СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ «БОШ» ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ
ДИЗЕЛЬНЫЙ ВПРЫСК
В начале двадцатых годов специалисты впервые заговорили о большом будущем дизельного двигателя. Фирма Роберта Боша не могла остаться в стороне от новых веяний и в 1922 г. официально открыла программу разработки насоса для дизельного впрыска (ряд экспериментов в области дизельных технологий состоялся еще в 1912 г.). Первые опытные образцы устройства были испытаны год спустя. В 1923 г. в Германии началось производство дизельных грузовых автомобилей, и фирма получила возможность проверить свой продукт в рабочих условиях. 30 ноября 1927 г. начинается серийный выпуск рядных насосов Bosch для грузовиков. В 1936 г. поступили в производство первые системы для легковых автомобилей, а в 1950 г. с конвейера сошел миллионный дизельный насос Bosch. Появление распределительного насоса Bosch VE (1975 г.) повлекло за собой быстрое распространение дизельных двигателей в сегменте мало и микролитражных автомобилей.
ПИОНЕРЫ
Первое знакомство Роберта Боша с дизельным двигателем и его создателем состоялось в 1893 г., когда молодой предприниматель специально посетил город Аугсбург по приглашению самого Рудольфа Дизеля. Тогда речь не шла о разработке системы топливоснабжения – изобретателя интересовало лишь зажигание от магнето, в котором нуждались первые двигатели его конструкции (современные дизели обходятся без системы зажигания, поскольку топливо воспламеняется вследствие высоких давлений и температур в камере сгорания). Встреча оказалась безрезультатной, но Роберт Бош никогда не забывал об изобретении Р. Дизеля. Тем временем дизельная технология продолжала развиваться и к началу двадцатых годов уже могла на равных конкурировать с бензиновыми двигателями, уступая им в мощности, но превосходя в экономичности (в среднем на треть). В распространении дизельных двигателей Роберт Бош увидел угрозу для будущего своей компании, поскольку они больше не нуждались в системе зажигания от магнето, составлявшей главный источник доходов фирмы. Выходом из ситуации должна была стать разработка собственных продуктов для этого нового процветающего направления автомобильной отрасли.
СОЗДАНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО НАСОСА
В 1922 г. компания официально начала программу разработки оборудования для дизельного впрыска. Важным подспорьем на этом этапе оказался опыт производства смазочных насосов для автомобильных и стационарных двигателей. Эти насосы умели доставлять в нужное место точно отмеренный объем жидкости под высоким давлением. Поскольку система впрыска топлива должна была решать очень похожие задачи, обладание подобной технологией значительно ускорило процесс разработки дизельного насоса. Наряду с собственным опытом, компания активно использовала знания других ведущих разработчиков дизельного оборудования: в частности, был приобретен ряд патентов инженера Франца Ланга, одно время работавшего над совершенствованием системы дизельного впрыска по заказу Роберта Боша, однако в 1926 году разногласия между ними привели к разрыву сотрудничества. В 1924 г. состоялись испытания нового продукта на первых немецких дизельных грузовиках, а с 1926 г. опытные образцы дизельного насоса Bosch уже поставлялись некоторым автопроизводителям.
К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ
К концу 1927 г. впрысковый насос Bosch был готов к серийному производству. Распоряжение о выпуске первой тысячи новых систем поступила 30 ноября 1927 г., и в начале следующего года вся партия была поставлена первому покупателю – компании MAN. Ее примеру вскоре последовали другие автопроизводители, и к 1935 г. почти все ведущие немецкие компании и ряд других европейских фирм (AlfaRomeo, Asap (Skoda), Basse & Selve, Berliet, Bianchi, Borgward, Brossel Frères, Büssing, Citroën, Delahaye, Deuliewag, Fahr, FAMO, Faun, Gräf & Stift, Güldner, Hanomag, Henschel, Hürlimann, Isotta-Fraschini, Kaelble, Klöckner-Humboldt-Deutz, Krupp, Lanz, Mercedes-Benz, O.M. Brescia, Peugeot, Praga, Renault, Saurer, ScaniaVabis, Schlüter, Tatra, Vomag) оснащали свои грузовики и сельскохозяйственные машины системами дизельного впрыска Bosch. Многие из них ранее использовали насосы собственной конструкции, но быстро перешли на продукцию немецкого концерна. Вскоре компания заняла ведущие позиции на рынке дизельных систем, что отражалось в неуклонном росте их выпуска, достигшего 100 000 шт. в 1934 г. Для всех этих автомобилей компания Bosch поставляла только комплексные системы, включавшие впрысковый насос, трубопровод, топливный насос, топливный фильтр, форсунки в сборе, а также свечи накаливания для холодного пуска. Это гарантировало надежную работу системы в целом, поскольку все компоненты идеально подходили друг к другу. В 1931 г. ассортимент Bosch пополнила очередная новинка – дизельный регулятор, обеспечивавший оптимальное дозирование топлива для каждого режима движения, от холостого хода до полного газа. Компания постоянно расширяла линейку впрыскового оборудования, и вскоре дизельными системами Bosch оборудовались не только грузовики и трактора, но и тепловозы, суда, дирижабли и даже самолеты.
