваренные конструкции поступают на окрасочное производство. Любая окраска начинается с подготовительных операций. Участок подготовки к покраске ОАО «АСО» оборудован транспортной системой и тоннелем подготовки поверхности, работающим с применением метода дробеструйной обработки окрашиваемой поверхности.
Нанесение лакокрасочного покрытия происходит на линии порошковой окраски. По транспортной системе заготовки поступают в камеру нанесения порошка. Нанесение порошковых покрытий осуществляется методом электростатического напыления. Он представляет собой нанесение на заземленное изделие электростатически заряженного порошка при помощи пневматического распылителя (их также называют пульверизаторами, пистолетами и аппликаторами). В отличие от традиционных способов окрашивания, порошковая краска не теряется безвозвратно, а может использоваться повторно.
На заключительной стадии окрашивания происходит плавление и полимеризация нанесенной на изделие порошковой краски в камере полимеризации. Это происходит в специальной печи. При нагреве в печи частицы краски, образующие слой порошка, переходят в вязкое состояние и сливаются в непрерывную пленку, при этом вытесняя воздух, находившийся в слое порошка. Оплавление и полимеризация происходит при температуре 150-220 °С в течение 15-30 минут. Время полимеризации зависит от размеров окрашиваемого изделия. При окраске больших металлических деталей температура их поверхности поднимается значительно медленнее, чем у тонкостенных изделий. По окончании полимеризации изделие охлаждается на воздухе. После этого деталь готова занять свое место в автомобиле.
Это происходит в цеху сборочного производства. Здесь размещаются две линии, предназначенные для сборки кабин и шасси. К цеху примыкает оперативный комплектовочный склад, а к линиям – участки по сборке силовых агрегатов, систем микроклимата и др. Собранные на этих двух линиях шасси и кабины попадают на линию финишной сборки. Оснащение надстройками и навесками происходит на своих участках. Собранные автомобили проходят линию контроля. Замеченные недостатки устраняются на участке по устранению дефектов. Готовые транспортные автомобили поступают на склад готовой продукции.
В общей стоимости комплектующих 67% занимают отечественные компоненты, 33% – импортные. На сегодняшний день завод может производить до 1500 шасси или самосвалов. При выпуске специальных автомобилей производство снизится до 800 шт.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Автомобильный завод в Великом Новгороде работает. Сами заводчане называют его иногда автосборочным, вероятно ориентируясь на заводы полного цикла. Тем не менее, это самый настоящий автомобильный завод в современном понимании. Завод, производящий собственные рамы и кабины.
К началу февраля на предприятии было изготовлено и находилось в стадии сборки 75 автомобилей. Из них потребителям отгружено 35 транспортных средств. С десяток автомобилей находится в цикле производства. Остальные ждут или надстройки или оплаты.
Спецавтомобили и шасси применяются водоканалом Санкт-Петербурга (11 шт.), МЧС, коммунальщиками Великого Новгорода, три автомобиля обслуживают вертолетные площадки. Один Silant находится в резиденции Путина на Валдае. Автомобили эксплуатируются в Уфе, Челябинске, Волгограде, Омске, Твери, Приозерске, Белгороде. На автомобиль, кроме двигателя распространяется двухлетняя гарантия или 30 тыс. пробега. Для двигателя – два года или 3 тыс. моточасов.
Силантом заинтересовались на постсоветском пространстве. Автомобиль привлекает компактностью, грузоподъемностью, проходимостью. В Казахстан поставлено четыре Silant: два коммунальных, два охотничьих. По инициативе эстонской компании прорабатывается вопрос установки двигателя Euro-5.
Конструкция автомобиля постоянно совершенствуется. С октября 2011 г. на Silant будет устанавливаться турбодизель Perkins мощностью 82 л.с., с крутящим моментом 320 Нм. Этот двигатель отвечает экологическим требованиям Euro-4. В апреле будут производиться автомобили с улучшенной системой отопления – появятся боковые воздуховоды. С июля на автомобилях должна появиться ABS.
Хотелось, чтобы в ближайшей перспективе на Silant 3.3 TD–2 появилась система подкачки шин. Благодаря снижению давления в шинах можно значительно поднять проходимость автомобиля. Появление сжатого воздуха в арсенале Silant позволит буксировать прицепы с пневматическими тормозами.