NEOPLAN ОТМЕЧАЕТ 75 ЛЕТ КОМПАНИИ
Готтлоб Аувертер (1903–1993 гг.) происходил из семьи, насчитывающей много поколений каретных и колесных мастеров. В 14 лет он освоил это ремесло на семейном заводе в Штутгарт-Мёрингене, став в 1920 году рабочим-каретником. 1922 г. Готтлоб перешел на работу в известную штутгартскую кузовостроительную фирму Reutter, где освоил профессию мастера автомобильных кузовов. Три года спустя по компании Reutter, как и по многим другим, ударила экономическая депрессия, и Готтлобу пришлось вернуться в небольшую мастерскую отца, где работали четверо из шести его братьев.
Получив в 1927 г. квалификацию ведущего мастера по кузовостроению, он сумел организовать собственное дело. Его предприятие, получившее название Karosseriebau Gottlob Auwarter jr., изготавливало автобусы на базе различных шасси, но Готтлоб стремился к выпуску собственного. Рост числа заказов, расширение производства вселяло оптимизм в планы Готтлоба.
Их осуществлению помешала война. Много квалифицированных сотрудников было мобилизовано. Предприятие перепрофилировли на выпуск военной продукции и участвовало в ремонте самолётов в соседнем Эхтердингене.
К счастью Аувертера, его предприятие незначительно пострадало от бомбежек и оказалось в западной зоне оккупации. У Готтлоба оставались агрегаты, из которых он смог построить шесть автобусов. Это было возрождением компании. С технической точки зрения Готтлоб превзошёл самого себя, сделав цельнометаллические кузова, обшитые алюминиевыми листами.
Объёмы производства автобусов росли, превысив вскоре потенциал существующего завода, поэтому в 1953 г. был сооружен новый цех площадью 1000 м2, в котором рабочие смогли производить по одному автобусу в неделю.
Изготовление кузова автобуса целиком из металла открывало широкие перспективы по созданию удобного для пассажиров автобуса. Готтлоб Аувертер спроектировал полностью новый автобус с несущим кузовом, который не имел ничего общего с шасси грузовиков. Автобус не имел отдельного шасси, а кузов, сделанный из труб прямоугольного сечения, нёс сам себя. Боковые панели, приваренные к каркасу кузова, увеличивали его жёсткостью. Такая конструкция кузова уменьшала вес автобуса на несколько сот килограмм.
Кроме этого, двигатель автобуса располагался сзади, что уменьшало длину трансмиссии и облегчало обслуживание силового агрегата.
Подчёркивая новизну своего детища, Готтлоб дал ему символическое название NEOPLAN, что в переводе с греческого обозначает «новый план». Название родилось экспромтом у торгового агента, ответственного за импорт автобусов Аувертера в Грецию. Премьера NEOPLAN состоялась в конце 1953 г. на шоу в Реутлингене. Затем последовали другие модификации автобуса, раличающиеся длиной.
Смелые конструкторские и технические решения стали визитной карточкой NEOPLAN. В 1957 г. Готтлоб Аувертер и его конструктора сделали ещё один шаг в улучшении автобуса. NEOPLAN получил пневматическую подвеску. Колёса передней оси автобуса стали подвешиваться независимо. В 1958 г. пневматическая подвеска была запатентована.
В 1960 г. NEOPLAN предложил необычный автобус, предназначенный для обслуживания аэропортов. Это была низкопольная машина с передними ведущими колёсами и двигателем, расположенным возле места водителя. Для входа и выхода из автобуса предназначались три двухстворчатых двери. Высота пола составляла всего 350 мм. Низкая высота пола достигалась благодаря специальной конструкции задней оси и относительно небольшими колёсами. Предложение низкопольного аэродромного автобуса вывело компанию на лидирующие позиции на мировом рынке.
До начала шестидесятых годов прошлого века в автобусостроении доминировали округлые формы кузовов. Боковые окна были небольшими. Освещение салона улучшали дополнительные верхние окна. На этом фоне Альбрехт Аувертер, старший сын Готтлоба, и будущий инженер Боб Ли спроектировали в рамках своей диссертации абсолютно новый туристический автобус. Во многих аспектах это был революционный проект. Автобус получил название «Гамбург», по названию города, в университете которого Альбрехт и Боб изучали конструирование и автомобильные дисциплины. Технические и стилистические решения, найденные в этом проекте, в дальнейшем легли в основу автобусов NEOPLAN и всей отросли в целом.