ДИЗЕЛЬ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Первое время развитие дизельных технологий совершенно не затрагивало самый прибыльный сегмент рынка: легковые автомобили, потому что обычные впрысковые насосы были недостаточно компактными, а опытные образцы меньшего размера не обеспечивали нужного уровня мощности. Инженеры Bosch напряженно работали над этой проблемой: еще в 1927 г. состоялся секретный эксперимент, в ходе которого лимузин марки Stoewer проехал более 40 000 км с дизельным оборудованием Bosch. Но первый серийный дизельный автомобиль – Mercedes-Benz 260 D – появился только в 1936 г.; тогда же компания Hanomag начала выпуск 1,9-литровых дизельных двигателей, которые эксплуатировались с 1938 г. До второй мировой войны легковые дизели не пользовались большой популярностью: тогда расход топлива беспокоил автомобилистов намного меньше, чем типичные недостатки дизельных двигателей того периода – высокий уровень шума, вибрации и малая мощность.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ УСПЕХ
Стремительная популярность насосов дизельного впрыска Bosch началась только после 1945 г. В 1950 году, когда компания выпустила уже миллион таких систем, и объемы производства продолжали быстро увеличиваться. В то же время для малолитражных автомобилей обычный рядный насос все еще оставался слишком дорогим и громоздким. По этой причине компания начиная с 1960 г. работала над созданием распределительного дизельного насоса: в основу новой конструкции легла технология, разработанная французскими фирмами Silto и Sigma и впоследствии значительно усовершенствованная инженерами Bosch. Но первый автомобиль с распределительным насосом – Peugeot 404 Diesel – долгое время оставался единственной подобной моделью, поскольку новая система все еще страдала многими конструктивными недостатками. Кроме того, она по-прежнему не имела широкой клиентской базы: легковые дизельные автомобили в больших количествах выпускались только компаниями Peugeot и Mercedes-Benz, и обе отдавали предпочтение обычным рядным насосам.
А КАК НА ГРУЗОВИКАХ?
Двигатель Рудольфа Дизеля был создан еще в 1893 г. В 1920 г. производители грузовых автомобилей провели первые испытания дизельных двигателей с впрысковыми насосами. Компания Bosch начала работать над созданием подобного насоса с 1921 года, год спустя официально открыв программу разработки системы дизельного впрыска. 30 ноября 1927 г. было отдано распоряжение о серийном выпуске первой тысячи таких систем. Первое время в автомобилестроении безраздельно доминировали бензиновые двигатели, но в начале двадцатых годов специалисты заговорили о том, что дизельная технология более перспективна, благодаря значительному потенциалу экономии топлива. Роберт Бош увидел в этом угрозу для будущего своей компании, ведь дизельные двигатели могли обходиться без ее главного продукта – зажигания от магнето. Вскоре был разработан впрысковый насос Bosch и его принадлежности: регуляторы, форсунки, корпуса форсунок и свечи накаливания. Насос дизельного впрыска приводился в действие двигателем и через форсунки доставляют точно дозированное количество топлива в камеры сгорания каждого цилиндра. Вследствие высокого давления и температуры внутри цилиндра горючее воспламеняется, и детонация толкает поршень. Благодаря этому дизельный двигатель не нуждается в свечах зажигания, однако в условиях холодного пуска воздушно-топливная смесь в камере сгорания подогревается специальной свечой накаливания. Наиболее ранние испытания дизельных насосов в грузовиках были проведены в 1924 г. (Mercedes и MAN), в легковом автомобиле – в 1927 г. (Stoewer). Первыми покупателями серийной системы впрыска Bosch для грузовиков стали компании Büssing, Klöckner-Humboldt-Deutz, MAN, Mercedes-Benz и Saurer, для легковых автомобилей – Mercedes-Benz (1936 г.) и Hanomag Sturm (1938 г.).
СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
Сегодня все компоненты Bosch для дизельного впрыска выпускаются подразделением дизельных систем (DS). Ассортимент компании включает полный диапазон – от рядных и распределительных насосов до систем Common Rail и Unit Injector, а область их применения простирается от легковых и грузовых автомобилей до морских кораблей. Кроме того, концерн Bosch производит электронные блоки управления для различных систем впрыска.