DAILY СТАНОВИТСЯ ECO
В 1978 г. появилось первое поколение лёгких коммерческих автомобилей под названием Iveco Daily. Оно выпускалось до 1990 г. В Германии Iveco Daily продавался как Iveco Magirus.
С 1990 г. стартовало производство второго поколения автомобилей Iveco Daily. Новая модель получила двигатель 8140 рабочим объёмом 2,8 л. мощностью 76 кВт (103 л.с.).
В 1996 г. автомобили Iveco Daily обновились. Производство второго поколения было прекращено в 2000 г., и начался выпуск Iveco Daily III. На автомобили этого поколения устанавливались три варианта двигателя 8140 мощностью 66 кВт (90 л.с.), 78 кВт (105 л.с.) и 92 кВт (125 л.с.) с топливной системой Common Rail. Самый мощный двигатель оснащался турбиной. В 2003 г. линейка двигателей пополнилась дизелем F1A. В 2004 г. новое пополнение – трёхлитровый F1С. В 2006 г. началось производство четвёртого поколения Iveco Daily.
Сегодня Iveco представляет в России модель Iveco Daily. Новая версия получила название EcoDaily. Приставка ECO в названии нового семейства Daily появилась не как дань моде, а на весьма заслуженном основании: экономичность и экологичность – ключевые свойства новых автомобилей. Акценты при создании автомобиля делались на основании самого беспристрастного источника информации – владельцев транспортных средств.
Представление EcoDaily проходит под девизом «сильный от природы». Автомобиль получил от дизайнеров Центра стиля Fiat новую двухъярусную решётку радиатора в виде пчелиных сот. Это апробированное в мировой практике решение придало автомобилю спортивность. По заказу верхняя часть бампера может окрашиваться в цвет автомобиля. В целом дизайн Iveco Daily отличается продуманной гармоничностью стилевых решений. Он не бросает вызов новыми решениями, он их содержит, облагораживая традиционными формами. Бросаешь взгляд на Iveco Daily – это не грузовой и не легковой автомобиль – это то, чем и должен быть малый автобус или лёгкий грузовик, фургон в современном урбанизированном мире.
Кабина Iveco Daily встречает водителя интерьером серого цвета, увенчанным чёрной приборной панелью. Выступающая центральная консоль отделана под алюминий. Как опция доступно сиденье на пневмоподвеске, с подогревом, с поясничной поддержкой. Справа может устанавливаться двухместное пассажирское сиденье, либо регулируемое одноместное. В качестве полезных «мелочей» предлагается вещевой ящик под двухместным сиденьем, отделение для вещей над ветровым стеклом, обогрев стекла, панель приборов «комфорт» с индикацией сервисного интервала.
Двигатели для Daily разрабатываются и производятся в сотрудничестве с компанией Fiat Powertrain Technologies (FPT). Двигатели EcoDaily получили топливную систему Common Rail с увеличенным с 1600 до 1800 бар давлением впрыска. Она оснащается пьезофорсунками, которые могут производить восемь подач топлива в пределах одного цикла впрыска. Это позволило уменьшить шум работы дизеля, снизить потребление топлива, сделать выхлопные газы более чистыми. Для смазки двигателя используется только синтетическое масло. Это позволило поднять межсервисный пробег автомобиля до 20 тыс. км даже с учётом российских условий эксплуатации.
На Daily устанавливаются два базовых двигателя: объёмом 2,3 и 3,0 л. Дизель рабочим объёмом 2998 см3 производится в модификациях 103 кВт (140 л.с.), 107 кВт (146 л.с.), 125 кВт (170 л.с.) и 122 кВт (176 л.с.). В двигателе появилась новая система рециркуляции выхлопных газов (EGR) и сажевый фильтр. В системе рециркуляции электрический клапан заменил пневматический. Также изменилась система охлаждения газов рециркуляции. Всё это позволило увеличить рециркуляцию с 3-5 до 20-25 %. Это сделано для сокращения содержания оксидов азота в отработанных газах. Кроме этого, двигатель получил двойную турбину.
Самая мощная версия двигателя соответствует экологическому классу Евро-4. Этот дизель оснащается турбиной с изменяемой геометрией лопаток (VGT). За счёт этого крутящий момент достигает величины 400 Нм при 1250 об/мин.
Двигатели мощностью 140 л.с. (350 Нм) и 170 л.с. (400 Нм) выпускаются в вариантах, соответствующих требованиям EEV. Достигается такой высокий экологический стандарт без применения системы селективного каталитического восстановления оксидов азотов (SCR). Проще говоря, дизелю не требуется добавка мочевины. Эти агрегаты относятся к категории Eco.
Семейство обновлённого 2,3-литрового дизеля пополнилось – к моторам мощностью 96 л.с., 116 л.с. и 136 л.с. (последний оснащается турбиной VGT) добавились варианты мощностью 106 и 126 л.с.
