ГРУЗОВИКИ MAN НА IAA 2010
Среди всего этого изобилия техники наибольший интерес представляют уже освоенные новинки для европейского рынка. Так MAN Nutzfahrzeuge представила TGX EfficientLine – специально разработанные технические решения для экономии топлива при дальних перевозках. Эти меры позволяют снизить расход топлива автопоезда на три литра.
Аэродинамическое сопротивление является существенным фактором, влияющим на потребление топлива при магистральных перевозках. Любимые дальнобойщиками солнцезащитные козырьки и воздушные сигналы на крыше ухудшают аэродинамику и увеличивают расход топлива на 0,3 л/100 км. Поэтому на стандартной кабине MAN XLX они не установлены. А такое стандартное оборудование как боковые аэродинамические накладки уменьшают потребление топлива на 0,4 л.
Пакет TGX EfficientLine включает в себя электронную систему, ограничивающую максимальную скорость. Снижение скорости движения с 89 км/ч до 85 км/ч незначительно увеличивает время в пути. На преодоление дистанции в 300 км будет затрачено всего на 9 мин больше. Однако, как показали эксплуатационные испытания, снижение скорости на 4 км/ч уменьшает расход топлива от 0,6 до 2,2 л на 100 км.
При разработке решений TGX EfficientLine специалисты MAN Nutzfahrzeuge много общались с водителями, поскольку именно от их умения во многом зависит потребление топлива. Опыт инструкторов MAN ProfiDrive показывает, что водители, прошедшие тренинг по экономичному вождению, могут значительно сократить расход топлива благодаря обдуманному вождению и оптимальному использованию таких систем MAN как ACC и TipMatic. В связи с этим практический курс вождения MAN ProfiDrive включен в стоимость TGX EfficientLine.
В фокусе концепции TGX было снижение общей стоимости перевозки груза. Увеличение эффективности перевозок, даже на несколько процентов, нельзя получить, улучшая только отдельные компоненты автомобиля. Наиболее оптимальным решением для сокращения издержек является комплексная оптимизация силового привода грузовика.
Экономичные двигатели с системой Common Rail, малоизнашиваемые детали с высоким ресурсом и интеллектуальная стратегия переключения передач, реализуемая системой MAN TipMatic, полностью соответствуют друг другу, образуя один, хорошо скоординированный узел. Пакет TGX EfficientLine может быть заказан для автомобилей с двигателями мощностью 400, 440 и 480 л.с., с ведущими мостами без бортовых редукторов. Использование одного ведущего моста с гипоидной главной передачей позволяет минимизировать потери на трение в трансмиссии грузовика. Коробка передач с прямой высшей передачей способна на 2% уменьшить расход топлива при движении грузовика по магистралям, по сравнению с использованием для такого движения повышающей передачи.
Оптимизированная стратегия выбора передач MAN TipMatic Fleet, реализованная в решениях TGX EfficientLine, обеспечивает наиболее экономичный режим движения и наиболее подходящую величину крутящего момента. Система MAN TipMatic Fleet при перевозках на большие расстояния способна сэкономить до 4,5%.
Другим техническим решением, включенным в пакет TGX EfficientLine, является интардер нового поколения. Встроенный в коробку передач замедлитель инновационной конструкции в выключенном состоянии обладает низкими потерями на трение. Они снижены примерно на 25%, что сокращает расход топлива на 0,15 л на 100 км. Кроме этого, новый интардер быстрее, практически немедленно, откликается на активацию, улучшая безопасность движения. Разработчикам удалось на 2-3 децибела снизить шум работы интардера. Реализованная в его конструкции система устойчивого действия тормоза осуществляет автоматический контроль торможения, обеспечивает ровное, непрерывное замедление во время переключения передач.
Температура масла в новом интардере быстрее достигает рабочей температуры, уменьшая таким образом износ механизма. В системе охлаждения интардера применяется радиатор из нержавеющей стали, имеющий длительный срок службы.
Решения TGX EfficientLine предусматривают применение: нового 120 А генератора с увеличенной на 4% эффективностью; дневных ходовых огней, потребляющих 42 Вт электроэнергии вместо 300 Вт; системы АРМ (air-pressure management). АРМ снижает потери энергии двигателя путем полного отключения компрессора. Когда давление в пневмосистеме автомобиля достигнет заданного значения, электроника выключает многодисковую муфту компрессора. При снижении давления в ресиверах компрессор включается вновь. Таким образом, при движении по магистралям 90% времени муфта компрессора выключена. Это позволяет экономить пол-литра топлива на 100 км.
