«СЕЛЬХОЗНИК» XXI ВЕКА
К тому времени на нем еще не успела засохнуть краска, оставляя памятный знак желающим познакомиться совсем близко. Да и сам образец был не до конца собран. Тем не менее, «За создание автомобиля высокой проходимости с колесной формулой 4х4 сельскохозяйственного назначения грузоподъемностью 5-6 тонн» Автомобильный завод «УРАЛ» наградили золотой медалью.
После выставки автомобиль доработали и отправили на Владимирскую государственную зональную машиноиспытательную станцию для проведения комплекса испытаний. Здесь, в поселке Нагорный Петушинского района (сразу за городом Покров), состоялась его презентация группе журналистов отраслевых СМИ.
От варианта, показанного на выставке, ходовой образец отличался, в первую очередь, железным кузовом (алюминиевые борта не получили одобрения сельчан). Также автомобиль получил колеса меньшего диаметра и новую приборную панель.
Необходимость создания специализированного грузового автомобиля для сельского хозяйства возникла давно. Даже создание специальных сельскохозяйственных модификаций серийных грузовых автомобилей не решало всех задач в аграрном производстве. Еще в 1975 г. к его разработке приступил НАМИ. В середине семидесятых годов прошлого века НАМИ предложил принципиально новую концепцию транспортно-технологического автомобиля: кроме способности перевозить сельскохозяйственные грузы по любым типам дорог такой грузовик должен был быть в состоянии работать в технологической цепочке с уборочной техникой, не повреждая плодородного слоя земли, иметь устройство отбора мощности для привода специального оборудования.
Установка на грузовике НАМИ сельскохозяйственного назначения широкопрофильных шин уменьшало удельное давление на грунт в 2,5 раза. Дизель, установленный над передней осью, соединялся карданным валом с блоком из коробки передач, делителя и раздаточной коробки. В трансмиссии были предусмотрены блокируемый межосевой и задний межколесный дифференциалы. Применялось много новаторских решений.
Тем не менее, первый опыт сельскохозяйственных самосвалов, производство которых решено было организовать в Кутаиси, выявил целый ряд конструкционных недостатков. Передняя ось на порожнем автомобиле оказалась перегруженной, из-за чего автомобиль имел склонность зарываться передними колесами. При работе с комбайнами на переувлажненных почвах груженый автомобиль оставлял глубокую колею, из-за чего нарушался верхний плодородный слой. Применение только двухсторонней разгрузки не позволяло разгружать автомобиль в зерноочистительно-сушильный комплекс.
Автомобиль Урал-432091 создавался по заданию Министерства сельского хозяйства РФ в тесном сотрудничестве с Российской Академией Сельскохозяйственных Наук (РАСХН), Всесоюзного Научно-исследовательского Института Механизации Сельского Хозяйства (ВИМ), Московского Государственного Агроинженерного Университета им. В.П.Горячкина (МГАУ) и независимой компанией, привлеченной на условиях подряда. Автомобиль создавался всего за четыре месяца.
В НАМИ вопрос о создании «сельхозника» обсуждался на научно-техническом совете при директоре два года назад и был отвергнут. МГАУ, в лице ректора М.Н.Ерохина, не побоялся взяться за такой масштабный и необычный проект. Проект нашел поддержку в группе ГАЗ (руководитель проекта С.Н.Галкин).
Следует сразу оговориться, что разработка автомобиля проводилась в условиях минимального финансирования НИОКР, без перспективы серьезных финансовых вливаний в будущем. Себестоимость автомобиля по техническому заданию не должна превышать 1 млн. руб.
Поэтому конструкция Урал-432091 базировалась на стандартных узлах и агрегатах, производимых, главным образом, группой ГАЗ. Базой для нового «сельхозника» послужило шасси Урал-43206. Двигатель выбрали – перспективный ЯМЗ-534 мощностью 190 л.с., соответствующий четвертому экологическому классу, то есть Евро-4, если отойти от формулировок специального технического регламента «О требованиях к выбросам…». Запуск нового завода по производству двигателей в Ярославле намечен на сентябрь 2011 года. К этому времени Урал-432091 должен быть готов к производству.
Сроки освоения нового самосвала-сельхозника беспрецедентно сжаты. Такой самосвал должен был появиться в аграрном комплексе страны как минимум десять лет назад – к началу нового тысячелетия. Нельзя иметь конкурентную сельхозпродукцию, выполняя перевозки грузовиками общего назначения с бензиновыми двигателями. Упущено очень много времени. К тому же производство бензинов марки АИ-80 по действующему техническому регламенту должно прекратиться после 2013 г. (если, конечно, подобные требования, рожденные в головах чиновников, не утратят силу при унификации в рамках Таможенного союза). Сейчас низкооктановый бензин является топливом для 220 тыс. грузовиков, работающих в агропромышленном комплексе страны (многие уже по двадцать лет).
