SETRA В ШВЕЙЦАРСКИХ АЛЬПАХ
НЕ ДЕЛОВАЯ ПОЕЗДКА, А ТУРИЗМ!
Я занимаю место за рулем клубного лайнера. Как сказали бы наши шоферы, автобус заводится с пол-тычка. Я применю другое, более уместное сравнение: он оживает как Rolls-Royce – бесшумно и с пол-оборота. Подсказка о том, что мотор проснулся и включился в работу, видна на щитке приборов: встрепенулась стрелка тахометра. Она уткнулась в деление 600 об/мин и замерла, словно приклеенная. Низкие обороты холостого хода характерны для всех моторов Mercedes-Benz, а именно такой агрегат V6 модели OM 501 LA занял горизонтальное положение в заднем свесе.
С первых же минут Setra S 411 HD нравится мне больше и больше. Удобная посадка за рулем, хороший обзор по зеркалам, отличная эргономика – что еще нужно для извозчика привилегированных пассажиров! А нужна еще коробка автомат, которой в нашем случае не предусмотрено. На большой дороге – согласен – и «механики» за глаза достаточно, но вот кататься по городу лучше со свободной правой рукой. Да и система помощи при трогании в гору была бы не лишней. Осознание этого придет чуть позже, а пока первые метры дистанции проезжаю на предельно малой скорости. Выезд чем-то напоминает экзамен по вождению: нужно с угла протиснуться в узенькие ворота, сделать остановку перед выездом на большак и тронуться в гору. Никаких проблем с этим не возникает, но в это время мне не до местных достопримечательностей.
S 411 HD НА ФОНЕ ЮБИЛЕЕВ
Во время затянувшейся остановки у светофора (оказывается, и здесь бывают пробки, именуемые трафиком) завожу разговор с Фридхельмом – инструктором Setra Omnibusse из Нового Ульма. Сегодня на повестке дня S 411 HD и он становится главным информационным поводом.
Фридхельм напоминает, что в 2011 году исполнится 10 лет с начала серийного производства данной модели, а сама марка справит 60-летний юбилей. Да и «Четыреста одиннадцатый» появился спустя полвека после мирового дебюта немецкой марки в 1951 году. Тогда слово «SETRA» было образовано путем сокращений от «SElbst TRAgen», что в переводе с немецкого означает «самонесущий». Вот так просто и незатейливо, а главное – по существу: таким был кузов первого творения из Ульма. Важность события состояла в новизне подхода, ведь подавляющее большинство автобусов в то время строили исключительно на рамном шасси грузовиков.
Соглашаюсь с моим собеседником: Setra выпускала различные версии пассажирских машин, но какими бы они ни были, их названия всегда ассоциировались с самыми современными конструкторскими решениями, максимумом удобств для пассажиров и высоким уровнем безопасности. Кто бы спорил! В свою очередь, напоминаю немецкому другу о другом юбилее – 15-летии вступления марки Setra в Daimler AG. С 1995 года марка утратила свою самостоятельность и в рамках холдинга является структурным звеном Daimler Buses, объединяющим также бренды Mercedes-Benz и Orion. Для нас привычнее структурное подразделение EvoBus GmbH и его российская дочка – ООО «ЕвоБус Русслэнд».
Примечательно, что Setra S 411 HD появился одновременно с дебютом нового семейства TopClass 400. До 2001 года компактной пассажирской машины подобного класса в линейке производителя вообще не было. Между тем, спрос был и немудрено, что ее выход в свет совпал с ожиданиями перевозчиков. Крупнейшими потребителями данной продукции стали транспортные операторы Германии, Франции и Италии. В числе других практический интерес к 411-му проявили материковые европейские страны: Австрия, Испания и Швейцария, а также островные государства – Великобритания и Ирландия. За пределами Евросоюза лайнер нашел сбыт в США и Турции, хотя и в небольших количествах.
К слову, наряду с другими моделями компании, семейство TopClass 400 является самым продаваемым в палитре Setra: в 2008 году на их долю приходилось 37,5% реализации. Тот год хотя и считается кризисным, для марки Setra оказался успешным: на автобусах этой марки возили 16 команд-финалистов отборочного цикла Чемпионата Европы по футболу-2008. В июне того же года был продан 10-тысячный лайнер 400-го семейства фирмы. В сентябре титул «Bus of the Year 2009» получил низкопольный Setra S 415 NF. А в октябре в рамках 62-й международной выставки коммерческого транспорта IAA в Ганновере новых владельцев обрел 131 лайнер Setra. В нынешнем году уже на 63-м IAA немецкие лайнеры снова оказались в числе наиболее востребованных, и это несмотря на отсутствие новинок.
