ПРЕДТЕЧИ «СПРИНТЕРА»
Первый грузовые «малолитражки» Бенца 1896 г. стали называть на официальном жаргоне того времени «комбинированными транспортными средствами доставки». В то время небольшие автобусы Бенца имели съёмные кузова. Шасси оснащались двигателями мощностью 1,8; 2,6 или 3,3 кВт, имели трёхступенчатую коробку передач, цепной привод на ведущую ось, спицевые колёса с узкими массивными шинами.
Первый фургон, построенный Карлом Бенцом, пошёл на экспорт – был продан во Францию. «Каблук» изготовили из пассажирской модели «Вело», а покупателем стал парижский универсальный магазин. Коммерсанты приобрели фургончик с двигателем мощностью 1,8 кВт. Автомобильчик грузоподъёмностью 300 кг развивал скорость 20–30 км/ч.
Продажи автомобилей Бенца во Франции осуществлялись через генерального дистрибьютора Эмиля Роджера. В конце 1896 г. он вместе с бизнесменом из Лиона Л`Холлиером разработали план организации производственных мастерских в местечке Дигбет вблизи Бирмингема. Предприятие задумывалось как аналог заводу Daimler Motor Syndicate Ltd., расположенному в Ковентри. На новых производственных мощностях предполагалось изготавливать бортовые грузовики и развозные фургоны.
Предприятие в Дигбете просуществовало недолго. Эмиль Роджер скончался в следующем, 1897 г. После его смерти дело развалилось. Мастерские успели изготовить только несколько автомобилей.
Тем временем, Карл Бенц предложил увеличенный вариант «автомобиля доставки», описанного как «экипаж с закрытым кузовом». Автомобиль имел двухступенчатую ременную передачу. В 1898 г. это модель была модернизирована и получила трёхскоростную трансмиссию. Также была увеличена грузоподъёмность фургона с 300 до 400 кг, не включая двух членов экипажа. Увеличение грузоподъёмности и переход на цепной привод был связан с установкой более мощного двигателя, развивающего 4,4 кВт вместо 2,7.
То, что Карл Бенц называл «автомобилем доставки», Даймлер именовал «коммерческим автомобилем». Эти автомобили в виде панельных фургонов с облегчённой конструкцией предлагались 1897 г. От тяжёлых грузовиков они отличались цепным приводом (как и на автомобилях Бенца), в то время как с 1896 г. Даймлер применял шестеренчатую передачу самого первого своего грузовика.
Первые фургоны Даймлера имели пять модификаций, различающихся полезной нагрузкой, – от 800 до 2500 кг. Двигатель размещался в капоте над передней ось. Применялась четырёхступенчатая коробка передач. Даймлер использовал два двухцилиндровых двигателя мощностью 1,47 кВт и 5,9 кВт, а также четырёхцилиндровые моторы развивающие 4,4 и 8,8 кВт. Эти «коммерческие автомобили» выпускались с 1897 по 1903 год на заводе в Унтертюркгейме.
С 1904 г. Daimler стала производить фургоны грузоподъёмностью 750–1000 кг с двухцилиндровыми двигателями. Их изготовление, в конечном счете, переместилось в Мариенфелд. Здесь производство продолжалось до 1905 г. Затем предприятие полностью переключилось на грузовики и автобусы.
Чуть позже, в 1907 г., компания SAG заключила соглашение о создании совместного предприятия с «Бенц» в Мангейме. Здесь с 1908 по 1910 год производились десять вариантов развозных автомобилей грузоподъёмностью от 300 до 1500 кг. С декабря 1910 г. автомобили СП продавались под названием Benz-Werke Gaggenau.
В 1911 г. начался выпуск моделей Benz D 11 и KL 11 с полезной нагрузкой 500 и 1500 кг. Производственная программа лёгких коммерческих автомобилей была расширена в 1913 г., когда началось изготовление сразу четырёх моделей грузоподъёмностью 500, 750, 1000 и 1500 кг. Они выпускались до 1916 г.
В 1912 г., после того как Daimler начал изготовление новых развозных фургонов, их производство вернулось в Унтертюркгейм. Модели предприятия получили индекс в виде буквы U.
Самый лёгкий грузовичок назывался U1/2T. Он имел грузоподъёмность 500–700 кг. Этот автомобиль уже поучил пневматические шины. На него устанавливался четырёхцилиндровый двигатель мощностью 16 кВт модели Daimler 8, в трансмиссии использовался карданный вал.
Тяжёлая серия коммерческих автомобилей обозначалась как U1T. Эти автомобили этой имели полезную нагрузку 1259–1500 кг. Машины сначала комплектовали моторами Daimler 10 мощностью 18 кВт. Затем они получили более мощный Daimler 12, выдающий 23,5 кВт. Автомобили тяжёлой серии приводились в движении также посредством вала. В отличие от лёгкой серии, пневматические шины на U1T использовались только на передней оси, а на задней устанавливались жёсткие грузошины.
Эти две модели фургонов выпускались до 1919 г. В 1920 г. лёгкая серия была заменена моделью U 1 с двигателем мощностью 18 кВт. Их грузоподъёмность составляла 1150–1250 кг. Тяжёлую серию стала представлять модель U2T, рассчитанная на загрузку 2,5 т. Грузовик оснащался двигателем Daimler 22 мощностью 37 кВт. Производство этих моделей продолжалось недолго.
Деление на фургоны и обычные грузовики оставалось условным. Цельнометаллических моделей тогда ещё не существовало, и легкие бортовые грузовики грузоподъёмностью около тонны, к примеру, такой, как изготовленный в Мариенфелде DC1a или модель Benz CN1 из Гагенау, вытеснили развозные фургоны с рынка.
После слияния компании определили развитие фургонов преимущественно как производную от обычного грузовика. Однотонная модель L1 1926 года и L45 1928 г. грузоподъёмностью 2,5 т изготавливались в специальном варианте панельного фургона. Эти модели поддерживали традицию фургонов до появления в 1941 г. моделей L1100/L1500.
Вместе с «грузовыми», выпускались и фургончики на базе легковых моделей. Так в 1927 г. Mercedes-Benz предложила модель L 3/4, которая изготавливалась на базе легкового автомобиля 8/38-35 hp, выпускавшегося в 1926–1928 гг. L 3/4 отличался большой колёсной базой (3250 мм). Автомобиль использовался в качестве развозного, санитарного, пикапа или микроавтобуса.
С технической точки зрения L 3/4 мало отличался от легковой машины. Удлинение базы потребовало удлинения рамы и установки промежуточного карданного вала. С июня 1929 г. грузоподъёмность автомобиля была увеличена до 1000 кг. В связи с этим модель получила обозначение L 1000. Она выпускалась до 1936 г. Всего было изготовлено 2376 автомобилей.
В 1932 г. к L 1000 присоединился меньший фургон, изготовленный на базе модели 170. В соответствии со своей грузоподъёмностью он получил обозначение L 300.