Сопротивление шин качению – существенный потребитель энергии при движении автопоезда. Снижение давление в шести шинах полуприцепа на 2 атмосферы увеличивает расход топлива на 1,2 л/100 км. Кроме этого длительное движение на приспущенных шинах грозит их разрушением.
Для TGX EfficientLine система контроля давления в шинах TPM (tyre pressure management) является стандартным оборудованием. Ее электроника немедленно обнаруживает падение давления в одной или более шинах и подаст сигнал об этом. За счет мониторинга давления в шинах система не только экономит в год до 2250 €, но и на 99% сокращает простои из-за выхода из строя шин.
Полная масса автопоездов, допущенных на дороги, законодательно ограничена, поэтому грузовик с меньшей собственной массой может провезти больший груз. MAN облегчил конструкцию своих грузовиков серии TGX. Модификация TGX EfficientLine оснащена особенно облегченными передней и задней подвесками, снижающими массу грузовика на 80 кг. В качестве упругого элемента в передней подвеске используется однолистовая рессора. Такое техническое решение не только уменьшает вес, но и из-за снижения сухого трения улучшает характеристики демпфирования, повышая управляемость и эффективность торможения автомобиля.
На сегодняшний день TGX 18.400 с кабиной XLX EfficientLine – самый легкий тягач экологического класса Евро-5 с кабиной подобного размера. В пакет TGX EfficientLine входят алюминиевые колеса Dura-Bright и ресиверы из легкого сплава. Установка алюминиевых колес позволила грузовику сбросить более 110 кг. Кроме этого алюминиевые колеса имеют высокую точность геометрических размеров, что снижает эллипсность и биение шин. Поскольку алюминий обладает хорошей теплопроводностью, колеса из этого материала облегчают отвод тепла от шин и тормозов, увеличивая их ресурс.
При цене дизельного топлива в 1,11 € и среднегодовом пробеге тягача в 150 тыс. км технические решения TGX EfficientLine, снижающие на 3 л расход топлива, сэкономят около 20 тыс. €. Такая экономия топлива означает к тому же уменьшение эмиссии СО2 на 12 т.
Стремление MAN максимально поднять эффективность перевозок нашло свое воплощение в MAN Concept S. Имея узкую переднюю часть, он радикально отличается от сегодняшних европейских грузовиков. При этом водителю предлагается привычный объем внутреннего пространства.
Форма концепта тщательно доводилась в аэродинамической трубе. Разработчикам удалось довести коэффициент аэродинамического сопротивления (cW) до 0,3. В сочетании с аэродинамическим прицепом MAN Concept S потребляет на 25% меньше топлива, чем традиционный автопоезд.
Грузовик дельфиноподобной формы MAN Nutzfahrzeuge впервые представила на выставке IAA 2008. Concept S – дальнейшая проработка идеи. Для придачи автопоезду обтекаемой формы пришлось на 20 см превысить действующее в ЕС ограничение высоты для коммерческих автомобилей.
Высокой эффективности перевозок можно достигнуть благодаря правильно подобранному автопоезду. MAN Nutzfahrzeuge продемонстрировала на выставке тягачи серий TGL и TGM. Автомобили этих серий оснащаются дизелями семейства MAN PURE DIESEL, выполняющих высокие экологические требования без добавления AdBlue. На автомобили TGL устанавливаются четырехцилиндровые двигатели D0834 мощностью 110 кВт (150 л.с.), 132 кВт (180 л.с.) и 162 кВт (220 л.с.) или шестицилиндровый двигатель D0836 мощностью 184 кВт (250 л.с.). В серии TGM, как правило, используются шестицилиндровые двигатели. Мощность базовой модификации двигателя составляет 184 кВт (250 л.с.). Возможна установка дизелей мощностью 213 кВт (290 л.с.) и 250 кВт (340 л.с.).
Использование тягачей серий TGL и TGM целесообразно, когда не требуется высокая грузоподъемность. Общий вес автопоездов с тягачами TGL и TGM от 18 750 кг до 33 000 кг. Седельные тягачи доступны с различными вариантами колесной базы и тремя типами кабин: C, L и LX. На сегодняшний день компания MAN Nutzfahrzeuge, имея за плечами большой опыт, предлагает более 150 видов легких седельных тягачей.
