ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ АВТОКРАНЫ
В период с 1950 по 1965 годы были созданы новые, более сложные конструкции автомобильных кранов не только с механическим, но и с электрическим и гидравлическим приводом. Раньше других появились автомобильные краны с механическим тросовым приводом рабочих органов, поэтому в этой статье мы остановимся на них, а об электрических и гидравлических автокранах расскажем в следующих выпусках журнала.
РАННИЕ КОНСТРУКЦИИ
Потребность в легких самоходных кранах возникла еще при строительстве Горьковского автозавода. Именно на этом объекте прошли свое первое крещение стреловые неповоротные механические краны, установленные на шасси американских трехосных грузовиков Форд-АА. Но прежде чем строить коммунизм, требовалось защищать завоевания Октября, поэтому в годы первых пятилеток главный упор был сделан на производстве армейских автокранов.
Первыми из них стали краны «Одесского краностроительного завода имени Январского восстания», смонтированные на шасси трехосного грузовика ЗИС-6. Назвать их выпуск массовым можно с долей условности, так как общий объем составил несколько сотен кранов в год. У предприятия, выросшего из железнодорожных мастерских, уже имелся опыт в краностроении. Еще в 1931 году завод начал строить паровые 10-тонные железнодорожные краны. Автокран, получивший имя собственное – «Январец», был полноповоротным с Г-образной стрелой. Он был способен поднять 3 тонны груза. Механический привод механизмов крана осуществлялся от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Машина оснащалась выносными винтовыми опорами которые позволяли увеличить опорную площадь и устойчивость.
Развитие промышленности и увеличение автоперевозок, предусмотренное первым пятилетним планом, коснулось и ленинградского завода «Красный металлист», где 3 апреля 1939 года прошли испытания первые ленинградские автокраны АК-3. Плановое задание предусматривало постороить в ближайшее время восемь кранов. Требовалась особая слаженность коллектива, так как конструкция машины создавалась в процессе производства.
Если первую опытную машину собирали полтора месяца, то на сборку остальных потребовалось восемь дней. По своей конструкции и рабочим характеристикам АК-3 был аналогичен «Январцу» и тоже базировался на шасси ЗИС-6. Самым существенным отличием АК-3 было то, что он имел прямую стрелу несколько большей длины.
ТРЕХТОННЫЕ КРАНЫ
После окончания Великой Отечественной Войны стране предстояло выполнить огромный объем восстановительных работ, ввести в строй новые промышленные и энергетические мощности, построить значительное количество жилья. Первые отечественные автокраны, несмотря на разные обозначения – К-31, К-32, АК-3 и АК-11, в реальности представляли одну и ту же незамысловатую конструкцию, да и внешне как две капли воды были похожи: все стреловые; полноповоротные с механическим, через раздаточную коробку, приводом от двигателя автомобиля и изогнутой решетчатой стрелой; одинаковой грузоподъемностью, равной 3 тонны. Все они относились к разряду легких автокранов общего назначения и применялись на погрузочно-разгрузочных и монтажно-строительных работах. Все они были сконструированы и построены по одинаковой схеме и различались только конструкцией отдельных узлов и частей.
Уже в январе 1945 г. на «Одесском заводе имени Январского восстания» изготовили первые семь трехтонных автокранов К-31 на шасси ЗИС-5В. А в 1948 году вместо него было освоено производство аналогичного крана К-32, уже устанавливавшегося на шасси Урал-ЗИС-355 и ЗИС-150. Эта модель продержалась на производстве до 1950 года. Из-за простоты и надежности конструкции, он получил необычайно широкое распространение и популярность как в гражданском строительстве, так и в армии. Впоследствии на основе крана К-32 было создано множество модификаций механических автокранов от 3 до 8 тонн, которые выпускались на заводах в Ленинграде, Челябинске, Балашихе, Львове, Митино, Дрогобыче, Ивано-Франковске, Клинцах, и других местах. Этот тип крана стал самым востребованным среди советских машин. Некоторые из их «потомков» выпускались вплоть до 1990-годов.
В период с 1946 по 1950 годы отечественная автопромышленность начинает выпуск новых грузовых автомобилей – ЗИС-150 и ЯАЗ-200, которые стали намного мощнее и надежнее предвоенных. С 1949 года Одесский завод начинает установку кранов К-32 на шасси нового грузовика ЗИС-150.