Расход «солярки» Урал-432091 составляет в среднем 19 л. на 100 км. На выставке сельчане, не привыкшие к таким расходам топлива, удивлялись небольшому объему бака «сельхозника» – 120 л. Тем не менее, топлива ему хватит на 500 км.
В настоящее время большая часть транспортной работы на селе выполняется тракторами. При выполнении аналогичных перевозок автомобилем Урал-432091 с прицепом расходы на топливо снижаются в несколько раз. Тракторами ежегодно перевозится в стране 1,8 млрд. тонн груза. Еще 5 млрд. т перевозится грузовиками. По данным ВИМ объем перевозок большегрузными автомобилями в сельскохозяйственном производстве ограничен 15-18%. В общем парке доля автомобилей полной массой 11-12 т должна составлять 30-32%.
В конструкции Урал-432091 учтены недостатки предшественника, ставшего историей после распада СССР. Кузов сделали с трехсторонней разгрузкой. Для уменьшения нагрузки на переднюю ось двигатель «сдвинули» в базу. Это позволило отказаться от промежуточного карданного вала в силовом агрегате. Насколько «безобидным» может быть этот узел при недостаточном внимании к балансировке и центровке знают владельцы «Нив».
Автомобиль получил систему регулировки давления в шинах. Таким образом, удельное давление на грунт удалось снизить до 0,15 МПа, что сопоставимо с сельскохозяйственными колесными тракторами и дает возможность работы на влажных грунтах. Скорость движения при этом составляет 25 км/ч.
Кабина Урал-432091 «позаимствована» от ГАЗ-3307. Она доработана введением усилителей в передней части для создания зоны деформации. Это сделано с целью выполнения Правил ЕЭК ООН № 29 о безопасности кабин грузовых автомобилей. Изготавливать специализированную кабину неоправданно дорого. А ГАЗ может производить до 300 тыс. кабин в год. В настоящее время линия кабин работает с большой недогрузкой. Использовать другие кабины также не рационально – кабина должна быть легкой.
Переключение передач осуществляется тросовым механизмом с пневматическим усилителем. Такая система применяется на отечественных грузовиках впервые. Рычаг переключения передач установлен на приборной панели. Коробка передач 6-ступенчатая ZF 6S800TO.
Управление другими агрегатами трансмиссии осуществляется кнопками. Все это позволяет перевозить в кабине двух пассажиров. Приборная панель автомобиля оригинальная. В ней предусмотрена установка аудиосистемы. На автомобиле установлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС. В кабине смонтирована установка микроклимата. Из новшеств можно отметить ходовые огни – они выполнены с применением светодиодов. Ходовые огни автоматически загораются, а при включении других приборов освещения переходят в режим работы габаритных огней.
В конструкцию Урал-432091 заложены такие новаторские решения как взвешивающие устройство в комплекте с монитором и портативным принтером. Устройство представляет собой четыре тензодатчика, расположенных по углам крепления кузова.
Вместе с этим некоторые конструктивные особенности Урал-432091 вызывают вопросы. К примеру, расположение радиатора и воздушного фильтра. Радиатор расположен низко, а воздушный фильтр расположен чуть выше перед ним. Складывается впечатление, будто разработчики никогда не только по бездорожью, но и по грязи не ездили, и не знают, в какую сторону она летит из-под колес. При попадании в настоящую грязь двигатель практически обречен. Странно, что таким «жизненно» важным узлам не нашлось место за кабиной над колесными арками. На фоне этого, расположенная как-то не так, выхлопная труба не выглядит совсем уж серьезным недостатком. То же самое можно сказать о воздухозаборнике, перекрывающим задние окна кабины. Конечно, для обычного грузовика это совсем не важно, но для водителя автомобиля, работающего с комбайном, видеть, как происходит заполнение кузова, мне представляется важным.
Можно добавить, что на автомобилях прежних лет выпуска непременным атрибутом был «ручной газ». Сделать такой «девайс» на автомобиле Евро-4 самим затруднительно – двигатель управляется электронной педалью. Хотелось, чтобы аналогичное устройство нашло свое место на приборной панели Урал-432091.
В целом автомобиль получился интересным. Свою заинтересованность в производстве нового «сельхозника» уже высказал Саранский завод автосамосвалов (ОАО «САЗ»), выпускающий продукцию, в основном, сельскохозяйственного назначения. Стоимость его владения в условиях сельскохозяйственного производства на 15-20% меньше сопоставимых транспортных решений. Полная грузоподъемность шасси – 7200 кг. Оно перспективно для создания коммунальных автомобилей. Правда, нынешнее расположение радиатора не позволяет сделать передний механический отбор мощности, а место воздушного фильтра мог бы с успехом занять гидромотор. Шасси заинтересовало производителей автокранов.