Грузовики на базе MAN TGL и TGM имеют полную массу от 7,5 до 26 тонн. На них устанавливается автоматическая коробка передач MAN TipMatic. В качестве дополнительного оборудования предлагается система EasyStart, служащая для предотвращения отката при трогании с места.
Широкие возможности своих шасси MAN Nutzfahrzeuge продемонстрировала на примере коммунального автомобиля TGM 26.290 6x2-4 BL с управляемой подъемной задней осью. Распределение нагрузки по осям контролируется при помощи цифрового дисплея. Шасси оснащено мощным моторным тормозом EVB и ретардером Voith VR120-3 FE. Блок управления двигателем связан с модулем управления (CSM), обеспечивающим обмен данных с оборудованием надстройки. Таким образом обеспечивается эффективная работа мусоросборной установки. Подруливающая ось обеспечивает автомобилю высокую маневренность.
Шасси TGL, предназначенное для самосвалов, теперь предлагается с задней регулируемой пневматической подвеской. Самосвалы TGL являются дополнением к широкой линейке строительных грузовиков MAN TGS.
Платформа MAN TGS предназначена для автомобилей с высокой силой тяги, занятых в строительстве и локальных перевозках. Выбор возможных вариантов исполнения MAN TGS очень широк: от седельных тягачей с шоссейной подвеской до четырехосных полноприводных строительных автомобилей с усиленной конструкцией и двигателем мощностью до 540 л.с. Новинкой, представленной в Ганновере, является система, притормаживающая колеса самосвала при работе с асфальтоукладчиком. Такая функция не позволяет автомобилю откатываться, когда его толкает укладчик.
Седельный тягач модели TGS-TS специально разработан для перевозки жидких и сыпучих грузов. Конструкторам MAN Nutzfahrzeuge удалось снизить массу тягачей. Так стандартный TGS-TS, предназначенный для буксировки цистерны, с кабиной L весит менее 6500 кг. При перевозках с лимитируемой массой лишние 100 кг груза дают доход до 1000 € в год.
Тягач укомплектован алюминиевыми колесами. MAN TipMatic по сравнению с сопоставимой обычной механической коробкой передач обеспечивает увеличение полезной нагрузки на 70 кг. MAN PriTarder (Voith Aquatarder) примерно на 60 кг легче, чем обычные замедлители. MAN PriTarder обеспечивает эффективное замедление уже на малых скоростях движения (320 кВт). Совместно с моторным тормозом EVBec мощность торможения увеличивается до 610 кВт. Гидравлический замедлитель PriTarder устанавливается в передней части двигателя и воздействует на носок коленчатого вала. MAN PriTrader интегрирована в электронную систему управления тормозом-замедлителем MAN BrakeMatic и легко управляется включателем на рулевой колонке.
TGS-TS дополнительно укомплектован системой активного управления демпфирования подвески CDC (Continuous Damping Control). Система основана на пневматической подвеске нового поколения ECAS2 (Electronically Controlled Air Suspension) и модифицированных амортизаторах. CDC вычисляет требуемую силу демпфирования амортизаторов как функцию нагрузки автомобиля и воздействия дороги. Блок управления системы электрическими сигналами активирует электромагнитные регуляторы, которые изменяют поток жидкости, проходящий через амортизатор. Система регулирует силу демпфирования каждые 25 миллисекунд. Ее работа заметна при торможении или ускорении, прохождении поворота.
Представленный на выставке самосвал с трехсторонней разгрузкой TGS 26.480 6x6 HydroDrive демонстрировал еще одну сильную сторону семейства TGS – дополнительный гидравлический привод передних колес. Такая опция существенно улучшает проходимость автомобиля. Ее вес значительно меньше стандартного привода передних колес. Она не влияет на компоновку шасси, что удобно производителям надстроек. Для последних MAN Nutzfahrzeuge открыла интернет-портал Advanced Body Builder Interface (Улучшенный интерфейс для производителей надстроек – ABBI).
Грузовики TGS оснащаются двигателями MAN D20 и D26 мощностью от 235 кВт (320 л.с.) до 397 кВт (540 л.с.).