БЕЗ СКИДОК НА ЖАРУ
НЕ БЕРЯ В РАСЧЁТ УДАЧУ
Я мало сомневался в том, что лучшим водителем, как и раньше, окажется Роман Бусов с автобазы №23 «Мосхлебтранса». Опыт, упорные тренировки, быстрота реакции, точный глазомер – всё это есть у Романа. Есть и воля к победе. Но его желание победить не фанатичное «сжать зубы и выиграть любой ценой». Не слышал я от Романа и расхожих фраз типа «надеюсь, мне повезёт», «верю в свою удачу», частенько проскакивающих у его конкурентов. Нет, появившийся на площадке задолго до начала соревнований Роман спокойно и рассудительно рассказывал о том, какие элементы трассы в прошлом году можно было пройти быстрее, о том, что он тренировался и «намерен улучшить свой результат». Что ж, подход вполне профессиональный. Именно с таким и побеждают. Не томя читателей ожиданием, скажу, что так оно и случилось.
Стал победителем среди ремонтников и второй мой «утренний» собеседник – Андрей Владимирович Артемьев.
Инженер-технолог по образованию, он работает слесарем по ремонту подвижного состава на Первом автокомбинате. Когда Андрей, едва закончив институт, пришёл на работу, ему, как имеющему и образование, и некоторый практический опыт, предложили «командную» должность. Но наш герой решил сначала поближе познакомиться с подвижным составом, использующимся на комбинате. Делал ТО, ремонтировал ходовую часть, был мотористом – всего не перечислишь. Можно просто сказать, что Андрей прошёл по «кругу» все отделения, имеющиеся в ремзоне, освоил все операции.
Результат – вполне заслуженное звание «лучший ремонтник». По предварительным итогам, Андрей не был первым, но в редукторе, собранном слесарем, показавшим лучшее время, судьи нашли ошибку при сборке.
Редуктор? В век бортовой электроники? Да, именно редуктор. Конечно, когда-нибудь ремонтники будут соревноваться в диагностике и устранении «электронных» неисправностей. Но надёжная работа автомобиля зависит и от ходовой части. Никакой бортовой компьютер не поможет водителю, у которого внезапно «клинанул» задний мост. Вой или дребезжание, говорящие о скорой кончине этого агрегата, можно услышать сейчас в каждой десятом грузовике. Но машин «Мосавтотранса» среди них нет, потому что система технического обслуживания здесь сохранена в полной мере. Благодаря своевременному уходу и хорошему ремонту, в «Мосавтотрансе», наряду с автомобилями иностранных марок, продолжают работу далеко не новые «Стотридцатые» ЗиЛы, которых уже почти не осталось в Московском регионе. Бедность? Нет – бережное отношение к технике.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Несмотря на большие успехи в поддержании технического состояния парка, в «Мосавтотрансе» думают и о будущем. Автомобили иностранных марок в парке «Мосавтотранса» конечно есть, и в большом количестве, но ими сейчас никого не удивишь. Зато решиться на регулярную коммерческую эксплуатацию электромобилей многого стоит.
На выставке подвижного состава, проводимой на одной из площадок конкурса, мне удалось поближе познакомиться с электромобилем на базе «Фиат Дукато», эксплуатирующемся в одном из подразделений «Мосавтотранса». Такая машина не одна и работают они каждый день.
Водители старшего поколения, помнящие то, как эксплуатировались немногочисленные электромобили в советское время, могут сказать: «Работают? Знаем мы, как они работают. Полдня ездят, два заряжаются и неделю потом ремонтируются».
Нет, эта техника работает по-настоящему. Поступили электромобили более года назад, используются для перевозки охлаждённых продуктов по Москве. Скидок на «электрическую» сущность им не делается. День машина работает, ночь – заряжается. Запаса хода как раз хватает на день работы, а максимальная скорость на пятой передаче заходит за сотню.
Коробка передач и электромобиль? Да, электрический «Фиат» мало отличается от своего бензинового собрата. Аккумуляторные батареи у него расположены под кузовом. Напряжение от них попадает в тиристорный регулятор и далее в электромотор постоянного тока с жидкостным охлаждением, стоящий на месте штатного бензинового мотора. КПД такого электромобиля больше, чем у оборудованного инвертором для преобразования выдаваемой аккумуляторами «постоянки» в «переменку». Именно коробка передач помогает компенсировать падение крутящего момента электромотора постоянного тока на высоких оборотах. Тормозная система электромобиля гидравлическая, рекуперативное торможение отсутствует.
Кстати, о запасе хода: напряжение аккумуляторной батареи и, соответственно, оставшийся запас хода при включении «зажигания» показывает стрелка топливомера, оставшегося на панели приборов в «наследство» от бензиновой машины. Так вот, несмотря на то, что перед тем, как попасть на выставку, машина уже прошла около тридцати километров, стрелка упиралась в положение «полного бака», говоря, в нашем случае, о том, что на состоянии батареи такой пробег нисколько не сказался.
Конечно, эти решения не совсем современны для электромобиля завтрашнего дня, но зато сегодня они реально работают, помогая быстрее набрать опыт эксплуатации таких машин и переориентировать на их обслуживание ремонтную службу. Думается, приобретение этих машин – правильное решение. Поступи на автокомбинат какой-нибудь концепт с расположенными в колёсах асинхронными моторами, с его устройством тоже бы разобрались. Но речь-то идёт не об очередной «показухе», а о необходимости регулярной эксплуатации электромобилей, о возвращении веры в их эксплуатационные качества.