В пятидесятые годы кроме универсальных моделей советская промышленность освоила выпуск еще ряда однотипных, внешне очень схожих автокранов, отличающихся друг от друга отдельными узлами, в основе которых была хорошо отработанная конструкция крана К-32 – это ПАК-1М, АК-32, АПК-2 и ЛАЗ-690. Все они имели грузоподъемность 3 тонны, были полноприводными и имели изогнутую, решетчатую, неразъемную стрелу длиной 6,2 метра.
Шасси автомобиля ЗИС-150 послужило базисом для создания первых отечественных башенных полноприводных кранов КТС-3, первые образцы которых в 1957 году построил «Рижский ремонтно-механический завод». Однако в серийное производство пошла модель с индексом КТС-3В. Особенностью башенного крана было то, что он оснащался универсальной стрелой неразъемного типа, установленной на стальной колонне. Телескопическая колонна со стрелой шарнирно крепилась на тумбе, установленной на поворотной раме. Подъем колонны из транспортного положения в рабочее и выдвижение вверх телескопической части осуществлялось при помощи лебедки. В транспортном положении телескопическая колонна размещалась наклонно, опираясь на стойку.
КТС-3В имел грузоподъемность 3 т, высоту подъема крюка – 13 м и был рассчитан на использование при строительстве зданий не более двух этажей. Кран также мог быть переоборудован для передвижения по рельсам. В 1960 году на смену КТС-3В пришел КТС-3Г, главным отличием которого было то, что вместо телескопической колонны устанавливалась решетчатая башня, что упростило конструкцию крана и сократило время, затрачиваемое на приведение крана из транспортного в рабочее положение.
ТЯЖЕЛЫЕ КРАНЫ
Наиболее значительным шагом в советском краностроении стало освоение полноприводного крана К-51 на шасси дизельного автомобиля ЯАЗ-200. Первые образцы этого автокрана были воплощены в металл еще в 1948 году. Через год началось его серийное производство. Кран с механическим приводом грузоподъемностью 5 т оснащался как стандартной стрелой длиной 7,35 м, так и удлиненной до 11, 75 м. Для приведения крана в транспортное положение верхняя часть стрелы, благодаря шарнирному соединению, перегибалась и в таком положении крепилась. Масса крана в транспортном состоянии составляла 12 т.
До середины пятидесятых годов К-51 был самым мощным стреловым автомобильным краном в СССР. В 1954 году вступает в строй «Ивановский завод автомобильных кранов», куда передается производство автомобильных кранов К-51 из Одессы. Ивановцы модернизируют К-51, увеличив его грузоподъемность до 7,5 т. В Иванове вслед за К-51 создаются более совершенные модели, обладающие большей производительностью и надежностью – К-53, К-61 и К-69. Они имеют механический привод и прямую решетчатую стрелу грузоподъемностью 7,5 т у К-61, 6 т – у К-69.
В городе Туапсе «Машиностроительный завод имени ХI годовщины Октября» на шасси МАЗ-200 освоил производство автокрана МКА-10М грузоподъемностью 10 тонн, что вдвое превышало этот показатель у самого первого автокрана на шасси ЯАЗ-200. Кран имел хорошо проверенный и отработанный к этому времени механический привод рабочих механизмов.
Начало 60-х ознаменовалось началом выпуска автокранов на Клинцовском механическом заводе. К производству на нем был принят автомобильный кран К-75, ставший дальнейшей модификацией АК-5Г. Грузоподъемность крана АК-75 составляла 7,5 тонн, основным базовым шасси для него стал модернизированный автомобиль ЗИЛ-164. Кран АК-75 так же мог работать как с крюком, так и с грейфером.
Пятидесятые годы стали периодом становления советской автокрановой промышленности. И хотя большинство из них имели механический привод рабочих механизмов, в это время начинают появляться автокраны с электрическим приводом рабочих механизмов. Первенцем среди них стал «Блейхерт», выпускавшийся в Германской Демократической республике, а собиравшийся в СССР и устанавливавшийся на шасси Студебеккера и ЗИС-150, тяжелый дизель-электрический кран К-104 на шасси ЯАЗ-210 и легкий кран К-2,5-1Э на шасси ГАЗ-51. Но о них в следующих номерах...