Коль уж мы заговорили о производстве, уместно подчеркнуть, что собирают S 411 HD на немецком заводе Setra в Новом Ульме. Предприятие основано в 1991 году (в 2011-м ему «стукнет» 20 лет – опять юбилей!) и оснащено новейшим производственным оборудованием, включая линию катафореза. Организация производственного процесса там на высочайшем уровне. Поэтому независимо от исполнения, все лайнеры представляют собой не просто топ-класс, но и топ-качество. Во время движения ничего не гремит, не скрипит, не действует на нервы. Уровень подгонки деталей – не подкопаешься. Побыв несколько часов пассажиром такого лайнера, начинаешь понимать, за что его ценят во всем мире.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗВЕЗД НА БОРТУ…
…Тем лучше! Речь, конечно, не о звездах шоу-бизнеса, а о классификации автобусов. Для альпийского тест-драйва были подготовлены две разные по оснащению модификации: с уровнем «4 звезды» и «3 звезды». При этом агрегатная база (двигатель, коробка передач, ведущий мост) полностью совпадали. Таким образом, разницу можно было ощутить не за рулем, а в пассажирском салоне. И эту часть тест-драйва я провел с огромным удовольствием.
Первым на пробу достался клубный вариант с 6-местной VIP-зоной в хвостовой части салона. Его интерьер выполнен в шоколадных тонах и буквально пропитан роскошью. Богатство убранства подчеркивают шикарные кресла с подставками для ног и откидными столиками, немнущиеся занавески на окнах и пол, выстеленный ламинатом под паркет. Для удобства пассажиров в центральной части тыльной площадки установлен столик. В нем есть углубления для емкостей с напитками. По углам «камчатки» сделаны то ли трюмо, то ли комоды с закрывающимися створками. Вместо зеркал приложением к ним служат огромные – насколько позволяет пространство – плазменные панели. В общем, настоящая зона релаксации, была бы только компания подходящей.
Лампы индивидуального освещения, блоки вентиляции – как на обычных «туристах». Даже шаг сидений обычный, не увеличенный и отвечает уровню «4 звезд». Вообще прилагательное «клубный» многих вводит в заблуждение. Люди почему-то считают, что оно означает принадлежность к спортивным обществам, но это необязательно. Хоккеисты в коньках или футболисты с амуницией тут не ездят. Для перевозки их объемного инвентаря обычно используется отдельный транспорт, а такие автобусы целенаправленно возят пассажиров. Ими могут быть и сами спортсмены, и тренерский штаб, и члены семей. А вообще S 411 HD часто используют для проведения автобусных экскурсий, кратких деловых поездок и в качестве корпоративного транспорта в виде трансфера в/из аэропортов.
«Клубный» также означает и принадлежность к определенной группе людей по интересам. Например, для коллег по работе: им этот «извозчик» позволяет совершать однодневные туры по Европе во время корпоративных каникул, в выходные и праздничные дни. И когда люди не сидят вразброс по салону большого лайнера, а едут бок о бок, это сплачивает коллектив. Есть и соображения практической выгоды: компактный лайнер проедет там, где другим автобусам в силу большой габаритной длины и радиуса поворота путь просто заказан. А этот «турист» может маневрировать не хуже длиннобазного микроавтобуса. Неудивительно, что Setra S 411 HD можно увидеть не только у офисов турагентств, но и в исторических центрах европейских городов, у парадного входа отелей. Иметь такой лайнер даже на заказ – выгодно и престижно. А будь у меня возможность – взял бы такой транспорт для обслуживания VIP-клиентов и сам бы мог его водить. Говорю это искренне, не для красного словца.
ЛУЧШИЙ В КЛАССЕ. ВО ВСЕМ!