И с этой задачей, может и не сверхсовременный, но простой и надёжный электрический «Фиат» справляется вполне достойно.
И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ
Между тем, конкурс продолжался. Наступил черёд самой зрелищной его части – соревнования водителей. Особый интерес им придавало то, что в финал конкурса впервые вышли сотрудники предприятий, не входящих в систему «Мосавтотранса». Обычно они отсеивались на отборочных этапах, а в этот раз подготовились более серьёзно. В конкурсе участвовали водители и ремонтники транспортного цеха «Кока-Кола». Но самые необычные участники – выпускники юношеской автошколы Владимир Зуев и два Александра – Лачугин и Кудинов.
Пусть у них ещё не так много опыта, но «зелёными» их уже не назовёшь. Поступив в автошколу в 14 лет и получив права только в 18, они времени даром не теряли, осваивали элементы контраварийной подготовки, часть которых – «змейку» и синхронный «полицейский разворот» они показали уже после завершения основных соревнований. В них они, кстати, выступали на автомобилях «Газель». У одного из них – Александра Лачугина – уже есть свой грузовик «Валдай», на котором он работает. Так что выпускники юношеской автошколы – водители вполне профессиональные. Не за горами у них получение категории «Е», и что тогда? Держись, Роман Бусов?!
Не всё так просто. Думается, лидерству в таких соревнованиях водителей «Мосавтотранса» ещё много лет ничто не угрожает.
Попробуйте, например, задним ходом загнать автопоезд из седельного тягача «МАЗ» и двухосного бортового полуприцепа на «парковку у тротуара» задним ходом, если длина «окна» превышает длину машины всего на полтора метра! Я в подобной ситуации испытывал бы затруднения и на «Газоне», а тут такая «дура»!
Но все справлялись. Главное – не спешить, не психовать, вовремя и на нужный угол выкручивать руль. А вот с аналогичным упражнением на «Газелях» не всё складывалось просто. Чувствовалось, что водители, участвовавшие в конкурсе, привыкли работать на больших машинах и на «Газель» большинство из них смотрит как на большую легковушку. Делает водитель любую фигуру на автопоезде – всё у него получается чинно, плавно, и быстро. Пересаживается на «Газель»: визг резины, дым из под колёс, устрашающие крены, и... сбитые флажки. Мне кажется, что выполнять упражнение «парковка задним ходом» с пробуксовкой – явный перебор. Но профессионалам виднее. А водители «Мосавтотранса» действительно профессионалы. И не смотря на то, что на «Газелях» большинство из них не работает, «маршруточники» им в подмётки не годятся.
Близился финал, а обстановка на площадке становилась всё напряжённее. Сухой, жаркий ветер начал срывать и уносить знаки, обозначающие начало и конец упражнений, габаритные флажки.
Последнее, самое зрелищное соревнование – эстафета. Водитель сначала проделывает фигуры высшего пилотажа на МАЗе, потом пересаживается на «Газель». Время засекается по результатам двух заездов. И вот, водители сидят в кабинах, уже включив передачу и газуя (упражнение для пущей зрелищности выполняют два водителя одновременно), как вдруг – отбой. Флажки улетели. Крепкие нервы надо иметь, чтобы правильно понять команду судьи и не сорваться с места. Но фальстартов в этом году не было.
А сломанные машины были. В обоих «Газелях», добросовестно прошедших все спортивные сражения этого жаркого дня, в последнем упражнении финала синхронно вентиляторы пробили радиаторы. Но разве может такая мелочь остановить истинных профессионалов? Тем более что ехать этим «Газелям» оставалось метров сто.
А ещё говорят, что отечественные машины плохие! Я с этим категорически не согласен. Они ломаются только тогда, когда вся работа уже сделана.
А если серьёзно, то очевидно, что при резком переходе из правого виража в левый с одновременным торможением раму машины несколько ведёт. Двигатель с вентилятором чуть-чуть смещаются, а этого уже достаточно, чтобы вентилятор зацепил какой-нибудь патрубок или сам радиатор. «Газелисты», кто с этим ещё не сталкивался, имейте в виду!
ПРАЗДНИК СОСТОЯЛСЯ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Несмотря на не вполне комфортные погодные условия на площадке, обстановка 29 июля на конкурсе царила вполне праздничная и демократичная. Присутствие высокого руководства не внесло, как это порой бывает на подобных корпоративных мероприятиях, элемент напряжения.
Конкурс не стал забюрократизированным мероприятием, а хозяевами на нём чувствовали себя его герои – водители и ремонтники. Они получили возможность не только «выяснить отношения», но и в неформальной обстановке пообщаться с коллегами, в том числе и с работниками частных предприятий, обсудить свои проблемы.
Неплохо, конечно, площадку конкурса использовать ещё и как место, где выпускники вузов, техникумов и просто водители, желающие работать в «Мосавтотрансе», могли бы ознакомиться с условиями труда, подвижным составом, на котором придётся работать, с будущими коллегами. Возможно, в будущем стоит подумать о том, чтобы перенести финальные соревнования на один из выходных дней осени – поближе ко дню Автомобилиста?
Впрочем, и то, что делал и делает «Мосавтотранс» для популяризации автомобильного транспорта общего пользования и профессии автотранспортника – весьма и весьма значительно. И нашему изданию, имеющему в принципе сходные задачи, остаётся только поздравить московских автотранспортников с их успехом. Устроить такой праздник для водителей – это здорово!