ПИТБУЛЬ НА СТРОЙКЕ
РОДОСЛОВНАЯ
Если вы делаете качественный продукт, негоже вкраплять в него дешевые ингредиенты. Поэтому на поставляемых с завода грузовиках Volvo вы никогда не найдете сомнительных комплектующих, будь то пластмассовый жгут или покрышка. Это не китайский конструктор, в котором ради угоды клиенту производитель готов идти на любые жертвы. Шведские автомобили собирают исключительно из деталей европейского происхождения, а потому они по определению не могут стоить как КамАЗ или Shaanxi.
Модель FMX появилась на свет не с чистого листа, а явила собой продолжение прежней серии FM, которую в строительном секторе хорошо знают с 2001 года. Предшественник той модели на конвейере с 1998-го, а ее корни, в свою очередь, относятся к 1994 году и так далее. В общем, в плане преемственности у Volvo полный порядок. Тому есть несколько объяснений. Во-первых, нет смысла коренным образом менять хорошее: от добра добра не ищут. Прежний строитель ничем себя не скомпрометировал и устраивал перевозчиков в полной мере. Во-вторых, транспортники просят завод сильно не менять конструкцию, а то на запчастях разоришься. Volvo Trucks пошел им навстречу и оставил неприкосновенным ряд узлов и деталей. У новичка с предшественником общими остались каркас и большая часть оперения кабины, рама, остекление и агрегатная база. Правда, последняя была расширена.
Выбор прежнего строителя был довольно широк, а у FMX он стал еще больше. Теперь грузовик выпускают в виде седельного тягача с колесной формулой 4х4, а также готовых полнокомплектных самосвалов и шасси под установку кузовных надстроек с колесной формулой 6х4, 8х4 и 8х6. Длина колесной базы тоже на любой вкус: 3700 мм для версии 4х4; 3200, 3400, 3700 мм для 6х4; 3700, 4600, 5100 мм для 8х4 и 4600 мм для 8х6. Типов кабин три: дневная Day Cab (L1EH1), спальная Sleeper Cab (L2H1) и спальная повышенной комфортности Globetrotter Cab (L2H2). Список предлагаемых самосвальных кузовов тоже внушителен и идет на десятки моделей разных производителей.
Клиенты могут выбирать между дизельными двигателями уровня Евро-5 и EEV мощностью 330, 380, 410, 420, 450, 460 или 500 л.с. В паре с любым из них работают 8-ступенчатая роботизированная коробка передач Powertronic или 12-ступенчатая автоматизированная трансмиссия I-Shift. Тормоза питбуля – его лапы. В списке у Volvo FMX есть моторный тормоз VEB, VEB+ и встраиваемый ретардер. Тормозные механизмы могут быть как полностью дисковыми или барабанными, так и комбинированными: дисковыми на передней оси и барабанными на ведущих мостах. Впрочем, об особенностях конструкции мы еще поговорим.
ДОСТОИНСТВА
Для начала анекдот. Перед тем, как выдать дочь замуж, мать ее нахваливает: «Она у меня такая активная! Может часами строчить на швейной машинке, поет с утра до вечера, кружится и танцует по квартире, играет на пианино…». Морщась, жених перебивает: «О недостатках хватит! Теперь расскажите о ее достоинствах».
Как и у всякого живого существа, у настоящего питбуля есть безусловные рефлексы. И у Volvo FMX они тоже присутствуют. Например, датчик дождя включает дворники без вмешательства водителя – лишь бы переключатель был в соответствующем положении. Так недолго и до датчика освещенности, при котором свет зажигается при въезде в туннель и наступлении сумерек.
По своей природе питбуль очень послушен, и легко обучается. Не испорченный непутевым хозяином, он обладает игривым нравом и дружелюбно настроен по отношению к человеку. Volvo FMX тоже покладист: он послушен рулю, не взбрыкивает под максимальной нагрузкой и не «козлит» при езде по неровной дороге. «Швед» уверенно держит заданное направление движения, стабилен в поворотах и устойчив, несмотря на относительно высокий центр тяжести.
К достоинствам породистого строителя с внешностью питбуля можно отнести Hillstart – систему помощи при трогании с места в гору, выносливую рессорную подвеску, надежные колёсные редукторы. Это, безусловно, комфортабельная кабина с отличным обзором и выверенной до мелочей эргономикой.
В активе машины и складной задний противоподкатный брус. Несмотря на массивный вид, весит он около 6 кг и легко трансформируется усилиями одного взрослого человека. При движении на асфальтовых трассах брус можно опустить до защелкивания, а во время работы на объекте поднять и зафиксировать в верхнем положении – и тогда проходимость автомобиля нисколько не пострадает. Естественно, у автомобиля есть немало других достоинств, которые он готов раскрыть при своевременном техническом обслуживании и грамотной эксплуатации.
