ДЭЙЛИ-ЛИКБЕЗ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ
Модель «Daily» родилась немного спустя. В 1978 году была выпущена первая версия легкого коммерческого автомобиля с атмосферным дизелем. Автомобиль сразу приобрел популярность за свою выносливость и неприхотливость. И в таком исполнении «Daily» выпускалась без изменения до 1981 года. В этом году произошел запуск «Iveco Турбо Daily», повзрослевшей модели, получившей турбированный двигатель с прямым впрыском топлива и исполнение с интеркуллером и без. В 1985 г. произошел рестайлинг модели. Такие автомобили еще можно встретить на дорогах. В 1996 году «Iveco» продолжает развитие популярной модели и выпускает новую версию «Турбо Daily», которая получает награду «Model Year 1996». В 1999 году автомобиль получает двигатель с системой впрыска «Common rail» мощностью от 90 до 146 л/с. В 2000 году эта модель получает награду «Фургон года 2000», а с 2004 года его можно приобрести с роботизированной КПП. Эта версия как нельзя кстати подходит для автомобилей занятых в городских перевозках, позволяет уменьшить расход топлива и увеличить производительность труда.
2005 год: проверенный временем «Daily» вновь получает «Model Year 2005» Так же в этом году начинается установка на автомобили систем безопасности ESP и выпускаются опытные образцы, отвечающие требованиям Euro 4. В 2006 году вновь рестайлинг популярной версии, получивший двигатели мощностью до 176 л/с, благодаря использованию турбокомпрессоров с изменяемой геометрией. Стали доступны полноприводные автомобили «Daily 4Х4». В 2009 году компания «Iveco» вновь запускает новую версию автомобиля. Презентация этих автомобилей в России прошла в мае 2010 года. Теперь предлагаются автомобили с двигателями на метане, дизельном топливе и гибридные установки. В двигателях используются новейшие технологические и конструктивные решения, в том числе двухступенчатый турбонаддув, позволяющий более гибко использовать крутящий момент практически с оборотов холостого хода. Завершая обзор семейства «Daily», необходимо отметить следующее: все автомобили, с самого основания, имели рамную конструкцию и торсионную переднюю подвеску. Такая конструкция доказала свою эффективность и надежность. Поэтому «Iveco Daily» пользуется большой популярностью и на вторичном рынке.
При покупке автомобиля «Daily» бывшего в эксплуатации, необходимо остановиться лишь на некоторых моментах. Прежде всего, надо отдавать себе отчет, что это «рабочая лошадка». Разговоры о том, что дедушка ездил на фургоне полной массой до 6,5 тонн за батоном хлеба, по меньшей мере, довольно необычны. Теперь по порядку.
«Iveco» применяет два двигателя – F1C (цепной привод ГРМ) с объёмом 3,0 литра и F1A (привод ГРМ при помощи зубчатого ремня) объёмом 2,3 литра. Оба двигателя 4-х цилиндровые, имеют два распредвала верхнего расположения и по 4 клапана на цилиндр. Электронный впрыск дизельного топлива обеспечивается система «Common rail» производства «BOSCH».
Двигатели имеют различные настройки по мощности. Доступны версии начиная с 90 л.с. и заканчивая 176 л.с. на двигателе F1C, оборудованном турбокомпрессором с изменяемой геометрией.
Исходя из опыта эксплуатации, ресурс двигателя с электронным впрыском на «Iveco Daily» составляет 500-700 тысяч км. Это достаточно хорошие показатели, учитывая специфику использования – междугородние и внутренние городские перевозки (для России 50-70 тысяч километров в год). Нелишним будет обратить внимание на состояние турбокомпрессора. Он находится сбоку двигателя с правой стороны по ходу движения. Если визуально определяются сильные подтеки масла – есть повод для дискуссии с продавцом о снижении цены.
Как уже говорилось выше, автомобиль построен на раме, имеющей повышенную жесткость, поэтому можно не беспокоиться за кузов и надстройки, даже если видны небольшие очаги коррозии или автомобиль побывал в небольшом ДТП. «Слабым» местом являются подушки крепления кабины к раме, которые обычно выходят из строя после 5 и более лет эксплуатации. Но они не дорогостоящие.
Передняя подвеска торсионная, двухрычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости (исключая версии с полной массой до трёх тонн, где используется поперечно расположенный рессорный лист). Торсионы показали высокий уровень износостойкости и надёжности, и поэтому они устанавливаются и на последние модели. Единственным слабым звеном в шасси являются втулки (сайлентблоки) торсионов, да и то, если машина работала с перегрузом. Но и их ресурс, даже при варварском использовании, превышает 100 тыс. км.
КПП 5-ти или 6-ти ступенчатые, довольно надёжные. В последних моделях есть необходимость периодически регулировать трос от кулисы до КПП, иначе передачи начинают включаться с затруднением и возможно повредить шток и вилку внутри коробки. На автомобиле установлено сцепление диаметром 14” обратного выжима, то есть выжимной подшипник не нажимает на корзину сцепления, а тянет ее на себя. Такая конструкция позволяет увеличить прижимную силу сцепления, и, как следствие, появляется возможность передавать больший крутящий момент.
Отдельной строкой хочу отметить тормозную систему. Компания «Iveco» применяет на всех автомобилях «Daily» с начала 2000 годов только дисковые тормоза. А с 2005 года система ABS производства «BOSCH» идет в базовой комплектации. Естественно, для коммерческого автомобиля ресурс, надежность и безопасность являются приоритетными факторами – тормозная система «Daily» соответствует этим требованиям на 100%.
Карданная передача имеет от 2 до 5 крестовин, в зависимости от длины базы. Естественно, смазка крестовин во время обслуживания – операция первостепенная. Задний мост – это один из наиболее ответственных элементов. При своевременном и грамотном обслуживании трансмиссия проработает не одну сотню тысяч километров. Всё же, при выборе «Дэльки» со вторичного рынка, небольшой тест-драйв обязателен. Он поможет выявить шумы и щелчки в трансмиссии, а также состояние расходных элементов подвески.
«Iveco Daily» работает в российских условиях не первый десяток лет, поэтому сервисные инженеры разработали план обслуживания автомобиля, базируясь на огромном опыте. Замена масла и двух топливных фильтров производится каждые 20 000 км, при этом объём масляного картера составляет 7 литров.
Один раз в 60 тыс. км к замене масла и масляного фильтра прибавляется замена масла в заднем мосту и КПП. Для двигателя F1A замена ремня ГРМ производится каждые 120 000 км. А на цепном собрате F1C – каждые 240 000 км
Необходимо помнить и о различных проверках и осмотре не только во время обслуживания, но и ежедневно.