РОТ НА ЗАМКЕ
Только с 1999 г., благодаря программе Vision ZERO, с помощью государственных дотаций Шведская дорожная администрация приступила к эксперименту с установкой алкозамков в трех округах страны. В эксперимент были вовлечены транспортные компании, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками. В октябре 2003 г. эксперимент распространился на всю страну.
По статистическим данным в Европе каждый третий погибший в ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, поэтому опыт королевства пришелся в Старом Свете ко двору: в 2004 г. стартовали первые программы по применению алкоблокираторов в Бельгии и Франции, начались испытания устройств, установленных в коммерческих транспортных средствах. Испытания финансировались ЕС. Они проходили в Германии, Норвегии, Испании.
В декабре 2004 г. правительство Швеции уполномочило шведскую дорожную администрацию и еще 7 государственных организаций реализовывать программу обязательной установки алкозамков на все новые или сдаваемые в аренду организациям автомобили, а также на весь грузовой транспорт, закупаемый с целью коммерческого использования. С февраля 2009 г. алкозамки устанавливаются в обязательном порядке на автомобили правительственных учреждений Швеции.
Американские и европейские исследования показывают, что алкозамки снижают количество рецидивов управления автомобилем в нетрезвом состоянии приблизительно на 70%. Если 10% водителей Евросоюза, систематически садящихся за руль в нетрезвом виде, будут постоянно водить автомобиль со встроенным алкозамком, то будет спасено 600 жизней, что составляет 1,5% от общего числа смертей на дорогах Европы.
Для этого надо установить 400 тыс. систем. Их общая стоимость составит полмиллиарда евро. Однако эти затраты уменьшат потери на сумму в восемь раз большую. В Швеции частичное финансирование исследовательских программ по разработке алкозамков осуществляется в рамках программы Skyltfonden. Средства собираются Администрацией по безопасности дорожного движения Швеции за выдачу персонализированных регистрационных номерных знаков.
Популяризации алкозамков в Швеции способствует ряд общественных организаций. В них входят водители, воздерживающиеся от употребления алкоголя. Такие общества оказывают правовую поддержку, дают консультации, проводят инвентаризацию оборудования. Их деятельность помогает преодолевать бюрократические барьеры, способствует выработки юридических норм.
В отличие от США шведская программа Alcolock предусматривает регулярный медицинский осмотр. Таким образом, водитель, уличенный в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и добровольно установивший на своем автомобиле алкозамок, проходит программу реабилитации.
Установка алкозамка является обязательным требованием участия в программе условного возвращения водительских прав. При этом лица, задержанные за управление автомобилем в состоянии опьянения, делятся на две группы риска в зависимости от количества алкоголя, обнаруженного в крови. При серьезном превышении допустимых норм блокиратор поставят на два года. При нетяжком нарушении – на один год.
В странах Европы, где реализуются программы по оборудованию автомобилей алкоблокираторами, первостепенное значение уделяется коммерческому транспорту, в первую очередь школьным автобусам. Доля детских автобусов, оборудованных алкозамками, достигает 50%. В Финляндии и Франции законодательно предусмотрена установка алкозамков на школьные автобусы.
К декабрю 2002 г. в Швеции было установлено 1300 блокирующих устройств на грузовики и автобусы. К концу 2009 г. их количество возросло до 70 тыс. Естественно, что в Швеции, как в демократической стране, такие программы не мыслимы без одобрения профсоюзов. В настоящее время Союз транспортных рабочих королевства поддерживает программу Alcolock как часть стратегии по улучшению рабочих условий и помощи работникам, страдающим от алкогольной зависимости.
Компания Volvo Truck с 2005 года стала предлагать установку алкозамков на свои грузовики в условиях производства. В течение первых шести месяцев 2010 г. четверть всех проданных тяжелых грузовиков Volvo была оборудована этим приспособлением. Кроме этого алкогольные замки были установлены на нескольких сотнях шведских грузовиках, уже находящихся в эксплуатации.
Сегодня в России можно заказать грузовик Volvo с таким устройством, изготовленный в Калуге.
Блокиратор Volvo Alcolock, закрепленный на специальном кронштейне, напоминает сотовый телефон начала нынешнего века, у которого вместо антенны мундштук. Сходство усилено оформлением лицевой панели. Установленный в нижней части приборной панели под ручками управления климатической установкой, прибор соединен проводом с блоком управления двигателем автомобиля, в который вмонтирован иммобилайзер.
Alcolock активируется после включения «зажигания». На дисплее появляется надпись «ждите». Затем, после прохождения внутреннего тестирования, появляется сообщение «дуйте 5 сек.». Перед прохождением тестирования надо набрать больше воздуха в легкие. Во время анализа выдыхаемого воздуха сенсоры прибора анализирует не только наличие алкоголя, но и температуру и влажность. Если тестирование прошло успешно, Вы можете завести двигатель.
Volvo Alcolock – не просто электронный ключ зажигания. Разработчиками предусмотрен ряд решений, делающего эксплуатацию системы безопасной. К примеру, если двигатель заглох, его можно завести в течение десяти секунд, не прибегая к «услугам» алкозамка. Никакая внутренняя неисправность прибора не приведет к остановке двигателя.
Нужен ли Alcolock в российском грузовике, пускай даже и таком как Volvo? Полагаю, система нужна. Конечно, она не панацея от всех проблем. В Швеции предусмотрен штраф, если ты выдохнул свой воздух в чужую «трубочку», но еще никого не штрафовали – пособников не находилось. Думаю, в России помощники могут найтись – народ отзывчивый. Но это уже пусть будет на совести доброхотов, отправляющих на дорогу потенциальных убийц.
Сегодня уже можно найти предложения алкозамков на отечественном рынке. Пока свою позицию по вопросу применения подобных устройств озвучил глава МЧС России Сергей Шойгу. «Вряд ли кто-то добровольно будет ставить такие системы в машины, – сказал министр журналистам на выставке «Комплексная безопасность», – Если уж мы серьезно взялись за борьбу с пьянством за рулем, то это надо ввести в обязательном порядке». Заместитель начальника департамента безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России Владимир Кузин заявил, что эта идея заслуживает внимания, но требует обсуждения. Но до обсуждения дело так и не дошло.