ЧИСТКА ТОПЛИВА
Визуально определить степень загрязнения любой, даже относительно прозрачной, жидкости достаточно сложно. Человеческий глаз способен различать частицы размером не менее 60 мкм. То есть, визуально невозможно определить наличие в топливе даже наиболее опасные и абразивные частицы размером от 15 до 50 мкм. Для предотвращения быстрого износа и выхода из строя двигателя, в современных дизелях требуется улавливание загрязнений в топливе размером порядка 5 мкм с эффективностью свыше 90%. Даже для двигателей с обычным механическим ТНВД, как показывали проведенные ранее испытания, такая фильтрация позволяла увеличить срок службы плунжерных пар насоса в 8-9 раз.
Загрязнение дизельного топлива происходит на всех этапах его транспортировки от завода-изготовителя до бака автомобиля. Поэтому заправка даже дорогим импортным дизтопливом не всегда гарантирует его чистоту и безопасность для двигателя. Очень много зависит от способа доставки топлива и чистоты емкостей. Стоит отметить, что для летних сортов топлива марки ДЛ допускается наличие «следов» воды, а для зимнего – нет. Забор дизельного топлива из емкостей должен осуществляться из верхних слоев. Для этого заборник делают плавающим. Примеси и вода должны оседать и скапливаться у дна цистерны. Однако они не нужны не только вам, но и владельцу цистерны тоже.
Топливные фильтры должны очищать топливо от попавших туда примесей, таких как: пыль, ржавчина, вода. Топливоподающая аппаратура дизелей очень чувствительна к воздействию подобных загрязнений. Самый страшный враг дизеля — это вода. Попадая в топливо, вода способна быстро вывести из строя любой топливный насос. Она уменьшает смазочные свойства топлива. При температуре ниже нуля вода блокирует нормальную подачу топлива. Кроме этого, присутствие воды способствует быстрому развитию грибковых организмов и бактерий, преждевременно засоряющих фильтры.
Вода появляется в топливе вне зависимости от наших усилий. Топливный бак должен сообщаться с атмосферой, а в воздухе всегда присутствует влага. Ее экстрагирование в топливо происходит из-за разницы температуры. Дело в том, что в бак из «обратки» сливается подогретое топливо. Зимой положение существенно ухудшается: влага в виде снежной пыли стремится попасть с воздухом куда только возможно. Воздух холодный, а топливо, наоборот подогревается для того, чтобы избежать выпадение кристаллов парафина.
С учетом того, что в Европе к дизельному топливу предъявляют очень высокие требования, топливо на заправки поставляется изначально качественное и дополнительно производится его фильтрация на месте продажи. Поэтому на большинстве автомобилей зарубежного производства стоят только фильтры тонкой очистки топлива. При этом, в отличие от фильтрования масла, при фильтровании топлива отсутствуют клапаны типа бай-пасс, пропускающие поток топлива, когда фильтры уже забиты, поскольку обязательным является условие в камеру сгорания должно попадать только чистое топливо. Считается, что лучше, если двигатель остановится из-за отсутствия топлива (забитых фильтров), чем он будет работать на неочищенном топливе.
В связи с этим для обеспечения чистоты отечественного топлива целесообразно применять несколько фильтров. На рынке имеются модели, которые производят комплексную очистку топлива от всех видов загрязнений. Они имеют несколько ступеней очистки, осуществляемых в отдельных камерах. Устанавливать такие фильтры лучше перед топливной аппаратурой сразу за баком перед основным фильтром.
Примером дополнительного фильтра, совершенно необходимого в реалиях отечественной эксплуатации, является фильтр PreLine, производимый компанией ООО «МАНН+ХУММЕЛЬ» в г. Энгельс, Саратовской области. Функциональные качества фильтров во многом определяются характеристиками фильтрующего элемента, материалом из которого он сделан. Фильтрующий элемент PreLine изготовлен из материала Multigrade F PFO, производимого компанией MANN FILTER.
По заявлению производителя материал способен улавливать воду и обеспечивает отделение свыше 93% Н2О. Результаты независимых испытаний, проведенных в НАМИ, показали, что по показателю водоотделения фильтры из Энгельса значительно превосходят заявленные характеристики, приближаясь к отметке 100%.
Стабильное водоотделение достигается благодаря ультратонкому искусственному волокну, включенному в состав фильтрационного материала. Вода имеет больший удельный вес, чем дизельное топливо, поэтому стекает вниз, в водосборный стакан Bowl, расположенный под фильтрующим элементом. Спуск воды производится ручным клапаном. Водосборный стакан выполнен из прозрачного пластика, который устойчив к воздействию топлива (не теряет прозрачности и механической прочности) в диапазоне температур от -40 С до +120 С.
По результатам испытаний, проведенных НАМИ, фильтр задерживал 50% частиц размером 6 мкм и больше. Частицы размером более 23 мкм подверглись 95% фильтрации. То есть, фильтр способен защитить двигатель от наиболее опасных абразивных частиц.
Для сравнения, фильтр грубой очистки, применяемый на автомобиле КАМАЗ, при испытании в тех же условиях, обеспечил задержание 50% частиц размером от 14,5 мкм, и 95% очистку для загрязнений крупнее 42,2 мкм. По полноте отсева фильтр КАМАЗ также значительно уступил PreLine, показав результат 41%. По показателю полноты отделения воды эти два изделия сравнивать совсем некорректно. Фактически, камазовский фильтр показал нулевой процент водоотделения, так как практически не отделял свободную воду, смешивал ее с топливом, переводя в эмульсию.
Кроме высоких технических характеристик фильтр PreLine обладает высокими эксплуатационными свойствами. В частности, он оснащен ручным насосом подкачки топлива. С его помощью можно удалить воздух из топливной системы после замены фильтрующего элемента. По заказу PreLine может комплектоваться подогревателем. Он автоматически включается, когда температура снижается до +5 С. Подогреватель спасает в тех случаях, когда содержание парафинов в топливе оказалось несколько больше, чем Вы рассчитывали. К сожалению, при высоких ценах на нефть производителям нефтепродуктов выгоднее продавать топливо за рубеж, чем реализовывать его на российском рынке. В результате купить качественное зимнее топливо внутри страны с наступлением морозов становится сложнее. Оно просто переходит в разряд дефицита.
Дальнейшая очистка топлива происходит в основном фильтре. Основной фильтр тонкой очистки, поставляемый компанией MANN FILTER для двигателей современных грузовиков, также изготовлен из материала Multigrade, но обладающего несколько другими характеристиками. Для фильтра тонкой очистки применяется материал Multigrade F HC/F HE состоящий из бумаги с синтетическими волокнами. Этот фильтрующий материал, благодаря своей многослойной структуре, позволяет удалять из топлива даже мелкодисперсные примеси (размер частиц 3-5 мкм) с эффективностью более 90%. Безопасность двигателя и топливной аппаратуры обеспечена полностью.
Не стоит думать, что грязь в топливе только немецкому дизелю смерть. Применение современных фильтров способно значительно повысить моторесурс двигателя и КАМАЗа, и МАЗа. Во всем мире специализированные компании уже давно правят бал под музыку, заказываемую автомобилестроительными фирмами.