Представленный на Женевском автосалоне в марте 1961 г. «Гамбург» произвёл сенсацию. Чёткие линии кузова с выделяющимися гранями, изогнутые и заходящие на крышу боковые окна обеспечивали пассажирам прекрасный обзор. Такие новшества не могли быть игнорированы.
Внутри автобуса сиденья устанавливались на слегка наклонных платформах, возвышающихся к задней части кузова. Альбрехт Аувертер и Боб Ли сделали фундаментальный шаг в развитии системы вентиляции автобусов: воздух подавался по двум каналам, проложенных под потолком над рядами сидений. Над каждым сиденьем имелся регулятор с индивидуальным соплом.
Конрад Аувертер – второй сын Готтлоба, в 1964 г. разработал макет двухэтажного рейсового автобуса. Благодаря своему чрезвычайно малому весу, он мог перевозить 102 пассажира. Автобус оснащался недавно разработанной низкой передней осью. Сегодня такая конструкция передней оси применяется на всех низкопольных автобусах.
Однако компания Gottlob Auwеrter GmbH & Co. стала известна тем, что выпустила на рынок первый двухэтажный туристический автобус. Двухэтажные автобусы производились давно, однако это были рейсовые модели. Автобус имел экономический успех и очень скоро аналогичные «туристы» появились у всех конкурентов.
В 1967 г. на 8-й Международной недели автобусов (International Bus Week) в Ницце дебютировал NEOPLAN Skyliner – «небесный лайнер», затмивший собой модель «Гамбург». В том же году модельный ряд Skyliner пополнился трёхосным автобусом. При этом третья ось была подруливающая.
Выпуск автобусов постоянно увеличивался. Когда возможности строительства различных дополнительных производственных помещений исчерпали себя, было принято решение о реконструкции предприятия в Штутгарте. Она была начата в 1968 г. В этом году основатель компании Готтлоб Аувертер отмечал своё 65-летие. 28-го августа 1969 г. в Морингене, районе Штутгарта, были официально открыты новые цеха. В сборочном цехе, площадью 3840 м2размещались три независимых поточных линий. Они позволяют производить высокоэффективную модульную сборку, выполнять индивидуальные заказы, производить специальные модели. Отдел ремонта автобусов интегрировали в производство. Это сводило время восстановления автобуса к минимуму. Центр ремонта и восстановления автобусов, бывших в эксплуатации, находится в двухэтажном здании. В административном восьмиэтажном здании располагалось правление компании и производства.
В 1971 г. в Монако был представлен Cityliner N116. «Городской лайнер» установил новые стандарты для туристических машин. Высота Cityliner N116 составляла 3,55 м. Он возвышался над другими автобусами того времени. Пол пассажирского отделения располагался на две ступеньки выше места водителя. Сиденья устанавливались на платформах. Это, как и типичные черты автобусов NEOPLAN – изогнутые боковые окна, заходящие на крышу, давало пассажирам оптимальный обзор в городе. Cityliner N116 был первым автобусом с гардеробом и туалетом возле центрального входа. Такое решение позволяло сохранить больше места для пассажиров. Под полом автобуса размещались вместительные отделения для багажа.
В 1973 г. на IAA компания представила новую линейку автобусов для среднего сегмента рынка, названного Jetliner. «Реактивный лайнер» демонстрировал динамичный дизайн, удобный и функциональный интерьер. Новизну автобуса подчёркивало цельное громадное ветровое стекло. Окно кабины водителя и двери имели наклонный нижний край. Их линия изящно переходила в линию боковых стёкол. Возглавляемая Бобом Ли команда разработчиков и инженеров создала жемчужину автобусного дизайна. Она объединяла традиционные элементы NEOPLAN и инновационные решения.
Ввиду растущего спроса на автобусы NEOPLAN и ограниченные возможности завода в Штутгарте, компания Gottlob Auwеrter GmbH & Co. решила открыть второе производство. В 1973 г. площадкой для нового завода был выбран Пилстинг в Нижней Баварии, где имелись квалифицированные рабочие кадры.