НЕДОСТАТКИ
Как и всякое живое существо, питбуль обладает собственным характером, а подчас и норовом. И каким бы золотым ни был характер на первый взгляд, всегда найдутся и темные струнки. Шведский автомобиль тоже не идеален по всем параметрам.
Достаточно сказать, что экологические нормы Евро-5 и EEV, которым отвечают его двигатели, хороши для Европы с дизельным топливом высокого качества и для районов компактного проживания населения. А для чего такие стандарты на Крайнем Севере или в глухих уголках Якутии, где ремонтных мастерских не то, что поблизости – за сотни верст не сыщешь. А как работать на машине с реагентом AdBlue, который уже при -110oС превращается в кисель. И не мне напоминать вам о том, какие морозы бывают в Центральной полосе России, не говоря уже о Забайкалье, Западной Сибири и других географических точках с суровыми зимами.
Вот немцы предусмотрели возможность установки двигателя Евро-3 без использования мочевины на своем Mercedes-Benz Zetros. И даже MAN сделал собираемое в Индии шасси с таким мотором для стран за пределами ЕС. Альтернативное решение есть у Renault Trucks на самосвалах и миксерах Kerax и строительных тягачах Premium Lander. Почему бы Volvo Trucks не пойти тем же путём…
Ни на одной из тестируемых машин (а их было десятка два) я не увидел подогрева кузова. Впрочем, какой подогрев может быть при «холодном» выхлопе с Евро-5?! Но ведь самосвалы Volvo FMX не созданы исключительно для теплолюбивой Европы, а предназначены для глобальных рынков. И в свете возможного применения скандинавских грузовиков в России адаптация непременно нужна, иначе проблем не оберешься. Ведь что русскому хорошо, то шведу – смерть.
Не знаю, кто как, а лично я убежден, что дополнительное оборудование для Volvo FMX ваял не иначе, как бывший эквилибрист. Или цирковой акробат. А иначе зачем было разносить лестницу за кабиной и проем двери на большое расстояние? Лестница задумана для того, чтобы водитель мог заглянуть в кузов и проконтролировать процесс загрузки, не спускаясь на землю. Но вы попробуйте вылезти из кабины, встать в полный рост и перешагнуть, держась за поручень на верхнем срезе кабины. Тут одной физической силы недостаточно, требуется сноровка и растяжка. Да-да, растяжка. Конечно, на шпагат вам садиться не придется, но широко шагать – обязательно, а иначе повисните на поручне как дохляк на турнике. И если в теплое время года при отсутствии атмосферных осадков акробатический прием водителю по силам, то во время дождя или снегопада, в толстой зимней одежде, да ещё на заляпанных грязью ступеньках вроде бы простой прием превращается едва ли не в смертельный номер. Ну почему бы конструкторам не пожертвовать эстетикой и не сделать ступеньку в углублении над колесной аркой. Тогда было бы удобно и безопасно человеку любого роста, а не только «дяде Степе-великану».
Вместо этого авторы проекта сделали никому не нужный бокс, отпираемый изнутри с помощью тросового привода. Довольно спорное решение, если не сказать больше. Впрочем, я свое мнение не навязываю, а только делюсь им.
Нижняя подножка на металлическом шарнире, на мой взгляд, хорошее, но не лучшее решение. В своё время и мерседесовский Actros Bau имел точно такое же «стремя». Но после того, как подножки стали обрываться одна за другой, а от перевозчиков пошли нарекания, их стали подвешивать на резиновых жгутах. Эластичность выросла не только в продольном, но и в поперечном направлении, и случаев обрыва стало меньше. К тому же упростился сам ремонт поврежденной детали: стоимость замены копеечная, и времени занимает меньше. Так зачем же изобретать велосипед шведам? Да, в продольной плоскости нижняя подножка FMX выдержит встречу с препятствием, независимо от того, едет автомобиль вперед или назад. Но стоит ей наткнуться на камень, упереться в землю или в бетонный блок при повороте или развороте, как результат контакта предсказуем с вероятностью 100%: не оборвёт, так искорежит. В общем, налицо недоработка.
У шведского «питбуля» есть защита моторного отсека снизу, но почему-то нет металлического поддона для топливных баков. Да, по сравнению с прежним FM ёмкость с горючим на FMX поднята относительно земли. Однако это ещё не гарантия от неприятностей при работе на стройке.
Почему-то не предусмотрена защита противотуманных фар, хотя они расположены ниже основного блока. Пластмассовые очки «противотуманок» крепятся к трёхсекционному металлическому бамперу и являются кандидатами номер один на повреждение. Зачем шведам понадобилось создавать такой «расходник», ума не приложу. Ведь можно было не пожалеть полкило металла на две амбразуры, а так пластиковая бутафория капитулирует при первой же встрече с серьёзным препятствием.
