МОТОРЫ ВОЙНЫ. РЕДКИЕ, НЕИЗВЕСТНЫЕ, ЗНАМЕНИТЫЕ
В окружении подлинных образцов вооружения, боевой и транспортной техники времен войны такие рассказы воспринимаются более интересно и реалистично. Современный человек как бы погружается в обстановку того времени.
Сегодня нет большой проблемы в том, чтобы познакомиться с военной техникой. Те же танки, самоходные и буксируемые артиллерийские орудия, разработанные в середине войны, к ее концу находились в войсках в большом количестве и продолжали выпускаться после ее окончания. По мере поступления современных образцов, боевые машины военных лет поступали на базы хранения, а оттуда частично в музеи. Да и трофейная боевая техника, после тщательного изучения специалистами, не всегда шла в металлолом. Часть ее сохранялась для того, чтобы у наших инженеров была возможность «вживую» познакомиться с ее устройством, понять ход мыслей конструкторов противника.
Совсем другая ситуация сложилась с машинами транспортными. На фронте грузовики и легковушки попадали в тяжелейшие условия эксплуатации, работали на «износ» и относительно быстро выходили из строя. После окончания войны продолжать выпуск «военных» автомобилей, зачастую представлявших собой упрощенные до примитивизма образцы мирного времени, не было необходимости. А историю с полученными по ленд-лизу «Доджами» и «Студебеккерами», которые после окончания войны союзники, проверив комплектацию и исправность машины, разделывали на металлолом сразу после приемки, знают, наверное, все.
Вот и получилось так, что по прошествии нескольких десятков лет по окончании боевых действий на дорогах нельзя встретить ни одной машины военных лет.
Многие из нас, конечно, представляют себе внешний вид легендарных ЗиС-5 и «полуторок» ГАЗ-ММ. Но познакомиться с ними вблизи, рассмотреть в деталях удается редко. С техникой же, поставлявшейся союзниками, мы большей частью знакомы заочно. В основном, конечно, со «Студебеккерами» и «Виллисами», часто мелькающими в кинофильмах. Кто-то, возможно, вспомнит про Додж 3/4.
Willys MB присутствует в экспозиции в том виде, в каком мы его и представляем. Кажется, неподалеку – легендарный «Студебеккер». Но нет. На выставке представлен как две капли воды похожий на него трехосный полноприводный грузовик GMC. Оказывается, трехосные полноприводники грузоподъемностью 2,5 тонны в США во время войны производили несколько фирм. Машины, которые выпускал «Студебеккер», были не то, чтобы хуже остальных, а чуть дешевле, проще, и лучше приспособлены к работе с использованием низкосортных ГСМ. Поэтому в основном они и поставлялись в СССР. Техника же Дженерал Моторс обходилась дороже и в основном оставалась в американской армии. Тем не менее, почти две тысячи таких грузовиков служили и в Красной Армии, в том числе несколько сотен в качестве базового шасси для легендарной «Катюши». У посетителей выставки есть редкая возможность, познакомиться именно с GMC, усилиями коллекционеров попавшим к нам из Европы.
Открытием может стать и то, что известный многим полугрузовой «Додж» может быть не только двух, но и трехосным. Проходимость этого автомобиля даст фору многим современным джипам, что неудивительно: машина, оснащенная односкатными колесами, совмещает в себе приличный дорожный просвет и низкое расположение центра тяжести. Около трех сотен таких автомобилей были поставлены нам по ленд-лизу и использовались для буксировки самого мощного противотанкового орудия войны – 100 мм пушки БС-3. Техника союзников не ограничивается только автомобилями. Сейчас мало кто помнит, что абсолютно все бронетранспортеры, воевавшие в Красной армии во время войны, были иностранного производства – полученными от союзников или трофейными. Например, полугусеничный американский М-17, служивший базой для четырехствольной зенитно-пулеметной установки. Машины данного типа хорошо поработали при штурме Берлина.
А машины Франции, Италии? Что мы знаем о них?
Военные автомобили этих стран представлены на выставке как наглядное свидетельство того, что на Гитлера работала вся Европа, ну а в техническом плане как малоизвестные, даже специалистам, оригинальные образцы автомобильной мысли.
Если уж речь зашла о противниках, приходится признать, что самыми интересными являются машины немецкие.
На выставке представлен короткобазный полноприводный вариант самого распространенного грузовика Вермахта – «Опель-Блиц». Эту машину мало кто видел «вживую», но слышали о ней многие.
А вот малоизвестный представитель семейства армейских легких вездеходов – «Stoewer». Линейка этих легких внедорожников была разработана еще до войны, за 10 лет до появления вездеходов «Willys». Автомобили были довольно совершенны. Они обладали полноценным кузовом, независимой подвеской всех 4-х ведущих и управляемых колес. Когда передние колеса автомобиля поворачивались направо, задние – налево, облегчая поворот в тяжелых условиях. Такая система была дорога и нуждалась в периодических регулировках, а самое главное – была сложна и ненадежна, особенно в условиях Восточного фронта. Поэтому уже в ходе войны немцы были вынуждены идти по пути упрощения и удешевления конструкции. Представленный «Stoewer» уже имеет обычное рулевое управление.
Завершая первое знакомство с экспонатами, нельзя не обратить внимание на еще один автомобиль, хоть он и легковой. На диораме, переносящей нас в Берлин времен войны, видно, как под шлагбаум заезжает машина, очень похожая на наш послевоенный «Москвич», что неудивительно. «Опель-Олимпия» – старший брат другой, не менее популярной модели этой фирмы – «Кадет», выбранной после войны для копирования на Московском заводе малолитражных автомобилей. Но не это обстоятельство сделало знаменитой эту машину. «Олимпия» – первый в мире серийный автомобиль с несущим кузовом.
Все дальше и дальше уходит изменившая ход истории война. Все меньше и меньше остается ее свидетелей – как людей, так и машин. Все труднее находить и реставрировать образцы техники, без сохранения которых наша память не будет полной. Поэтому скажем всем, благодаря кому стала возможна эта выставка – работникам музея и частным коллекционерам, большое спасибо.