ЭФИР ВМЕСТО СОЛЯРКИ
Диметиловый эфир (C2H6O) (метиловый эфир, метоксиметан, древесный эфир) Н3С-О-СН3 — широко применяемый на практике простой эфир – бесцветный газ с характерным запахом, химически инертный. Диметиловый эфир (ДМЕ) — экологически чистое топливо без содержания серы. ДМЭ теоретически является идеальным топливом для дизелей, обеспечивая, благодаря наличию 35% кислорода и отсутствию связей типа «углерод-углерод», практически бездымную работу двигателя, и позволяя снизить эмиссию оксидов азота в выхлопных газах на 95%. Дизель, работающий на диметилэфире, обладает высоким крутящим моментом при низких оборотах и малошумен.
Применение диметилового эфира не требует специальных фильтров для сажевых частиц. Цетановое число диметилового топлива более 55. Оно воспламеняется от сжатия. При нормальных условиях ДМЭ находится в газообразном состоянии, но при давлении 0,5 МПа уже сжижается. Для его использования в качестве топлива необходима переделка систем питания дизеля. Кроме этого надо учитывать, что ДМЕ растворяет большинство пластиков и резин. ДМЭ тяжелее воздуха и может образовывать скопления в случае утечки, что создает опасность возникновения пожара.
Теплота сгорания ДМЭ около 30 МДж/кг, у классических нефтяных топлив — около 42 МДж/кг. Одна из особенностей применения ДМЭ — его более высокая окисляющая способность (благодаря содержанию кислорода), чем у классического топлива. Диметиловый эфир – слабый наркотик, огнеопасен, его смесь с воздухом взрывоопасна. В промышленности производится из природного газа, угля, или биомассы. ДМЭ произведенный из биомассы называют Био-ДМЭ.
В рамках шведского проекта Био-ДМЭ производится из черного щелока – побочного продукта целлюлозно-бумажной промышленности. Экспериментальный завод компании Chemrec в Питео может производить до 4 т. Био-ДМЭ в день. Volvo Group является одним из владельцев компании Chemrec через свое дочернее предприятие Volvo Technology Transfer. Данный проект охватывает всю технологическую цепочку – от производства биотоплива, распределения (автозаправочные станции), до грузовых автомобилей и автотранспортных компаний. Вклад компании Volvo Trucks в данный проект заключается в том, что она предоставит грузовые автомобили FH, которые будут предоставлены для пробной эксплуатации клиентами в разных частях Швеции. Уже известно, что в эксплуатационных испытаниях примут участие такие транспортные компании, как Green Cargo, DHL, Posten Logistik, а также Volvo Logistics через J-Trans.
Компания Volvo Trucks представила грузовик, работающий на ДМЭ в сентябре 2007 г. Затем, в 2009 г. начала полевые испытания таких грузовых автомобилей.
После ввода в эксплуатацию газонаполнительной станции начнется коммерческая эксплуатация пяти грузовиков Volvo FH. Эксплуатационные испытания грузовиков будут проводиться в течение двух лет. Они должны показать возможность коммерческой эксплуатации грузовиков на ДМЭ из биомассы для крупномасштабных инвестиций.
Станет ли реальным крупномасштабное производство Био-ДМЭ, будет зависеть от успешности эксплуатационных испытаний, а также от долгосрочных решений властей. По оценкам Евросоюза, к 2030 г. Био-ДМЭ теоретически может заменить половину дизельного топлива, используемого в настоящее время в коммерческих перевозках тяжелыми грузовиками. «Основные задачи заключаются в том, чтобы работать на долгосрочную перспективу: производить большое количество биотоплива, обеспечить достаточное количество автозаправочных станций, и, в то же время, стимулировать спрос. Чтобы добиться этого, необходимы четкие указания со стороны властей, а также активное скоординированное сотрудничество между различными участниками рынка», – говорит Леннарт Пилскуг, глава общественных связей Volvo Trucks.