AVIA: ОТ САМОЛЕТОВ К ГРУЗОВИКАМ
Компанию Avia основали в 1919 г. инженеры Павел Бенеш и Мирослав Хайн, которые организовали в мастерской старого сахарного завода в пражском районе Высочаны ремонт самолётов, наняв пятерых плотников и троих слесарей.
В октябре 1920 г. в воздух поднялся собственный двухместный самолёт AVIA BH 1 с мотоциклетным двигателем Austro-Daimler мощностью 29 л.с. Самолёт демонстрировался на международной авиационной выставке в Праге, где получил высокую оценку. Президент Чехословакии наградил разработчиков грантом в 100 тыс. крон для дальнейших работ. Модель AVIA BH 3 использовалась как истребитель в военно-воздушных силах Чехословакии. На этот самолёт устанавливался двигатель BMW мощностью 185 л.с. В 1921 г. компанию купил пражский миллионер Милос. Марка Avia была сохранена. В 1923 г. Avia переехала в просторные мастерские в районе Холешовице. Здесь были сконструированы и изготовлены монопланы BH-7, BH-9 и BH-11, которые завоевали кубок COPPA d´ITALIA. Начиная с модели BH-17 началась эра бипланов AVIA. В 1926 г. Avia начала выпускать транспортный самолёт BH-25 для перевозки пяти пассажиров и двух членов экипажа. Самолёт оснащался двигателем Bristol Jupiter мощностью 450 л.с.
В годы войны Avia выпускала самолёты Arado и авиационные двигатели Argus. Позже началось производство и сборка двигателей Daimler 605 и 606. В 1944 г. изготавливались модели: Avia S-92 – чешской версии немецкого турбореактивного истребителя Ме-262, Avia В-33 – чешской версии советского штурмовика Ил-10. В 1945 г., после окончания войны, выпускалась Avia S-93 – версия немецкого Messerschmitt Bf-109G. Истребитель, впервые взлетевший 29 мая 1935 г., стоял на вооружении ВВС Испании до 1965 г.
В послевоенное время на производственных мощностях Avia было налажено производство прецизионных агрегатов для автомобильного транспорта: топливных насосов высокого давления, форсунок, подшипников качения. Также осуществлялся ремонт автомобилей.
В рамках послевоенной перестройки промышленности Чехословакии, было принято решение о начале производства грузовых автомобилей на Avia. В 1946 г. был подготовлен прототип автомобиля Škoda 706 R – модернизированного варианта Škoda 706. В 1947 г. была выпущена первая серия автомобилей и автобусов. Грузовик Škoda 706 R оснащался новым короткоходным предкамерным дизелем L-6 рабочим объёмом 11781 см3 мощностью 135 л.с. при 1750 об/мин.
В 1947 г. Avia разрабатывает модернизированный истребитель Avia S-99 – модель Avia S-199. Но к производству самолётов копания вернулась в 1950 г., начав производство двухмоторного пассажирского 18-местного лайнера Avia 14 – чешской версии советского Ил-14. Также было начато производство авиационных двигателей и винтов. Avia 14 несколько раз модернизировали. Были выпущены 32-местная модель Avia 14-32, увеличенный до сорока двух мест Avia 14-42, а также грузовые, транспортные и VIP модификации. Производство самолётов продолжалось до 1963 г.
К началу шестидесятых годов прошлого века компания выпускала грузовик Tatra Т-805. Грузовик оснащался двигателем V-8 воздушного охлаждения рабочим объёмом 2,5 л. В 1961 г. завод налаживает производство среднетонажных грузовиков Praga V3S и S5T. Трёхтонный трёхосный полноприводный Praga V3S выпускался до 1988 г.
В 1963 г. предприятие начинает производство шасси для бронированного транспортёра OT-64 SKOT (Střední Kolový Obrněný Transportér) разработанного в сотрудничестве с заводами Praga, Tatra и при участии польской компании из Люблина FSC.
В 1967 г. была куплена лицензия на производство французских автомобилей Renault-Saviem серий SG2 Super Goelette и SG4 Super Galion грузоподъёмностью 1,5 и 3 т соответственно. Производство чешских Avia A15 и Avia A30 началось осенью 1968 г. Производство новых грузовиков и его масштаб потребовали расширения и модернизации существующих производственных мощностей. Были возведены новые цеха с современным оборудованием. В дальнейшем Avia вошла в группу самых крупных автозаводов Чехословакии, годовой выпуск достигал 17 тыс. грузовиков в год.
В последующие годы автомобили Avia постоянно модернизировались. Рабочий объём дизеля увеличился с первоначальных 3,32 до 3,6 л. Мощность модернизированного двигателя возросла до 53 кВт. В 1979 г. на смену Avia A15 пришла модель Avia A20. В 1983 г. появились модели Avia A31 и Avia A21.
В 1986 г. Национальное предприятие AVIA, имеющее заводы в Брно, Иванчице и Жилине, было включено в одно объединение с предприятиями Praga, BSS, Metaz и Kutná Hora. По вступившему в силу закону о государственном предприятии, с 1 июля 1988 г. объединение преобразовано в концерн Avia, состоящий из предприятий Avia, Praga, BSS и Dačické strojírny. Головное предприятие AVIA в Летнянах выпускало двигатели, кабины и осуществляло сборку шасси. Часть этих шасси оснащалась бортовым кузовом, часть автомобилей изготавливалось с кузовом-фургон. Заводы Брно, Иванчице и Жилина собирали на шасси специальные автомобили. Завод Kutná Hora выпускал мосты для автомобилей Avia. Завод Praga производил коробки передач и другие части. На шасси Avia в Болгарии, Югославии и Венгрии выпускались автобусы.