ДРЕССИРОВКА
Хороший хозяин постоянно уделяет внимание своему питомцу и регулярно его дрессирует. И если он хочет научить собаку определенным навыкам, обычно приходит на специально подготовленную площадку. Дрессировка строительного «питбуля» перед началом серийного производства проходила на полигоне Volvo Trucks в Халлереде. Это уникальный объект, кстати, самый большой среди аналогов в Северной Европе. Находится он в нескольких километрах от Гётеборга и со всех сторон окружен хвойными лесами Западной Швеции.
Престижный нынче клочок европейской земли площадью 700 га приспособили для испытаний грузовой техники в 1972 году. С тех пор по необходимости специалисты его расширяют, реконструируют и совершенствуют, подстраивая под меняющиеся задачи современного грузового производства.
Искусственный разрез хотя и не гигантских размеров, но всё-таки впечатляет. Отдельными участками он напоминает испытательный полигон Daimler Trucks в Германии, но еще больше – карьер у подножия вулкана Этна на Сицилии, где несколькими годами ранее презентовали своего «суперстроителя» Iveco Trakker итальянские машиностроители. Что ж, есть такое правило: показывать технику в естественной среде ее эксплуатации. А родная стихия для Volvo FMX – карьеры и стройки.
По ломаному периметру протяженностью 12 км полигон окружен забором. На имеющейся в распоряжении специалистов в общем-то небольшой территории они умудрились проложить 15 испытательных трасс. Наиболее внушительная из них немногим длиннее гоночного кольца для трак-рейсинга и растянулась на 6 км с хвостиком. По сути, это высокоскоростной овал. Грузовики по нему носятся, как питбуль во время игры с хозяином на свежем воздухе. Автомобили здесь гоняют круглосуточно, и FMX прошел утвержденную программу тестов от первого до последнего километра.
Подобно тому, как уставший питбуль бегает, высунув язык, «швед» мотался на износ 7,5 месяцев. Остановки делали только для смены экипажа и дозаправки. Команда из трех человек поочередно садилась за руль и выполняла все предписания начальства. По словам руководителя проекта, ответственного за испытания модели FMX Патрика Лессмарка, интенсивность заданного ритма соответствовала 15 годам непрерывной эксплуатации. Это позволило выявить конструктивные ошибки и недочеты, устранить их и подтвердить правильность принятых решений на практике.
Обычно собак дрессируют по книжкам, инструкциям, исходя из накопленного опыта. Volvo FMX дрессировали по утвержденной методике, которая включала в себя несколько видов испытаний. Описанная выше муштра – только один из них; по сути, это экзамен на долговечность. А еще существует проверка на надежность, что не одно и то же. При сдаче данного предмета автомобили находятся в движении без остановок 6 недель, после чего следуют испытания, соответствующие году эксплуатации в транспортной компании. Между прочим, специально для FMX была разработана расширенная программа тестов. Выполняя ее, машину нещадно трепали воздействием камней и гравия, пропускали по мелководной и глубоководной ванной, подвергали воздействию перепадов температур, направляли в облака пыли и грязевые лужи. Самосвал грузили 26 т щебня и гоняли, как сказали бы про питбуля, до полного изнеможения.
Пытаясь определить, как на работе грузовика сказывается общий износ, FMX оценивали по 32 параметрам. Их объединили в пять категорий: качество сборки, безопасность конструкции, уровень экологии, топливная экономичность, производительность грузоперевозок. Каждый параметр доверили оценивать узкому специалисту в своей области. И по итогам каждого вида испытаний появлялось 32 маленьких, но подробных, а главное – компетентных отчёта. У специалистов такой процесс называется loop process или «замкнутый круг» (хорошо ещё, что не круговая порука). Стоило хотя бы одному из параметров выйти за установленные нормы, как инженерам приходилось быстро искать техническое решение проблемы. Итог усилий коллег Бенгта Йоханессона, специалиста Volvo Trucks по эксплуатации грузовой техники, перед вами. Шведский строитель получился крепким, ладно сбитым, выносливым – как питбуль в самом расцвете сил.
ВЫГУЛ
Питбуль, как и любая собака, нуждается в регулярном выгуле. Volvo FMX, как и любой коммерческий автомобиль для получения прибыли, не должен простаивать. Для этого он должен быть технически исправным и постоянно задействованным. А чтобы грузовик не ломался, придуманы различные устройства. Это и бортовой компьютер с подсказками о сроках и объёме ТО, и датчик нагрузки, передающий сведения о массе насыпаемой породы или стройматериалов в электронные мозги улучшенной трансмиссии I-Shift. Та, в свою очередь, выбирает оптимальный режим переключения передач и обеспечивает плавный старт как на ровных участках дорог, так и на подъёмах и спусках.