Часть нашего маршрута проходила по дороге длиной 33 км, которая открыта только с июня по октябрь. В остальное время года находиться здесь, на высоте 2165 м над уровнем моря, опасно для жизни. Мы как раз уложились в отведенный отрезок времени и проскочили этот участок. Хотя проскочили – громко сказано. Частенько приходилось перебирать передачи со второй по четвертую и наоборот и цепко держать руль в своих руках. Кстати, у Setra S 411 HD не было предшественника. И, тем не менее, он стал полноправным наследником традиций фирмы с громким именем. Ему достались все бонусы TopClass 400 в сравнении с 300-м семейством: оптимизированная аэродинамика (-1,4% коэффициента аэродинамического сопротивления), улучшенная на 0,5% топливная экономичность, повышенный уровень безопасности. О том, насколько защита людей важна для сотрудников Setra, говорит тот факт, что в карманах на спинках кресел имеются схематические инструкции по эвакуации в случае ДТП через аварийные выходы. Аналогичными «шпаргалками» оснащаются все современные авиалайнеры.
Автобус по праву считается самым безопасным видом общественного транспорта в Европе. И, глядя на S 411 HD, понимаешь, что это так. Лайнер оснащен эвакуационными люками и легко выдавливаемыми боковыми стеклами, а также новейшими системами активной и пассивной безопасности. С 2003 года в комплектации Setra S 411 HD появилась программа электронной стабилизации ESP, в 2005-м оказались доступны адаптивный круиз-контроль ART и ограничитель продолжительности торможения на затяжных спусках DBL. В 2006-м реальностью стал ассистент линий дорожной разметки SPA, а в 2007-м была внедрена система фронтальной защиты FCG (Front Collision Guard). К счастью, во время тест-драйва не пришлось испытывать действие ассистента торможения BAS, но уверен, что в критической ситуации он не подвел бы.
В качестве представителя славной династии 411-й получил новую систему рулевого управления RAS-EC, облегченную на 150 кг конструкцию переднего моста, улучшенное рабочее место водителя, датчики дождя и освещенности, мягкую подсветку прохода и новую потолочную иллюминацию по технологии LED. Но кое в чем он остался обделенным. Например, все модели TopClass 400, за исключением S 411 HD, получили удлиненную на 200 мм фронтальную часть. Для люксового коротышки такая прибавка обернулась бы увеличением продольной раскачки, расширением габаритного радиуса поворота, ухудшением курсовой устойчивости. Поэтому от удлинения переднего свеса конструкторы отказались.
Впрочем, я на них не в обиде: в нынешнем виде «411-й» на все 100 устраивает меня и как водителя, и уж тем более – как пассажира. В нем действительно чувствуешь себя защищенным. Про комфорт распространяться не буду: и так видно, что он на высшем уровне. Конечно, у 10-метрового двухосника нет той плавности хода, которую испытываешь в салоне «туриста» с тремя осями, но все равно здесь отдыхаешь.
Работа за рулем не вызывает напряжения. Единственное, о чем я говорил в самом начале: предпочел бы «автомат» «механике» и добавил в комплектацию так называемую противооткатную систему. В остальном большего и желать не надо. Низкая посадка водителя и зеркала, «простреливающие» мертвые зоны, позволяют оптимально проходить повороты и аккуратно парковаться там, где это необходимо.
Мотор работает тихо, стабильно, и обеспечивает легко прогнозируемую динамику. К мерседесовской трансмиссии тоже претензий нет: она вовремя переключает передачи и надежно их фиксирует. Ходы элегантного рычага короткие, а их алгоритм воспроизводится на уровне мышечной памяти. Номер включенной передачи высвечивается на дисплее, но понять нужный момент можно интуитивно или по «взбрыкнувшей» стрелке тахометра.
Второй день тест-драйва пролетает быстрее первого, и меня одолевает легкая грусть: по этим сказочно красивым местам, по приветливым людям и по автобусному хай-теку под названием Setra S 411 HD. Я даже ловлю себя на мысли, что немного завидую тем, кто сегодня приезжает во второй и последней группе. Такое ощущение, что в Альпах остается частичка меня. Монетку-то я в водопад бросил, и даст бог, когда-нибудь сюда вернусь. Вопрос в том, будет ли еще возможность подняться в горы на «четыреста одиннадцатом». Честное слово, я бы не задумываясь снова прошел весь маршрут «Setra 2010 mountain pass tour» и неважно – за рулем ли или в пассажирском кресле. Лишь бы это было на борту Setra S 411 HD!