В самом начале семидесятых годов прошлого века компания осуществляла поставку своих автобусов в республику Гана. Затем, для усиления своего присутствия на чёрном континенте и создания постоянной базы, NEOPLAN пришёл в Кумаси – во второй по величине городе Ганы, где 12 декабря 1974 г. компания открыла третий завод. На нём началось производство автобусов Tropicliner. «Тропические лайнеры» производятся там до сих пор.
Единственным реальным конкурентом двухэтажному автобусу Skyliner стала другая разработка – Jumbocruiser. В английском языке «джамбо» – универсальный синоним всего исполинского. Гигантский круизер от NEOPLAN представлял собой двухэтажный сочленённый автобус. Он полностью исчерпал все допустимые лимиты: длина 18 м, ширина 2,5 и высота 4 м. Гигант оказался не по зубам рынку, его полномасштабное серийное производство так и не было налажено. Тем не менее, он демонстрировал технические и конструкторские возможности компании.
Весной 1976 г. конструкторы Gottlob Auwеrter GmbH & Co. сделали очередной шаг к созданию современного низкопольного автобуса, выпустив на рынок модель N814 – первый городской автобус с двумя широкими входами без ступенек. В последующие годы автобусы такого типа станут стандартными в Европе.
Возрастающий спрос на автобусы заставил правление компании приступить к расширению своего второго завода в Пилстинге. Второго апреля 1979 г. обновленное предприятие было открыто. В него вошли производство каркасов автобусов, обработка пластмассы, ремонтные и учебные мастерские.
В том же году на IAA дебютировал Spaceliner. Слово «пространство», входящее в название автобуса, появилась там не случайно. Конструкторам удалось увеличить пассажирский салон, разместив место водителя под пассажирской палубой. Рабочее место водителя в новом автобусе стало сродни кабине спортивного болида. Водитель и пассажиры имели собственные двери, как в легковом автомобиле. Посадка и высадка пассажиров осуществлялась через дверь в середине автобуса. Водитель мог попасть туда со своего рабочего места через низкий проход. Под полом пассажирского салона в боковых нишах было достаточно места для подсобных помещений: кухни, туалета, гардероба, места отдыха второго водителя. При этом высота автобуса составляла 3,65 м, что только на 10 см больше, чем Cityliner.
В самом конце семидесятых годов прошлого века Аувертер выиграл тендер для Берлина на так называемый проект Telebus. Берлин в то время был столицей Германской Демократической Республики, тем не менее, правление компании приняло решение строить завод в советской зоне оккупации разделённого города. Подходящий участок земли нашёлся в районе Спандау. Осенью 1980 г. на нём развернулись строительные работы.
Первый автобус покинул сборочную линию четвёртого завода NEOPLAN 27 марта 1981 г. Telebus придал импульс швабской компании для расширения своей деятельности в Берлине, но это было не единственной причиной. Новый завод был по совместительству центром обслуживания автобусов NEOPLAN, который использовали берлинские операторы. Gottlob Auwеrter GmbH & Co. имела с ними традиционно хорошие связи.
Автобусы NEOPLAN хорошо продавались в Соединённых Штатах. В этой связи в 1981 г. в Ламаре, штат Колорадо, открылся завод. Рейсовые автобусы NEOPLAN быстро завоевали популярность и крупные заказы стали обычным явлением. Американским операторам импонировали низкопольные автобусы и применяемый в качестве топлива сжатый природный газ. Через несколько лет был открыт второй североамериканский завод в Хани Брук, штат Пенсильвания.
1981 год вошёл в историю компании созданием гигантского аэродромного автобуса – двухэтажного Galaxy Lounge. Он имел длину 15 метров и 4,5 в ширину и высоту, вмещал 340 пассажиров. Автобус оснащался трапом, чтобы забирать пассажиров с борта самолётов высотой от 2 до 5,5 м.
С моделью Titan немецкие автобусостроители вышли на арабский рынок. Этот автобус трудился в аэропорту Джидды, одного из самых больших в мире.
В 1982 г., после того, как низкорамные автобусы стали доминировать в сегменте городских общественных перевозок, компания спроектировала и выпустила стандартизированные городские автобусы. В настоящее время они выпускаются под названием Centroliner.