Силовая линия FMX представлена двумя базовыми моделями дизельных двигателей различной мощности. Речь идет об 11-литровом Volvo D11B с потенциалом от 330 до 450 л.с. и 13-литровом Volvo D13C с отдачей в 380–500 л.с. Оба характеризуются невысоким уровнем шума, пониженной вибрацией, хорошей производительностью и одной из лучших в классе топливной экономичностью. Ещё исполнение Евро-3 вместо Евро-5 и EEV, им бы цены не было на просторах бывшего СССР. Впрочем, парки транспортных компаний постепенно пополняют строительные машины уровня Евро-4, так почему бы не использовать Евро-5.
Достоинства дрессированного питбуля видны в том числе по его поведению и объёму выполняемых команд. Достоинства грузового автомобиля также характеризуются его функциями, и это трудно не заметить по автоматизированной трансмиссии I-Shift с оптимизированным программным управлением. В ней есть ползучая передача для осуществления маневрирования и режим движения в раскачку. Кстати, аналогичное решение используется и на одноклассниках Volvo FMX, например, на MAN TGA World Wide и Mercedes-Benz Actros Bau. «Умная» коробка-автомат представляет собой и своего рода защиту от дурака, способного сжечь сцепление за одну поездку. Что ни говори, а «автомат» на строительном грузовике – сущее благо.
Как уже отмечалось, у Volvo FMX есть система помощи при трогании в гору Hillstart. И хороша она как для новичков за рулем строительной техники, так и для опытных драйверов. Диапазон использования машины существенно расширяют встроенный ретардер и моторный тормоз Volvo Engine Brake с мощностью замедления 375 кВт при 2300 об/мин. И с учетом комфортабельной кабины это лучшее, о чем может мечтать перевозчик, занятый на доставке строительных грузов.
Кстати, об обновленной кабине. Разработчики улучшили то, что, казалось, улучшить уже невозможно. На полу появились резиновые коврики с высокими твердыми бортами. Они задерживают грязь под ногами и не дают ей распространиться по всей кабине. Благодаря этим корытцам убирать рабочую зону стало проще. Но коврики – мелочь, а вот компактный столик с подставками для емкостей с напитками и отверстиями для ручек – совсем другое дело. Есть также практичный держатель для бумаг в водонепроницаемом кармане и удобное отделение для хранения небольших предметов.
Покупателям Volvo FMX на выбор предлагаются три варианта дизайнерской отделки интерьера: сиденья и дверные панели с виниловым покрытием, тканевая обивка сидений и виниловые боковые панели или те же элементы, обшитые велюром. За дополнительную плату поставляются кожаные кресла, хотя для работающего по оси в грязи самосвалу или миксеру это нужно, как зайцу шлемофон. Барство, одним словом.
В ЛЮДИ!
К счастью, Volvo FMX – не живой питбуль, с которым жалко расставаться. Друзья, как известно, не продаются. А вот строительный автомобиль для того и поставлен на поток, чтобы обладать им могли тысячи желающих. Реализация нового Volvo FMX через сеть официальных дилеров Volvo Trucks начнется одновременно в нескольких странах Евросоюза в сентябре 2010 года. Уже известны и примерные цены. Как и следовало ожидать, они чуть выше стоимости Volvo FM в сопоставимой комплектации.
Продажи шведского супергрузовика в России стартуют на несколько месяцев позже, и о розничных ценах говорить пока рано. Ясно только, что автомобили будут доступны по финансовым программам международного (а позднее и внутреннего) лизинга.
Будет ли спрос на Volvo FMX в России? Я не астролог, чтобы делать такие смелые предсказания, но могу предположить, что будет. По крайней мере, на выставках Bauma2010 в Мюнхене и KomTrans-2010 в Москве, где я побывал в апреле текущего года, к мировой премьере был проявлен большой и главное – неподдельный интерес. На стендах компании толпились сотни людей, и большинство из них стремилось получить о машине максимум деловой информации. Перевозчикам он понравился, экспертам тоже. Даже конкуренты признают, что шведам удалось создать универсального «строителя», лучшего за 80-летнюю историю марки. И пока кто-то оспаривает достоинства нового продукта, я готов держать пари, что перед нами – не просто шведский питбуль для стройки. На мой взгляд, это будущий обладатель титула Truck of the Year 2011. Узнать, так это или нет, мы сможем очень скоро: итоги конкурса объявят в сентябре на выставке коммерческого транспорта IAA в немецком Ганновере. Ну что, поспорим?!