Турбированные версии дизелей выходят на максимальный крутящий момент уже при 1250 об/мин. «Полочка» крутящего момента продолжается до 3000 об/мин. Другие моторы, в том числе и семейства 2,3 л, достигают максимальных значений крутящего момента при скорости вращения коленчатого вала 1500-1750 об/мин.
Венчает десятку двигателей Daily и тройку EcoDaily трёхлитровый Natural Power, работающий на сжатом природном газе. Он развивает мощность 136 л.с. и крутящий момент 350 Нм, отвечает экологическим нормам EEV. Natural Power отличается самым низким расходом топлива в своём классе. Вместе с этим, инженерами предусмотрена временная возможность работы мотора на бензине. Для этого на автомобилях устанавливается небольшой бензобак вместимостью 15 л. Бензин можно использовать для запуска двигателя в холодное время года. При работе на бензине мощность мотора уменьшается до 60 кВт (82 л.с.), крутящий момент снижается до 230 Нм.
У голубого топлива есть ещё одно неоспоримое преимущество двигатель работает на газе значительно тише, чем дизель. Уровень шума на расстоянии 1 м в диапазоне 100-10 000 Гц ниже на 5 дБ, что по ощущениям человека тише в 4 раза.
Но для перевозчика на первом месте стоит, всё-таки, стоимость топлива. 1 кг метана – это 1,5 л. бензина или 1,3 л. дизельного топлива. Расход газа составляет 10 кг на 100 км, солярки – 12 л. Таким образом затраты на газ составляют только 29 % от стоимости дизельного топлива.
Однако и это ещё не всё, что может предложить Iveco. Daily Electric вообще обладает нулевой эмиссией. Электрический автомобиль может проехать до 130 км, развить скорость до 70 км/ч, и преодолеть уклон до 16 %.
Высокоэкологичные двигатели – несомненное преимущество автомобилей в Старом Свете. К сожалению, отечественное моторное топливо значительно хуже европейского. Для российского рынка ООО «Ивеко Руссия» продолжает поставку автомобилей с двигателями Евро-3. Причём, это автомобили с обновлённым дизайном.
Ещё в 2006 г. на Daily появилась система ESP с адаптивной системой учёта массы автомобиля. В настоящее время она устанавливается на все модели. Современная система активной безопасности включает ABS, электронную систему распределения тормозных сил EBD, противобуксовочную систему ASR, регулятор тягового усилия MSR, гидравлическую систему экстренного торможения НВА (увеличивает давление в системе, когда система распознаёт экстренное торможение) и систему помощи началу движения Hill Holder. Кроме систем безопасности в стандартную комплектацию входит регулятор тягового усилия. Он изменяет обороты двигателя для ослабления тормозного момента, когда торможение двигателем не требуется.
С точки зрения «профессиональных» качеств Iveco Daily вне конкуренции – разрешённая полная масса автомобиля достигает 7 т. Грузоподъёмность семитонной модели достигает 4,7 т. Такой груз могут перевезти три 3,5-тонных автомобиля.
Объём грузового отделения фургонов Iveco Daily варьируется от 7,3 до 17,6 куб. м. В фургон можно загрузить шесть европоддонов. Сильная черта Iveco Daily – рамная конструкция. Такое решение позволяет предложить семь вариантов колёсной базы для шасси и довести длину грузовой платформы до 6195 мм.
Универсальность шасси увеличивает возможность установки коробки отбора мощности. Для этой цели на боковой стенке картера коробки передач предусмотрен специальный фланец. Коробка отбора мощности может обеспечить крутящий момент до 180 Нм.
Для увеличения проходимости может устанавливаться блокировка дифференциала главной передачи. Конечно, Iveco Daily имеет и полноприводную модификацию, но российский рынок пока запрашивает штучное количество таких автомобилей. Поэтому останавливаться на ней пока не будем.
В зависимости от установленного двигателя, автомобили оснащаются пятиили шестискоростными коробками передач. Любой автомобиль может быть оборудован роботизированной коробкой AGile. В ней предусмотрено два режима переключения: автоматический и ручной. AGile отслеживает режим использования педали акселератора и адаптирует свою работу к стилю управления автомобилем конкретным водителем.
Передняя подвеска Iveco Daily независимая: торсионная со стабилизатором поперечной устойчивости или с поперечной рессорой. Задний мост может подвешиваться на параболических или полуэллиптических рессорах. Возможна установка пневматической подвески.
Для того чтобы идти в ногу со временем, лёгкий коммерческий автомобиль должен иметь в своей комплектации телематическую систему. Iveco Daily оснащается Blue&Me; уже в условиях заводской сборки. Эта система себя хорошо зарекомендовала. Она уже работает более чем на 600 тыс. легковых и грузовых автомобилях. Кроме коммуникации по каналу Bluetooth с различными медиаустройствами, система позволяет ещё управлять автопарком с помощью пакета Blue&Me; Fleet. До этого он устанавливался только на грузовики Stralis. Платформа Blue&Me; Fleet с помощью специального программного обеспечения призвана повысить эффективность работы автомобиля. Система также обеспечивает дистанционную диагностику и планирование проведения технического обслуживания.