25 мая 1988 г. в Штутгарте Gottlob Auwеrter GmbH & Co. устроила мировую премьеру автобуса с кузовом монокок. Сделанный из углеродного волокна кузов обходился даже без пространственной рамы – высокая прочность карбона позволила проектировщикам заставить обшивку автобуса работать как силовой элемент конструкции. Футуристический автобус назвали Metroliner. Его дизайн подчёркивал воплощение новых технологий. Малый собственный вес Metroliner делал его удобным для отработки новых систем привода: комбинированных силовых установок, электрохимических генераторов.
В феврале 1990 г. началось производство междугороднего автобуса Transliner. К этому времени компания открыла второй завод в Восточной Германии в Эренхайне. Год спустя официально открылся ещё один завод в Восточной Германии. На этот раз в Саксонии, в Плауэне. Падение Берлинской стены позволило компании начать разностороннее сотрудничество с известным производителем Vogtlndische Maschinenfabrik AG (VOMAG). 12 декабря 1991 г. была основана компания NEOPLAN Omnibus GmbH Plauen. Сегодня это предприятие играет ключевую роль в выпуске кузовов в рамках группы NEOPLAN.
Весной 1992 г. Альбрехт Аувертер удивил производителей автобусов заявлением, что он будет добиваться разрешения эксплуатации автобусов длиннее 12 метров – лимит длины в Германии и Европе в то время. Тогда только несколько человек считало, что этот проект будет успешным. И на IAA-1992 был представлен четырёхосный 15-метровый двухэтажный автобус Megaliner с немецкими номерными знаками. В настоящее время 15-метровые автобусы не диковинка.
В 1995 г., в год своего шестидесятилетия, NEOPLAN изготовил ограниченную партию из 60 штук автобусов Cityliner Platinum Edition. Машины этой серии оснащались, к примеру, радарными дальномерами для контроля дистанции. Как стандартная опция такие системы будут устанавливаться на Cityliner с 2006 г.
В 1996 г. на IAA компания продемонстрировала футуристический автобус следующего века – автобус премиум класса Starliner, при производстве которого применялись новые технологии. В 1997 г. на конгрессе Международной ассоциации общественного транспорта (UITP), проходящем в Штутгарте, NEOPLAN представила новое поколение низкопольных автобусов Centroliner. Это поколение получило CAN-шину, упрощающую электропроводку и делающую работу систем управления надёжней благодаря микропроцессорным технологиям. Долговечность автобуса была увеличена, так как пол изготавливался из нержавеющей стали. Ширина Centroliner соответствовала вновь установленному пределу – 255 см. Кузов автобуса изготавливался по модульному принципу. Это позволяло производить модели практически по индивидуальным заказам и при этом без увеличения стоимости заказа. Первый серийный автобус нового поколения представили на IAA 2002.
На IAA 1998 NEOPLAN демонстрировала новый комбинированный автобус Euroliner, воплотивший в себя все последние достижения штутгартских автобусостроителей. В 1999 г. звание автобус года по версии штутгартского издательства ETM-Verlag – (Lastauto Omnibus, Fernfahrer и Тransaktuell) получил NEOPLAN Starliner.
20 июня 2001 г. Европейская комиссия одобрила поглощение Gottlob Auwеrter GmbH & Co. KG мюнхенской компанией MAN Nutzfahrzeuge AG. С 1 июля появилась компания NEOPLAN Bus GmbH. Она занялась производством автобусов под брендами NEOPLAN и MAN. 2003 г. ознаменовался выпуском туристического автобуса Tourliner. Он должен был производиться на заводе NEOMAN в Анкаре. Тем временем, Euroliner завоевал пятый раз титул «Автобус года».
В 2004 г. NEOPLAN Bus GmbH презентовала на IAA новое поколение Starliner и междугороднюю модель Trendliner. В следующем году Starliner завоюют почётное международное звание Coach of the Year 2006.
В 2006 г. Штутгартский завод закрывается на реконструкцию и головной офис компании переезжает на завод в Пилстинг. В этом же году на IAA экспонировался автобус нового поколения Cityliner. В ходе выставки NEOPLAN Bus GmbH получила заявки на 30 таких автобусов.