В 1989 г. концерн распался на самостоятельные предприятия. В этом же году в Летнянах приступили к производству панельного фургона Avia A21 FC. В 1992 г. Avia трансформировалась в акционерное общество Avia – Hamilton Standard. Новое общество занялось производством авиационных винтов с долей акций Avia. Через год производство винтов было переведено с завода в Летнянах в новый комплекс, недалеко от Старой Болеславы. Этим окончательно закончилось история самолётостроение в Летнянах. C 1993 г. началось производство моделей A21T и A31T, отличающихся турбированным двигателем Евро-1 мощностью 65 кВт. У грузовиков изменили конструкцию шасси, тормозную систему, улучшили интерьер.
Для дальнейшего развития компании требовался зарубежный инвестор. Переговоры велись с несколькими компаниями. В первую очередь Renault, с которым оставались хорошие связи. Затем с Mercedes-Benz. Но победителем стала в 1995 г. южнокорейская фирма Daewoo, которая совместно с австрийской фирмой Stеуr создала консорциум, приобретший 50,2% акций Avia. Через год компания изменила своё торговое название на Daewoo-Avia, a.о. В том же году компания стала эксклюзивным импортёром и дистрибьютором автомобилей Daewoo в Чешской республике.
В 1997 г. автомобили Avia модели А подвергаются последней крупной модернизации. На рынок поступают модели A 60/65/75/80. Автомобили получили новые шасси с клёпаной рамой, передние дисковые тормоза, уменьшенные колёса 205/75, 17,5”, дизель с промежуточным охлаждением надувочного воздуха мощностью 76 или 85 кВт, выполняющий требования Евро-2, пятиступенчатую и шестиступенчатую коробки передач. Был изменён интерьер и экстерьер кабины. Сама кабина грузовика стала откидывающейся.
В 1997-1999 годах на летнянском заводе происходила также сборка лёгких коммерческих автомобилей Lublin I и Lublin II. Машинокомплекты поступали с завода Daewoo Motor Poland. Тем временем шла работа над новым среднетонажным грузовиком. Над дизайном кабины работали специалисты Daewoo из Великобритании. За разработку шасси и двигателя отвечали специалисты Daewoo-Avia.
Новая модель, получившая индекс D, была представлена на чешском рынке в конце 2000 г. На грузовике устанавливались двигатели Avia D432.100 и английский двигатель Cummins ISBe 150 30. C 2002 г. грузовики комплектуются немецкими коробками передач: пятиступенчатой ZF S5-42 и шестиступенчатой ZF S6-850. Для производства грузовиков типа D было инвестировано 80 млн долларов США. Предприятие получило новый цех окраски, сборочную линию с полуавтоматическим сварочным комплексом и другое технологическое оборудование.
В начале 2006 года Avia подписала контракт с английской фирмой Smith Electric Vehicles (SEV), об эксклюзивных поставках шасси с кабиной для монтажа электродвигателей. Премьера этих электрогрузовиков, построенных на шасси Avia, прошла в декабре 2006 года в Лондоне. В этих машинах использованы моторы с высоким крутящим моментом и мощностью мотора в 120 кВт.
Мэрия Лондона поддерживает это направление транспорта и освобождает электрогрузовики от пошлины 8 фунтов стерлингов на въезд в центр города.
После банкротства Daewoo, 6 октября 2006 г. была образована компания Avia Ashok Leyland Motors о.о.o. Ashok Leyland является вторым по величине производителем грузовиков в Индии.
В настоящее время в Летнянах производятся шасси D60 (5,99 т.), D75 (7,48 т.), D80 (7,99 т.), D90 (9,0 т.) ,D100 (9,99 т.), D110 (11,0 т.), D120 (11,99 т.). На шасси устанавливаются дизели Cummins Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Четырёхцилиндровый двигатель Cummins ISBe 150 30 Euro 3 рабочим объёмом 3922 см3 развивает мощность 170 л. с. при 2500 об/мин.
Грузовики могут поставляться как с обычной «дневной» трёхместной, так и «спальной» кабиной. Кабина подвешена на пружинных рессорах с гидравлическими амортизаторами. По заказу может устанавливаться кондиционер, электроподъёмники стёкол дверей, электропривод зеркал, сиденье водителя на подвеске, передние противотуманные фары, цифровые часы.
Шасси изготавливаются с семью вариантами колёсной базы. При этом общая длина шасси изменяется от 5590 до 9345 мм. Элементы рамы соединяются холодной клёпкой и болтами. В конструкции передних и задних подвесок используются стабилизаторы поперечной устойчивости. Возможна установка пневмоподвески. Avia использует для своих автомобилей мосты Meritor, пневматическую тормозную систему Wabco с дисковыми тормозами.
Стандартный топливный бак вмещает 120 л., по заказу может устанавливаться бак на 200 л. и аккумуляторы повышенной емкости. В дополнение к штатной ABS предлагается система предотвращения пробуксовки. На шасси может устанавливаться комплект сцепного устройства с подключением тормозов прицепа и емкости сжатого воздуха для прицепа, блокировка дифференциала. Вместо стандартных шин 215/75R17,5 возможна установка колёс с покрышками 225/75R17,5 и 9,5R17,5.
Производятся грузовики Avia с полноприводной трансмиссией. В 2007 г. такой грузовик стал чемпионом Европы по трак-триалу.
На автомобили Avia распространяется трёхлетняя гарантия без учёта пробега.